EN
 / Главная / Публикации / На родине Веры

На родине Веры

Алла Березовская 23.09.2019

В рижском Доме Москвы открылась выставка, посвящённая знаменитой русской художнице – скульптору Вере Мухиной, 130-летие со дня рождения которой отметили многие наши соотечественники, живущие за рубежом. Рига, конечно, тоже не могла остаться в стороне. Ведь именно здесь, в небольшом деревянном доме, в семье русских купцов Мухиных, на свет появилась девочка Вера…

На двадцати объёмных выставочных стендах, установленных в фойе Дома Москвы, подробно описывается весь жизненный путь автора самого узнаваемого символа советской эпохи – мемориала «Рабочий и колхозница» и ещё множества не менее прекрасных и величественных скульптур и памятников.

Род Мухиных обосновался в Риге после войны 1812 г. Дед и отец Веры торговали льном, пенькой, были весьма известными и уважаемыми купцами в округе. Дед – Козьма Игнатьевич Мухин – был почётным гражданином Риги, вырастил 13 детей. На свои средства он построил гимназию в Смоленске, больницу для престарелых и реальное училище в Рославле. Отец также жертвовал тысячи рублей на строительство и ремонт рижских православных церквей.

Вера Мухина в мастерской. Фото: diaryrh.ru

Помимо торговли пенькой Игнатий Мухин увлекался рисованием, поощряя занятия живописью и у своих детей. Как Вера писала в автобиографии, «мои художественные наклонности перешли ко мне от моего отца, которого я помню склонённым над чертежами машин. В молодости он любил копировать марины Айвазовского…».

Когда девочке не было ещё двух лет, её мать умерла от туберкулеза. Опасаясь за здоровье Веры и её сестры, отец увёз всю семью из дождливой Риги в Россию – сначала в усадьбу под Могилёвым, а потом к Чёрному морю – в Феодосию.

И всё же именно Ригу Вера Игнатьевна всегда считала своей родиной, с сыном Всеволодом она приезжала сюда в разные годы, поддерживая связи с местными художниками. А однажды, уже будучи влиятельным и авторитетным скульптором, оказала для Латвии неоценимую, можно сказать, историческую услугу: спасла от сноса Памятник Свободы в Риге – один из символов Латвии.

Я слышала эту историю лет десять назад от председателя рижского Общества Веры Мухиной – Виктора Грецова, бывшего инженера Латвийской железной дороги, основателя мини-музея Мухиной в одной из комнат дома на ул. Тургенева, 23, в котором родилась Вера Игнатьевна. После отъезда Мухиных дом в 1900 г. был продан Латвийской железной дороге.

В советские годы благодаря настойчивости инженера-железнодорожника В. Грецова, решившего восстановить в Риге память о Мухиных, в левом крыле здания, в бывшей привратницкой, была выделена маленькая комната, нечто вроде девичьей светёлки. И к столетию скульптора, в 1989 году, здесь была открыта комната-музей Веры Мухиной. А на фасаде здания установлена мемориальная доска. Каждый год в день рождения своей выдающейся землячки сюда с цветами приходили поклонники её творчества.

Дом Мухиных в Риге. Фото: russkije.lv

В поисках экспонатов для музея Виктор Иванович познакомился с сыном скульптора Всеволодом Алексеевичем Замковым, который предоставил для рижского мемориала копии фотографий из семейного альбома и передал В. Грецову доверенность на право сбора документов и материалов, относящихся к жизни и семье Мухиных в Латвии.

В комнате на стенах были развешаны большие фотографии с работами Веры Игнатьевны, на полках – солидная подборка книг, журналов и газет, рассказывающих о её жизни и творчестве. Сюда все эти годы, вплоть до самой смерти В. Грецова в 2014 г., приходили туристы и гости города, чтобы увидеть дом, в котором родилась знаменитая Мухина, взглянуть на «её комнату», оставить записи в Книге для посетителей. Я их читала – десятки благодарностей на русском и латышском языках от жителей Латвии, России, Белоруссии…

В эпоху независимости и всеобщей приватизации мухинский дом, переходивший от одного хозяина к другому, несколько раз пытались снести, а музей ликвидировать. И каждый раз Виктор Иванович поднимал на ноги всю русскую общественность, газеты, радио, обращался к депутатам Рижской думы. Но «топор лесоруба» то и дело зависал над музеем. У дома не было статуса памятника, который хоть как-то мог бы защитить его. Зато был план постройки на этом месте многоэтажной автостоянки…

В борьбу за сохранение важного для истории Риги здания включился депутат Сейма Латвии Игорь Пименов. Опираясь на заключения архитекторов и историков, ему удалось доказать, что купеческий домик Мухиных является образцом уникального деревянного зодчества в стиле ампир, каких в Риге сохранились считанные единицы. На этом основании в 2007 г. Рижская дума, наконец, присвоила зданию охранный статус памятника архитектуры местного значения. Это означает, что государство гарантирует его защиту от разрушения или перестройки, но не оказывает финансовой поддержки. Что и послужило причиной продажи родового гнезда Мухиных частной компании.

На сегодняшний день владельцы здания пока не возражают против мемориальной доски, но как долго будет длиться их благосклонность, никто не знает.

