EN
 / Главная / Публикации / Диалоги искусства с властью и власти с искусством

Диалоги искусства с властью и власти с искусством

Дмитрий Климов28.10.2019

В Саратове прошла шестая международная научно-практическая конференция «Искусство и власть». Город встречал участников конференции необычно тёплой по меркам октября погодой. Пленарное заседание конференции открылось в Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева.

Как обычно, форум, посвящённый столь многогранной теме, как «Искусство и власть», собрал руководителей и сотрудников государственных учреждений сферы культуры и искусства, образования, представителей научно-образовательного сообщества, средств массовой информации; художников, искусствоведов, арт-критиков, коллекционеров, политических и общественных деятелей, ведущих экспертов.

Разумеется, это далеко не полный список. Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Самара, Саранск, Тольятти, Казань, Пенза, Нижний Новгород, Ижевск, Братислава (Словакия), Франкфурт-на-Майне (Германия), Верчелли (Италия) – вот география проекта.

Среди главных организаторов и партнёров конференции следует назвать Российскую академию художеств и её Поволжское отделение, CГХМ имени А. Н. Радищева, Творческий союз художников России, Европейскую академию безопасности и конфликтологии, Европейский фонд славянской письменности и культуры (Братислава, Словакия), Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С. Г. Строганова, Московский архитектурный институт, Московский музей современного искусства, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Саратовский областной Дом работников искусств, Саратовское художественное училище им. А. П. Боголюбова, Тольяттинский государственный университет, Мордовское отделение Международной ассоциации «Союз дизайнеров» (г. Саранск), Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого, СГТУ им. Ю. А. Гагарина.

Довольно сложно, на первый взгляд, соотнести заявленную тему ставшей уже традиционной международной конференции с представленной довольно обширной программой. Например, тема «Город как эстетический и социальный феномен» выбивается, на первый взгляд, из общего контекста. Вместе с тем исследование городских сообществ и общественных пространств, поиск культурных кодов территории и общих смыслов, проблема города в современных социально-гуманитарных исследованиях, проекты трансформации визуального облика города непосредственно связаны с тем, как местная власть преобразует городское пространство, делая его более привлекательным для постоянного проживания.

Очень важен художественный и эстетический аспект этого явления. Ведь возобладавший в своё время промышленный и достаточно однообразный, блёклый стиль современных городов буквально выталкивал его жителей из привычного пространства. Вот здесь и прозвучали актуальные выступления на такие темы, как «Колористика города» и «Архитектурное освещение», с которыми выступили профессора Московского архитектурного института Н. И. Щепетков и А. В. Ефимов. Этот подход формирует совершенно иное мировоззрение, заставляя менять к лучшему и облагораживая то, что окружает всех нас в повседневной жизни.

Другая тема – «Цифровые технологии и эволюция языка искусства» – представлена главным организатором конференции К. В. Худяковым. Акцент был сделан на стратегических ориентирах и влиянии научно-технических достижений на искусство новых медиа. Представлена и «зона эксперимента»: трансграничные жанры и виды искусства. Речь идёт уже не о просто цифровой, а даже уже постдигитальной эстетике. Современный мир во всём многообразии техногенных процессов соединяется с творчеством. Здесь также переплетаются понятие власти в её традиционном восприятии искусства, поскольку и то, и другое находится в некоем единстве.

В этом смысле рабочая секция, неизменно присутствующая на конференции, «Политизация искусства: «за» и «против»» наиболее близка к основной теме конференции. Руководитель секции – президент Европейской академии безопасности и конфликтологии И. И. Бондаренко (Словакия). Именно ему удаётся изысканно и со знанием всех нюансов вести дискуссию и приводить к единому знаменателю порой полярные мысли и воззрения.

Ответ на вопрос «за» или «против», по сути, дан самим обществом. Не бывает «чистого искусства», существующего вне его, вне политики. Даже если художник чувствует себя совершенно независимо от общественных устоев, в его творчестве в любом случае проявляется давление политики. Примечательно, что модернистские течения, опрокидывающие привычные взгляды, появлялись именно в период неустойчивости общественного развития, предреволюционных ситуаций и войн. Но политика и искусство находятся в диалектическом единстве. Искусство также влияет на политику, как и политика – на искусство.

Международный форум не ограничился работой только секций, на которых рассматривались различные аспекты современного искусства. Организаторы сопроводили конференцию шестью художественными тематическими выставками под единым названием «Диалоги с классикой»: «Зыбкая недвижимость», «Новая религиозность», «Ностальгический соц-арт», «Туризм печали», «Беру что хочу» (куратор – Диана Мачулина), выставка «Рай. Предварительный отчёт администратора» (автор идеи и куратор – Алексей Трубецков, Творческая мастерская ПОРАХ и ТСХР, Саратов), ставшая составной частью проекта «Новая религиозность».

В программу конференции вошли также две больших выставки: «Пензенское художественное училище из 19 века в 21-й. Живые традиции» – из фондов Пензенского художественного училища имени К. А. Савицкого (куратор – Дмитрий Димаков) и «Интерграфика. Контрапост» по итогам работы Творческой мастерской ПОРАХ и ТСХР в Республике Татарстан (кураторы – Александр Артамонов, Ольга Улемнова, Казань).

Также по теме

Новые публикации

120 лет со дня рождения выдающегося лингвиста Сергея Ожегова исполнилось 22 сентября. Главным научным достижением Ожегова стал всем известный «Словаря русского языка», который только при жизни лингвиста выдержал шесть переизданий, и продолжал совершенствоваться и пополняться даже после смерти учёного.
В истории открытия Антарктиды, 200-летие которого отмечается в 2020 – 2021 годах, ещё остались неизвестные страницы. Например, мало кто знает о человеке, без которого и экспедиция, и само открытие ледового материка могли бы не состояться. Речь о морском министре Иване Ивановиче де Траверсе.
В Эстонии, по разным причинам, с каждым годом увеличивается количество русскоязычных детей, поступающих в школы с эстонским языком обучения. Родители всё чаще встают перед проблемой – как сохранить идентичность ребёнка, дать ему хороший русский язык, знания по родной литературе и культуре. На эти вопросы отвечает директор Таллинской школы русского языка Института Пушкина Инга Мангус.
На территории Русского центра им. Н. И. Бородиной в городе Мерано провинции Альто-Адидже (Италия) прошла премьера литературно-театрального спектакля «Калейдоскоп» по рассказам Михаила Зощенко. Зрителями стали наши соотечественники и итальянцы, изучающие русский язык.
275 лет назад, 16 сентября (по старому стилю – 5 сентября) 1745 года, родился выдающийся российский военачальник и дипломат Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. О военном таланте Кутузова, его заслугах в войнах с турками и Наполеоном знают все. Обратимся к чуть менее известным, но весьма примечательным фактам из жизни нашего великого соотечественника.
Сентябрь подтвердил опасения и тревоги учащихся бывших русских школ и их родителей в Латвии. На головы наших соотечественников в новом учебном году одновременно свалилось сразу три беды – компетентностная реформа, серьёзные языковые ограничения и перемены, связанные с эпидемиологической ситуацией.  
Член Всемирного координационного совета российских соотечественников Сильвана Ярмолюк-Строганова, с детских лет живущая в Аргентине, рассказала об истории своей семьи и отношениях в среде российских иммигрантов.