RUS
EN
 / Главная / Публикации / Станцевать гжель

Станцевать гжель

Сергей Виноградов10.01.2020

Московский ансамбль народного танца «Гжель» встретил Новый год в Вероне и будет гастролировать по Италии почти до конца января. Часть декабря «Гжель» провела в Китае. Один из самых гастролирующих народных ансамблей России проводит по полгода и более за рубежом. И политические перипетии последних лет практически не сказались на гастрольном расписании ансамбля.

Уникальность «Гжели» в том, что коллектив демонстрирует зрителям по всему миру не только русские песни, танцы и обряды (как и творчество других славянских народов), но также народные промыслы и ремёсла. Руководители театра танца рассказали «Русскому миру», в каких странах русский танец принимают лучше всего, как в «Гжели» расшифровали «Славянский код» (название программы) и как можно станцевать гжель, палех или жостово.

Фото: Анастасия Ташева

Старинное ремесло на большой сцене

В позапрошлом году «Гжель» отметила 30-летие. Ансамбль был создан в 1988 году выдающимся хореографом профессором Владимиром Захаровым к 650-летию существования исконно русского промысла – гжели. Немногим более 20 лет назад ансамблю был присвоен академический статус, а спустя четыре года «Гжель» открыла собственное хореографическое училище.

За годы существования «Гжель», ныне включающая в себя более 50-ти артистов, десятки раз выступала на Днях российской культуры и Днях Москвы по всему миру, объездила с гастролями всю планету, показывая своё мастерство на самых известных сценах мира, и поставила множество программ. «Гжель» выступала на саммитах БРИКС, ШОС и других международных организаций, на Олимпийских играх и на открытии Гран-при «Формула I» в Сочи, на фестивале в Каннах и на других мероприятиях.

Широкую международную известность получила совместная с американцами постановка спектакля «LET GO». Артисты «Гжели» замечательно справились с современными танцевальными номерами. Этот  театр танца отличает хореография высочайшего уровня, профессиональная подготовка танцовщиков и оригинальные сюжеты.

Фото: Анастасия Ташева

«Сказочная Гжель», «Мотивы Жостова», «Палех», «Хохломская карусель», «В царстве финифти», «Павлово-Посадские узоры», «Вятская картинка» – такие названия носят номера «Гжели». Трудно найти народный художественный промысел, которому театр танца не посвятил бы самостоятельной композиции. Но как станцевать палех или хохлому?

«Фольклор – это синтез песен, танцы, костюм и быт народа, – рассказала «Русскому миру» главный балетмейстер театра танца «Гжель» Валентина Слыханова. – Возьмём роспись. Отразить её в номере можно с помощью костюма и композиции танца. Активный рисунок, насыщенность красок, вензеля, мотивы – всё это замечательно отражается в танце. Например, для представления на сцене палеха требуется особая пластика. Или, к примеру, в номере «Костромская скань» исполнительницы выходят в костюмах, которые представляют собой перевёрнутые серьги. И у зрителей создаётся впечатление о богатом украшении работы уникальных мастеров, роли которых исполняют юноши-танцоры. Номер сюжетный, в нём рассказывается о создании серёжек. Публика завороженно на это смотрит, в каких бы странах мы ни показывали танец. Выступая за рубежом, мы рассказываем о том, что работаем с темами русских народных промыслов и ремёсел».

Русский фольклор для иностранной публики

Благодаря обширным гастролям театра танца «Гжель» о русских ремёслах с загадочными и сложными для уха иностранца названиями узнают по всему миру. «Мы повсюду выступаем под своим названием, и с каждой нашей гастролью "Гжель" всё больше укрепляется в сознании зрителей в разных странах, – уверена директор театра танца Марина Куклина. – Выражаясь современным языком, идёт создание бренда. И могу сказать, за рубежом начинают нас узнавать. По тому, что приглашения из разных стран поступают повторно, мы понимаем, что зрители знакомы с нами и знают, чего от нас ждать. Например, в Швейцарии мы выступали с концертной программой, а сейчас нас приглашают со спектаклем "Снежная королева"».

Марина Куклина и Валентина Слыханова. Фото: Анастасия Ташева

По словам Марины Куклиной, политические события последних пяти лет, приведшие к сокращению гастрольных программ ряда российских творческих коллективов, на зарубежной афише «Гжели» не сказались. «Мы часто принимаем участие в мероприятия Дней культуры за рубежом, и каждый такой выезд увеличивает количество иностранных антрепренёров, желающих с нами работать, – говорит она. – Они организуют наши гастроли, приглашают на фестивали».

Услышав вопрос о том, где ансамбль лучше всего принимают, директор и хореограф переглядываются и произносят хором – «принимают везде хорошо». «Когда впервые ехали в Финляндию и Эстонию, побаивались, как северные зрители примут наше искусство, – говорит Марина Куклина. – Перед поездкой в Италию тоже были сомнения, и про китайского зрителя нам говорили, что он сложный и по ходу действия люди не реагируют. Но на концертах сомнения рассеивались – принимали очень хорошо. В Ливане выступали среди древних изваяний, и более трёх тысяч людей смотрели концерт, затаив дыхание».

