EN

Русский стиль для дипломатов

Светлана Сметанина29.11.2019

Если вы до сих пор думаете, что русский стиль – это нечто из бабушкиного сундука, значит, вам срочно пора на выставку «Трын*трава» во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства. 18 российских дизайнеров объединили свои усилия, чтобы доказать: русский стиль – это актуально, практично и просто красиво. А символом выставки они выбрали изображение чертополоха. Недаром это цветок считается славянским оберегом. Это растение сильное, красивое и «неубиваемое». Как и русский стиль.

Чертополох на выставке, конечно же, присутствует. Например, платок с одноимённым названием. Художник Ирина Батькова с помощью своих платков рассказывает древнерусские мифы и легенды. Их названия говорят сами за себя: «Калинов мост», «Индрик», «Драконы и единороги», «Хозяйка Медной горы».

Тарелки с чертополохом Татьяны Чепургиной

Ну а чертополох был выбран как образ мироздания, чьи мифологические корни проросли сквозь тысячелетия на всём континенте. Одолень-трава, трын-трава (единый для славянского языка корень трън – шип, колючка, тернии). Трава непокорных, защитник и спаситель. Его брали с собой в путешествия как оберег. А вдохновляющим образом для платка стал чертополох из старинных русских рукописных книг, царских указов, росписи, резьбы и изразцов.

Лампы «Хохлома». Ольга Миккова. Фото: vmdpni.ru

А знаете ли вы такое слово «паужна»? Не спешите с ответом. Если немного копнуть нашу историю, окажется, что это слово прекрасно знакомо каждому, но просто слегка забылось. Паужна – это еда или перекус, который брали с собой крестьяне на работу. Приставка па означает неполноту действия: па-ужна – неполноценный ужин или полдник по-нашему.

Дизайнер интерьеров Светлана Попова услышала это забытое слово от своей родственницы в небольшом городке Тарнага, который находится на границе между Архангельской и Вологодской областями. «Мы перебирали предметы, сохранившиеся от предков. И она достала пестери – такие плетёные корзины разного размера с круглой крышкой. Одна корзина была совсем небольшая. Я спросила: а что это? Она говорит: а это паужна, в которой носили еду, уходя в поле на работу. И мне очень захотелось вернуть это слово в нашу современную жизнь. Таким образом и родилась эта коллекция "Паужна"», рассказывает Светлана. Современный человек, поставив на стол эти яркие красивые сосуды, возможно, вспомнит о своих корнях.

Художник Светлана Попова и её паужны

И самый необычный момент: журнальные столики и чёрные сосуды с орнаментом сделаны из хрусталя. А произведена вся эта красота на заводе в Гусь-Хрустальном. Вот такое необычное прочтение всем привычного хрусталя и его новая жизнь в современных предметах интерьера. На старинных паужнах не было ни одной случайной линии или узора – всё было продумано и несло свою информацию. Так что паужны вполне можно и читать, точнее, расшифровывать их древние смыслы. И заодно вспоминать нашу историю, культуру и даже наш язык.

Читайте также: Сделано в России: русская мода становится мировой

А что вы скажете насчёт бересты? Казалось бы, ну что такого нового можно придумать из привычной всем берёзовой коры? Художник Инесса Королёва (Шульц) тоже не сразу открыла для себя этот пластичный материал. «Я родом из Сибири, хотя у нашей семьи есть и немецкие корни. Берёзы там везде. И когда родственники из Германии к нам приезжали, их эти берёзки неизменно восхищали. А потом, когда я стала жить в Калининграде и вновь приехала в Сибирь, однажды увидела эти берёзы ранним утром – они буквально светились. Мне захотелось показать красоту бересты, её палитру, текстуру, орнамент в новом свете и образе», – рассказывает Инесса.

Инесса Королёва (Шульц) и её панно из бересты

Образы для вдохновения она ищет в древних орнаментах Русского Севера, Германии, скандинавских стран. Оказалось, что в наших мифах, легендах, сохранившихся предметах быта есть очень много общего.

Участники выставки поставили себе цель – опровергнуть сложившийся в массовом сознании образ русского стиля как исключительно сувенирной продукции. А для этого нужно было показать, что предметы, сделанные в духе русских традиций и технологий, вполне могут быть современными и самобытными, если к ним подойти творчески.

Светильники в виде куполов

Например, знаменитые жостовские подносы, знакомые практически каждому россиянину. При всей своей красоте и яркости они, скорее, воспринимались как хороший подарок для иностранного туриста. А вот дизайнер Юлия Герасимова увидела, как сделать из старинных подносов вполне современную нарядную посуду. Необычные тарелки выкованы вручную из стали и вроде бы так же украшены розами, но смотрятся уже совершенно по-другому. Эта коллекция уже побывала на выставке интерьерного дизайна и собрала много хороших отзывов. Представители фабрики рассказали, что такого рода сотрудничество с молодыми российскими дизайнерами будет продолжено, что, несомненно, вдохнёт новую жизнь в традиционный русский промысел.

Подносы «Зима». Юлия Герасимова. Фото: vmdpni.ru

Одним из гостей выставки стала официальный представитель МИД России Мария Захарова. В своих интервью она неизменно подчёркивает, что предпочитает одеваться у российских дизайнеров. И у этого тоже есть своя причина – семейная. Родители Марии и она сама много лет коллекционируют предметы русского декоративно-прикладного искусства. Мария Захарова пообещала пригласить на выставку и дипломатический корпус, представленный в Москве. Пусть тоже расширяют свои представления о России и русском стиле.   

Также по теме

Новые публикации

В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.
Привычные слова часто хранят в себе удивительные истории, стоит только обратить внимание на их древние корни. Сегодня мы проследим за увлекательной эволюцией одного из таких корней и обнаружим неожиданную связь между словами «опекун», «печень», «беспечный» и др. Если открыть «Словообразовательный словарь…» А. Н. Тихонова, то можно увидеть, что слова «обеспечение», «печень», «беспечный» и «опекун» не являются однокоренными. Однако исторически в этих лексемах выделяется корень печ-/пек-, который делает данные слова родственными.
«Лучшие спектакли Эфроса невозможно пересказать, как симфоническую музыку или, вернее, хороший джаз, который он обожал», — говорил о нём критик Анатолий Смелянский. Последователь Станиславского был одним из самых значительных театральных режиссёров XX века, которому суждено было изменить саму природу сценического языка.
С 1 по 5 июля на базе Паломнического центра Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря в городе Печоры проходит заезд «Русское слово» Всероссийского проекта «Истоки.Школа», который реализуется в рамках национального проекта «Молодёжь и дети» по инициативе Президента России. Он объединил 155 преподавателей русского языка и литературы, словесников, поэтов и писателей из разных регионов России.
C 17 по 30 июня 2025 года в Горно-Алтайске прошла очередная, уникальная по масштабу и содержанию смена языкового лагеря для школьников Монголии – часть межгосударственного образовательного мегапроекта «Языковой мост Россия – Монголия 2025», который проходит при поддержке фонда «Русский мир».
Выбор правильного прилагательного для описания чего-то, что относится к мальчикам, может вызвать затруднения. В русской речи существует несколько вариантов: мальчиковый, мальчуковый, мальчишечий, мальчиший и мальчишеский. Каждый из них имеет свой стилистический оттенок, который важно учитывать.
30 июня 1914 года родился выдающийся русский учёный и авиаконструктор, один из главных создателей советского «ядерного щита», разработчик орбитальных станций и самой мощной советской ракеты-носителя «Протон» Владимир Николаевич Челомей.