RUS
EN
 / Главная / Публикации / Диалоги искусства с властью и власти с искусством

Диалоги искусства с властью и власти с искусством

Дмитрий Климов28.10.2019

В Саратове прошла шестая международная научно-практическая конференция «Искусство и власть». Город встречал участников конференции необычно тёплой по меркам октября погодой. Пленарное заседание конференции открылось в Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева.

Как обычно, форум, посвящённый столь многогранной теме, как «Искусство и власть», собрал руководителей и сотрудников государственных учреждений сферы культуры и искусства, образования, представителей научно-образовательного сообщества, средств массовой информации; художников, искусствоведов, арт-критиков, коллекционеров, политических и общественных деятелей, ведущих экспертов.

Разумеется, это далеко не полный список. Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Самара, Саранск, Тольятти, Казань, Пенза, Нижний Новгород, Ижевск, Братислава (Словакия), Франкфурт-на-Майне (Германия), Верчелли (Италия) – вот география проекта.

Среди главных организаторов и партнёров конференции следует назвать Российскую академию художеств и её Поволжское отделение, CГХМ имени А. Н. Радищева, Творческий союз художников России, Европейскую академию безопасности и конфликтологии, Европейский фонд славянской письменности и культуры (Братислава, Словакия), Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С. Г. Строганова, Московский архитектурный институт, Московский музей современного искусства, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Саратовский областной Дом работников искусств, Саратовское художественное училище им. А. П. Боголюбова, Тольяттинский государственный университет, Мордовское отделение Международной ассоциации «Союз дизайнеров» (г. Саранск), Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого, СГТУ им. Ю. А. Гагарина.

Довольно сложно, на первый взгляд, соотнести заявленную тему ставшей уже традиционной международной конференции с представленной довольно обширной программой. Например, тема «Город как эстетический и социальный феномен» выбивается, на первый взгляд, из общего контекста. Вместе с тем исследование городских сообществ и общественных пространств, поиск культурных кодов территории и общих смыслов, проблема города в современных социально-гуманитарных исследованиях, проекты трансформации визуального облика города непосредственно связаны с тем, как местная власть преобразует городское пространство, делая его более привлекательным для постоянного проживания.

Очень важен художественный и эстетический аспект этого явления. Ведь возобладавший в своё время промышленный и достаточно однообразный, блёклый стиль современных городов буквально выталкивал его жителей из привычного пространства. Вот здесь и прозвучали актуальные выступления на такие темы, как «Колористика города» и «Архитектурное освещение», с которыми выступили профессора Московского архитектурного института Н. И. Щепетков и А. В. Ефимов. Этот подход формирует совершенно иное мировоззрение, заставляя менять к лучшему и облагораживая то, что окружает всех нас в повседневной жизни.

Другая тема – «Цифровые технологии и эволюция языка искусства» – представлена главным организатором конференции К. В. Худяковым. Акцент был сделан на стратегических ориентирах и влиянии научно-технических достижений на искусство новых медиа. Представлена и «зона эксперимента»: трансграничные жанры и виды искусства. Речь идёт уже не о просто цифровой, а даже уже постдигитальной эстетике. Современный мир во всём многообразии техногенных процессов соединяется с творчеством. Здесь также переплетаются понятие власти в её традиционном восприятии искусства, поскольку и то, и другое находится в некоем единстве.

В этом смысле рабочая секция, неизменно присутствующая на конференции, «Политизация искусства: «за» и «против»» наиболее близка к основной теме конференции. Руководитель секции – президент Европейской академии безопасности и конфликтологии И. И. Бондаренко (Словакия). Именно ему удаётся изысканно и со знанием всех нюансов вести дискуссию и приводить к единому знаменателю порой полярные мысли и воззрения.

Ответ на вопрос «за» или «против», по сути, дан самим обществом. Не бывает «чистого искусства», существующего вне его, вне политики. Даже если художник чувствует себя совершенно независимо от общественных устоев, в его творчестве в любом случае проявляется давление политики. Примечательно, что модернистские течения, опрокидывающие привычные взгляды, появлялись именно в период неустойчивости общественного развития, предреволюционных ситуаций и войн. Но политика и искусство находятся в диалектическом единстве. Искусство также влияет на политику, как и политика – на искусство.

Международный форум не ограничился работой только секций, на которых рассматривались различные аспекты современного искусства. Организаторы сопроводили конференцию шестью художественными тематическими выставками под единым названием «Диалоги с классикой»: «Зыбкая недвижимость», «Новая религиозность», «Ностальгический соц-арт», «Туризм печали», «Беру что хочу» (куратор – Диана Мачулина), выставка «Рай. Предварительный отчёт администратора» (автор идеи и куратор – Алексей Трубецков, Творческая мастерская ПОРАХ и ТСХР, Саратов), ставшая составной частью проекта «Новая религиозность».

В программу конференции вошли также две больших выставки: «Пензенское художественное училище из 19 века в 21-й. Живые традиции» – из фондов Пензенского художественного училища имени К. А. Савицкого (куратор – Дмитрий Димаков) и «Интерграфика. Контрапост» по итогам работы Творческой мастерской ПОРАХ и ТСХР в Республике Татарстан (кураторы – Александр Артамонов, Ольга Улемнова, Казань).

Также по теме

Новые публикации

Главный герой Масленицы, конечно, румяный блин. Мало того, что он вкусен, так ещё и богатой символикой наделён: круглый блин – это, по Куприну, «настоящее щедрое солнце, воспоминание о языческом прошлом, символ красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».
У русскоязычного сообщества праздник – 120 лет со дня рождения Дитмара Эльяшевича Розенталя, выдающегося учёного, чьё имя стало синонимом строгой нормы и чётких правил в русской филологии.
В День защитника Отечества поговорим об истории воинских званий. «Мне солдат дороже себя», – говорил великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Вот и мы начнём с солдата.
К Международному дню родного языка в нашей стране приурочили акцию «Родные языки России». Более 8000 тысяч школьников из 72 регионов страны записали на видео и опубликовали в социальных сетях стихи на 60 языках народов России. А в некоторых российских регионах в этот день прошли Тотальные диктанты на национальных языках.
Россия – страна многонациональная и многоязычная. И в Международный день родного языка мы хотим пригласить всех за праздничный стол, чтобы попотчевать национальными блюдами. Уверяем, вас ждут не только гастрономические, но и лингвистические открытия.
В конце августа прошлого года на работу в киргизский Ош приехали 17 учителей из Российской Федерации. Этому предшествовал серьёзный отбор, кандидаты из разных городов не были знакомы друг с другом. Для многих это был первый выезд за границу причём на длительный срок – на год. О том, как им работается в школах с разными языками обучения, что нравится, а что нуждается в улучшении, рассказали трое учителей: Марина Петрова, Наталья Сахарова и Марина Зайченко.
Восьмой международный поэтический интернет-конкурс «Эмигрантская лира» назвал победителей в номинациях «Эмигрантский вектор» и «Неоставленная страна» для русскоязычных поэтов дальнего зарубежья и авторов из России и стран СНГ соответственно. Как оказалось, поэзией соотечественники из-за рубежа не избывают тоску по утраченной родине, а общаются с русскоязычными друзьями и ищут единомышленников по всему миру. Стихи и раньше не знали границ, а интернет разрушил последние преграды.