Что же касается музейной комнаты, то она закрыта. А все документы и книги с записями хранятся у Игоря Пименова. После смерти Виктора Грецова именно ему пришлось стать хранителем памяти о Вере Мухиной.

Выставка в Доме Москвы. Фото автора

В Латвии, конечно, знают, чем они должны быть обязаны этой великой женщине. Это ведь именно она когда-то спасла от сноса главный символ республики – Памятник Свободы. Это факт в 1989 г. в своём письме к В. Грецову ещё раз подтвердил сын Веры Игнатьевны – Всеволод Замков. На одном из выставочных стендов в Доме Москвы также можно ознакомиться с этим документом.

По словам Всеволода Замкова, в 1944 г., вскоре после освобождения Риги от фашистов, Веру Мухину в качестве эксперта командировали в Латвию на Военный совет. По инициативе местных активистов здесь собирались снести Памятник Свободы как «идеологически чуждый нам монумент буржуазной эпохи». Но «товарищ Мухина» в своём заключении написала, что памятник работы Карлиса Зале не имеет националистической направленности. И отозвалась о его авторе, которого она хорошо знала по годам учёбы, как о мастере высочайшего уровня. Рассказывают, что в благодарность за спасение «Свободы» тогдашний руководитель Совета народных комиссаров писатель Вилис Лацис даже предложил ей в подарок дачу на Рижском взморье. Скульптор отказалась.

Как известно, Мухина заступалась и за Казанский собор на Красной площади, когда его решили сносить. Но в этот раз даже её заступничество не помогло. По воспоминаниям современников, нетерпеливо выслушав «строптивую Веру», Каганович показал ей через окно Храм Василия Блаженного и пообещал «снести и этот курятник», если она и дальше будет возмущаться.

На выставочных стендах отражены все этапы жизни Веры Мухиной – детство и жизнь в Феодосии, учёба в Москве, в Париже, Первая мировая война и работа сестрой милосердия в лазаретах, начало работы в скульптуре, создание театральных костюмов, первые успехи на выставках – в России, в Венеции, Франции. Монументальные работы предвоенных и военных лет, мухинские вазы из стекла и, конечно, её знаменитые гранёный стакан и пивная кружка. Интересная подборка фактов из биографии Веры Игнатьевны, рассказы о семье, болезни сына, арестах и ссылках мужа.

Вера Мухина с мужем Алексеем Замсковым и сыном. Фото: 24smi.org

Супруг Веры Игнатьевны Алексей Замков был очень известным врачом, в конце 20-х годов он создал уникальный препарат типа нынешней виагры. К его услугам обращались Будённый, Горький, Орджоникидзе, Куйбышев, Мичурин и другие влиятельные лица. Тем не менее, это не уберегло его от сталинских репрессий. Между прочим, Алексей Замков стал прототипом профессора Преображенского в «Собачьем сердце» Михаила Булгакова.

Памятник мужу, похороненному в 1942 г. на Новодевичьем кладбище, Мухина создала сама. Через 11 лет, в 1953-м, здесь же похоронят и её саму – по её воле. На надгробии Замкова выбито: «Я сделал для людей всё, что мог». А под ними слова Веры Игнатьевны: «Я тоже».

На открытии выставки её автор Игорь Пименов выразил признательность правительству Москвы и руководству Дома Москвы, благодаря поддержке которых и удалось подготовить выставочные стенды. Дизайн выставки – заслуга известного рижского историка и общественного деятеля Влада Богова.

С открытием памятной выставки жителей города поздравил и гость Риги, приехавший в латвийскую столицу в рамках Дней Москвы в странах Балтии, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов. Общественный лидер наших соотечественников в Латвии Виктор Гущин выразил надежду, что работа по сохранению русского культурно-исторического наследия в Латвии только выставкой не ограничится. По его мнению, дом на Тургеневской улице когда-нибудь должен стать мемориальным музеем одной из самых великих женщин минувшей эпохи – Веры Игнатьевны Мухиной.

На открытии выставки. Фото: автора

Покидая Дом Москвы, и находясь под большим впечатлением от этой, действительно замечательной, выставки, на открытие которой собралась русская интеллигенция Латвии, я решила сделать небольшой крюк и проведать домик Мухиных. Вдруг что не так?

Но нет, слава Богу, хоть и старенький, местами обшарпанный, но скромный «образец местного деревянного зодчества» по-прежнему стоит на Тургеневской улице. И памятная доска, напоминающая, что именно здесь «родилась скульптор – народный художник СССР Мухина Вера Игнатьевна», тоже висела на прежнем месте. Разве что намокла немного под проливным дождем. Погода в Риге такая же промозглая, как и сто лет назад…      

Также по теме

Новые публикации

Несмотря на международную ситуацию катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Российские и зарубежные эксперты в области международных отношений, экономики, медиа и образования обсудили различные стороны взаимодействия России со странами Африканского континента – от сотрудничества в информационной политике до строительства АЭС и борьбы с наследием колониализма.
Как известно, Михаил Глинка, как и Пушкин,  создал «новый русский язык» – только в музыке. В год своего 220-летия великий русский композитор и европейская знаменитость Михаил Глинка получил «поздравление» от украинцев. В местном институте национальной памяти (УИНП) его объявили одним из «символов российской имперской политики».
Цветаева