EN

Станцевать гжель

Сергей Виноградов10.01.2020

Московский ансамбль народного танца «Гжель» встретил Новый год в Вероне и будет гастролировать по Италии почти до конца января. Часть декабря «Гжель» провела в Китае. Один из самых гастролирующих народных ансамблей России проводит по полгода и более за рубежом. И политические перипетии последних лет практически не сказались на гастрольном расписании ансамбля.

Уникальность «Гжели» в том, что коллектив демонстрирует зрителям по всему миру не только русские песни, танцы и обряды (как и творчество других славянских народов), но также народные промыслы и ремёсла. Руководители театра танца рассказали «Русскому миру», в каких странах русский танец принимают лучше всего, как в «Гжели» расшифровали «Славянский код» (название программы) и как можно станцевать гжель, палех или жостово.

Фото: Анастасия Ташева

Старинное ремесло на большой сцене

В позапрошлом году «Гжель» отметила 30-летие. Ансамбль был создан в 1988 году выдающимся хореографом профессором Владимиром Захаровым к 650-летию существования исконно русского промысла – гжели. Немногим более 20 лет назад ансамблю был присвоен академический статус, а спустя четыре года «Гжель» открыла собственное хореографическое училище.

За годы существования «Гжель», ныне включающая в себя более 50-ти артистов, десятки раз выступала на Днях российской культуры и Днях Москвы по всему миру, объездила с гастролями всю планету, показывая своё мастерство на самых известных сценах мира, и поставила множество программ. «Гжель» выступала на саммитах БРИКС, ШОС и других международных организаций, на Олимпийских играх и на открытии Гран-при «Формула I» в Сочи, на фестивале в Каннах и на других мероприятиях.

Широкую международную известность получила совместная с американцами постановка спектакля «LET GO». Артисты «Гжели» замечательно справились с современными танцевальными номерами. Этот  театр танца отличает хореография высочайшего уровня, профессиональная подготовка танцовщиков и оригинальные сюжеты.

Фото: Анастасия Ташева

«Сказочная Гжель», «Мотивы Жостова», «Палех», «Хохломская карусель», «В царстве финифти», «Павлово-Посадские узоры», «Вятская картинка» – такие названия носят номера «Гжели». Трудно найти народный художественный промысел, которому театр танца не посвятил бы самостоятельной композиции. Но как станцевать палех или хохлому?

«Фольклор – это синтез песен, танцы, костюм и быт народа, – рассказала «Русскому миру» главный балетмейстер театра танца «Гжель» Валентина Слыханова. – Возьмём роспись. Отразить её в номере можно с помощью костюма и композиции танца. Активный рисунок, насыщенность красок, вензеля, мотивы – всё это замечательно отражается в танце. Например, для представления на сцене палеха требуется особая пластика. Или, к примеру, в номере «Костромская скань» исполнительницы выходят в костюмах, которые представляют собой перевёрнутые серьги. И у зрителей создаётся впечатление о богатом украшении работы уникальных мастеров, роли которых исполняют юноши-танцоры. Номер сюжетный, в нём рассказывается о создании серёжек. Публика завороженно на это смотрит, в каких бы странах мы ни показывали танец. Выступая за рубежом, мы рассказываем о том, что работаем с темами русских народных промыслов и ремёсел».

Русский фольклор для иностранной публики

Благодаря обширным гастролям театра танца «Гжель» о русских ремёслах с загадочными и сложными для уха иностранца названиями узнают по всему миру. «Мы повсюду выступаем под своим названием, и с каждой нашей гастролью "Гжель" всё больше укрепляется в сознании зрителей в разных странах, – уверена директор театра танца Марина Куклина. – Выражаясь современным языком, идёт создание бренда. И могу сказать, за рубежом начинают нас узнавать. По тому, что приглашения из разных стран поступают повторно, мы понимаем, что зрители знакомы с нами и знают, чего от нас ждать. Например, в Швейцарии мы выступали с концертной программой, а сейчас нас приглашают со спектаклем "Снежная королева"».

Марина Куклина и Валентина Слыханова. Фото: Анастасия Ташева

По словам Марины Куклиной, политические события последних пяти лет, приведшие к сокращению гастрольных программ ряда российских творческих коллективов, на зарубежной афише «Гжели» не сказались. «Мы часто принимаем участие в мероприятия Дней культуры за рубежом, и каждый такой выезд увеличивает количество иностранных антрепренёров, желающих с нами работать, – говорит она. – Они организуют наши гастроли, приглашают на фестивали».

Услышав вопрос о том, где ансамбль лучше всего принимают, директор и хореограф переглядываются и произносят хором – «принимают везде хорошо». «Когда впервые ехали в Финляндию и Эстонию, побаивались, как северные зрители примут наше искусство, – говорит Марина Куклина. – Перед поездкой в Италию тоже были сомнения, и про китайского зрителя нам говорили, что он сложный и по ходу действия люди не реагируют. Но на концертах сомнения рассеивались – принимали очень хорошо. В Ливане выступали среди древних изваяний, и более трёх тысяч людей смотрели концерт, затаив дыхание».

