RUS
EN
 / Главная / Публикации / Русский стиль для дипломатов

Русский стиль для дипломатов

Светлана Сметанина29.11.2019

Если вы до сих пор думаете, что русский стиль – это нечто из бабушкиного сундука, значит, вам срочно пора на выставку «Трын*трава» во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства. 18 российских дизайнеров объединили свои усилия, чтобы доказать: русский стиль – это актуально, практично и просто красиво. А символом выставки они выбрали изображение чертополоха. Недаром это цветок считается славянским оберегом. Это растение сильное, красивое и «неубиваемое». Как и русский стиль.

Чертополох на выставке, конечно же, присутствует. Например, платок с одноимённым названием. Художник Ирина Батькова с помощью своих платков рассказывает древнерусские мифы и легенды. Их названия говорят сами за себя: «Калинов мост», «Индрик», «Драконы и единороги», «Хозяйка Медной горы».

Тарелки с чертополохом Татьяны Чепургиной

Ну а чертополох был выбран как образ мироздания, чьи мифологические корни проросли сквозь тысячелетия на всём континенте. Одолень-трава, трын-трава (единый для славянского языка корень трън – шип, колючка, тернии). Трава непокорных, защитник и спаситель. Его брали с собой в путешествия как оберег. А вдохновляющим образом для платка стал чертополох из старинных русских рукописных книг, царских указов, росписи, резьбы и изразцов.

Лампы «Хохлома». Ольга Миккова. Фото: vmdpni.ru

А знаете ли вы такое слово «паужна»? Не спешите с ответом. Если немного копнуть нашу историю, окажется, что это слово прекрасно знакомо каждому, но просто слегка забылось. Паужна – это еда или перекус, который брали с собой крестьяне на работу. Приставка па означает неполноту действия: па-ужна – неполноценный ужин или полдник по-нашему.

Дизайнер интерьеров Светлана Попова услышала это забытое слово от своей родственницы в небольшом городке Тарнага, который находится на границе между Архангельской и Вологодской областями. «Мы перебирали предметы, сохранившиеся от предков. И она достала пестери – такие плетёные корзины разного размера с круглой крышкой. Одна корзина была совсем небольшая. Я спросила: а что это? Она говорит: а это паужна, в которой носили еду, уходя в поле на работу. И мне очень захотелось вернуть это слово в нашу современную жизнь. Таким образом и родилась эта коллекция "Паужна"», рассказывает Светлана. Современный человек, поставив на стол эти яркие красивые сосуды, возможно, вспомнит о своих корнях.

Художник Светлана Попова и её паужны

И самый необычный момент: журнальные столики и чёрные сосуды с орнаментом сделаны из хрусталя. А произведена вся эта красота на заводе в Гусь-Хрустальном. Вот такое необычное прочтение всем привычного хрусталя и его новая жизнь в современных предметах интерьера. На старинных паужнах не было ни одной случайной линии или узора – всё было продумано и несло свою информацию. Так что паужны вполне можно и читать, точнее, расшифровывать их древние смыслы. И заодно вспоминать нашу историю, культуру и даже наш язык.

Читайте также: Сделано в России: русская мода становится мировой

А что вы скажете насчёт бересты? Казалось бы, ну что такого нового можно придумать из привычной всем берёзовой коры? Художник Инесса Королёва (Шульц) тоже не сразу открыла для себя этот пластичный материал. «Я родом из Сибири, хотя у нашей семьи есть и немецкие корни. Берёзы там везде. И когда родственники из Германии к нам приезжали, их эти берёзки неизменно восхищали. А потом, когда я стала жить в Калининграде и вновь приехала в Сибирь, однажды увидела эти берёзы ранним утром – они буквально светились. Мне захотелось показать красоту бересты, её палитру, текстуру, орнамент в новом свете и образе», – рассказывает Инесса.

Инесса Королёва (Шульц) и её панно из бересты

Образы для вдохновения она ищет в древних орнаментах Русского Севера, Германии, скандинавских стран. Оказалось, что в наших мифах, легендах, сохранившихся предметах быта есть очень много общего.