Фото: Анастасия Ташева

Несомненной удачей «Гжели» последних лет стал «Славянский код». Составленный из танцев разных славянских народов (русского, сербского, польского, болгарского и других), спектакль поставлен по законам драматического жанра – с сюжетом и персонажами. «Славянский код» получил восторженный приём во всех странах, где программу показывали. «В Болгарии сказали, что "Гжель" танцует болгарские танцы лучше, чем местные коллективы, – рассказала Валентина Слыханова. – Нашу программу "Танцы народов мира" тоже любят по всему миру. Например, едем в Грецию – открываем второе отделение "Сиртаки", и вы бы видели, как зрители нам благодарны за это, какие овации раздаются».

Программы «Гжели» рождаются на стыке искусства и этнографии, собранной в глубинке России и других славянских стран. В номерах и спектаклях театра танца воплощены дух, обряды и особенности разных народов. Но, как рассказали «Русскому миру» руководители коллектива, академический театр танца также держит (и совершенствует) в своём постоянном репертуаре «Калинку-малинку» и другие незамысловатые русские песни и пляски. Потому что они будоражат крупнейшие концертные залы по всему миру. «Куда же без "Калинки", за рубежом постоянно просят исполнить», – говорит Марина Куклина.

Валентина Слыханова добавляет: программы «Гжели» несут в российской глубинке и за рубежом традиционный образ русской женщины. «Сейчас во многих театрах, на эстраде в ходу другая эстетика, но наш зритель её не принимает», – говорит хореограф.

«Дом у дороги» ко Дню Победы

По словам директора театра, репертуар «Гжели» насчитывает более пятидесяти хореографических постановок. «Мы сохраняем свою золотую коллекцию, созданную Владимиром Захаровым, но при этом стараемся быть современными, – сказала она «Русскому миру». – Появляются новые программы и спектакли. Сейчас мы готовим спектакль по произведению композитора Валерия Гаврилина "Дом у дороги"».

Фото: Анастасия Ташева

Премьера балета, приуроченного к 75-летию Победы, состоится в апреле 2020 года. Фрагменты спектакля, рассказывающего о семьях, разрушенных войной, «Гжель» показывала во время гастролей по российским городам. Война представлена в спектакле как воплощённое зло – на сцене появляются персонажи в чёрном, уничтожающие всё на своём пути. Масштабные кровопролитные битвы, выраженные в танце, смотрятся эпично и берут за душу. Не исключено, что грандиозная постановка, воплотившая в себе впечатляющий масштаб событий и трогательную человечность, будет показана и зарубежному зрителю.

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

1 апреля мы отмечаем годовщину Николая Васильевича Гоголя. Яркое образное мышление находило воплощение не только в гоголевских текстах. Писатель проявлял интерес к разным сферам жизни и смело пробовал себя в роли то зодчего, то кулинара, то дизайнера. Причём не без успеха.
«Все мы вышли из бондаревских "Батальонов…"», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. 29 марта в Москве скончался Юрий Василий Бондарев. За две недели до этого, 15 марта, ему исполнилось 96 лет.
Китай рапортует о том, что распространение коронавируса остановлено. В России, благодаря своевременному реагированию и принятым мерам, прирост заболевших удаётся сдерживать. В некоторых же странах, как в Италии, Испании или США, ситуация довольно тревожная – заболевших там считают десятками тысяч. Чтобы понять, как выглядит ситуация «изнутри», корреспондент «Русского мира», сама живущая в Италии, пообщалась с нашими соотечественниками в разных странах. Картина получилась довольно пёстрой.
Дорогой Виталий Григорьевич… Именно так – уважительно и сердечно – хотелось обратиться к этому удивительному человеку, силу личности и неповторимое обаяние которого ощущали все, кому посчастливилось знать В. Г. Костомарова, внимать ему.
Распространение пандемии коронавируса ставит перед обществом новые вызовы и задачи: необходимо не только лечить заразившихся, но и помогать тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации из-за самоизоляции. И есть впечатление, что многие практики взаимопомощи и поддержки, которые появляются благодаря карантину, останутся с нами и после того, как эпидемия закончится.
Почти две недели назад не стало Эдуарда Лимонова, выдающегося писателя, эмигранта, скандалиста, политика, который уже одним своим присутствием мог заинтриговать толпу. Однако 30 марта выходит (онлайн) его последняя книга «Старик путешествует», так что Лимонов всё ещё с нами. Его близкий друг журналист и режиссёр Даниил Дубшин поделился своими воспоминаниями об этом крайне неординарном человеке.
Международный день театра ежегодно традиционно отмечался множеством сценических премьер на русском языке по всему миру. Русские театры за рубежом открывали 27 марта фестивали, представляли новые спектакли и устраивали гастроли. Коронавирус заставил театры изменить свои планы, но многие их них не отказались от профессионального праздника. Более того, как выяснил «Русский мир», ряд театров продолжают репетиции на «удалёнке».  
Мир переживает потрясение, и о коронавирусе сегодня говорят на всех наречиях. Новая социальная реальность немедленно отразилась в языке. В нашу речь стремительно врываются слова и понятия, о существовании которых многие и не подозревали, а соцсети пестрят неологизмами, иногда довольно удачными.