Фото: Анастасия Ташева

Несомненной удачей «Гжели» последних лет стал «Славянский код». Составленный из танцев разных славянских народов (русского, сербского, польского, болгарского и других), спектакль поставлен по законам драматического жанра – с сюжетом и персонажами. «Славянский код» получил восторженный приём во всех странах, где программу показывали. «В Болгарии сказали, что "Гжель" танцует болгарские танцы лучше, чем местные коллективы, – рассказала Валентина Слыханова. – Нашу программу "Танцы народов мира" тоже любят по всему миру. Например, едем в Грецию – открываем второе отделение "Сиртаки", и вы бы видели, как зрители нам благодарны за это, какие овации раздаются».

Программы «Гжели» рождаются на стыке искусства и этнографии, собранной в глубинке России и других славянских стран. В номерах и спектаклях театра танца воплощены дух, обряды и особенности разных народов. Но, как рассказали «Русскому миру» руководители коллектива, академический театр танца также держит (и совершенствует) в своём постоянном репертуаре «Калинку-малинку» и другие незамысловатые русские песни и пляски. Потому что они будоражат крупнейшие концертные залы по всему миру. «Куда же без "Калинки", за рубежом постоянно просят исполнить», – говорит Марина Куклина.

Валентина Слыханова добавляет: программы «Гжели» несут в российской глубинке и за рубежом традиционный образ русской женщины. «Сейчас во многих театрах, на эстраде в ходу другая эстетика, но наш зритель её не принимает», – говорит хореограф.

«Дом у дороги» ко Дню Победы

По словам директора театра, репертуар «Гжели» насчитывает более пятидесяти хореографических постановок. «Мы сохраняем свою золотую коллекцию, созданную Владимиром Захаровым, но при этом стараемся быть современными, – сказала она «Русскому миру». – Появляются новые программы и спектакли. Сейчас мы готовим спектакль по произведению композитора Валерия Гаврилина "Дом у дороги"».

Фото: Анастасия Ташева

Премьера балета, приуроченного к 75-летию Победы, состоится в апреле 2020 года. Фрагменты спектакля, рассказывающего о семьях, разрушенных войной, «Гжель» показывала во время гастролей по российским городам. Война представлена в спектакле как воплощённое зло – на сцене появляются персонажи в чёрном, уничтожающие всё на своём пути. Масштабные кровопролитные битвы, выраженные в танце, смотрятся эпично и берут за душу. Не исключено, что грандиозная постановка, воплотившая в себе впечатляющий масштаб событий и трогательную человечность, будет показана и зарубежному зрителю.

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.
Привычные слова часто хранят в себе удивительные истории, стоит только обратить внимание на их древние корни. Сегодня мы проследим за увлекательной эволюцией одного из таких корней и обнаружим неожиданную связь между словами «опекун», «печень», «беспечный» и др. Если открыть «Словообразовательный словарь…» А. Н. Тихонова, то можно увидеть, что слова «обеспечение», «печень», «беспечный» и «опекун» не являются однокоренными. Однако исторически в этих лексемах выделяется корень печ-/пек-, который делает данные слова родственными.
«Лучшие спектакли Эфроса невозможно пересказать, как симфоническую музыку или, вернее, хороший джаз, который он обожал», — говорил о нём критик Анатолий Смелянский. Последователь Станиславского был одним из самых значительных театральных режиссёров XX века, которому суждено было изменить саму природу сценического языка.
С 1 по 5 июля на базе Паломнического центра Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря в городе Печоры проходит заезд «Русское слово» Всероссийского проекта «Истоки.Школа», который реализуется в рамках национального проекта «Молодёжь и дети» по инициативе Президента России. Он объединил 155 преподавателей русского языка и литературы, словесников, поэтов и писателей из разных регионов России.
C 17 по 30 июня 2025 года в Горно-Алтайске прошла очередная, уникальная по масштабу и содержанию смена языкового лагеря для школьников Монголии – часть межгосударственного образовательного мегапроекта «Языковой мост Россия – Монголия 2025», который проходит при поддержке фонда «Русский мир».
Выбор правильного прилагательного для описания чего-то, что относится к мальчикам, может вызвать затруднения. В русской речи существует несколько вариантов: мальчиковый, мальчуковый, мальчишечий, мальчиший и мальчишеский. Каждый из них имеет свой стилистический оттенок, который важно учитывать.
30 июня 1914 года родился выдающийся русский учёный и авиаконструктор, один из главных создателей советского «ядерного щита», разработчик орбитальных станций и самой мощной советской ракеты-носителя «Протон» Владимир Николаевич Челомей.