Участники выставки поставили себе цель – опровергнуть сложившийся в массовом сознании образ русского стиля как исключительно сувенирной продукции. А для этого нужно было показать, что предметы, сделанные в духе русских традиций и технологий, вполне могут быть современными и самобытными, если к ним подойти творчески.

Светильники в виде куполов

Например, знаменитые жостовские подносы, знакомые практически каждому россиянину. При всей своей красоте и яркости они, скорее, воспринимались как хороший подарок для иностранного туриста. А вот дизайнер Юлия Герасимова увидела, как сделать из старинных подносов вполне современную нарядную посуду. Необычные тарелки выкованы вручную из стали и вроде бы так же украшены розами, но смотрятся уже совершенно по-другому. Эта коллекция уже побывала на выставке интерьерного дизайна и собрала много хороших отзывов. Представители фабрики рассказали, что такого рода сотрудничество с молодыми российскими дизайнерами будет продолжено, что, несомненно, вдохнёт новую жизнь в традиционный русский промысел.

Подносы «Зима». Юлия Герасимова. Фото: vmdpni.ru

Одним из гостей выставки стала официальный представитель МИД России Мария Захарова. В своих интервью она неизменно подчёркивает, что предпочитает одеваться у российских дизайнеров. И у этого тоже есть своя причина – семейная. Родители Марии и она сама много лет коллекционируют предметы русского декоративно-прикладного искусства. Мария Захарова пообещала пригласить на выставку и дипломатический корпус, представленный в Москве. Пусть тоже расширяют свои представления о России и русском стиле.   

Также по теме

Новые публикации

Эти книги мы читали в советском детстве, но сейчас их уже не переиздают. Вспомнить любимые истории хочется сегодня, 2 апреля, в Международный день детской книги. Этот праздник отмечают в мире уже больше полувека.
1 апреля мы отмечаем годовщину Николая Васильевича Гоголя. Яркое образное мышление находило воплощение не только в гоголевских текстах. Писатель проявлял интерес к разным сферам жизни и смело пробовал себя в роли то зодчего, то кулинара, то дизайнера. Причём не без успеха.
«Все мы вышли из бондаревских "Батальонов…"», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. 29 марта в Москве скончался Юрий Василий Бондарев. За две недели до этого, 15 марта, ему исполнилось 96 лет.
Китай рапортует о том, что распространение коронавируса остановлено. В России, благодаря своевременному реагированию и принятым мерам, прирост заболевших удаётся сдерживать. В некоторых же странах, как в Италии, Испании или США, ситуация довольно тревожная – заболевших там считают десятками тысяч. Чтобы понять, как выглядит ситуация «изнутри», корреспондент «Русского мира», сама живущая в Италии, пообщалась с нашими соотечественниками в разных странах. Картина получилась довольно пёстрой.
Дорогой Виталий Григорьевич… Именно так – уважительно и сердечно – хотелось обратиться к этому удивительному человеку, силу личности и неповторимое обаяние которого ощущали все, кому посчастливилось знать В. Г. Костомарова, внимать ему.
Распространение пандемии коронавируса ставит перед обществом новые вызовы и задачи: необходимо не только лечить заразившихся, но и помогать тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации из-за самоизоляции. И есть впечатление, что многие практики взаимопомощи и поддержки, которые появляются благодаря карантину, останутся с нами и после того, как эпидемия закончится.
Почти две недели назад не стало Эдуарда Лимонова, выдающегося писателя, эмигранта, скандалиста, политика, который уже одним своим присутствием мог заинтриговать толпу. Однако 30 марта выходит (онлайн) его последняя книга «Старик путешествует», так что Лимонов всё ещё с нами. Его близкий друг журналист и режиссёр Даниил Дубшин поделился своими воспоминаниями об этом крайне неординарном человеке.
Международный день театра ежегодно традиционно отмечался множеством сценических премьер на русском языке по всему миру. Русские театры за рубежом открывали 27 марта фестивали, представляли новые спектакли и устраивали гастроли. Коронавирус заставил театры изменить свои планы, но многие их них не отказались от профессионального праздника. Более того, как выяснил «Русский мир», ряд театров продолжают репетиции на «удалёнке».