RUS
EN
 / Главная / Публикации / В России возрождают национальные литературы через русский язык

В России возрождают национальные литературы через русский язык

Редакция портала «Русский мир»13.09.2019

В России проживает более 190 народов, которые пишут и читают на 60 литературных языках. Но что мы знаем об этих литературах, помимо русской? Между тем, творчество современных авторов, представляющих различные народы России, охватывает широкий спектр стилей и жанров – это и поэзия, и проза, фольклор, и детская литература, реализм, постмодернизм и даже рэп-поэзия.

В Советском Союзе существовала целая политика поддержки национальных культур. Когда настали трудные времена, многое было упущено – развитие национальных литератур перестало действовать как единая система: авторы «потеряли» друг друга, угасли переводы национальных литератур на русский как язык-посредник и один из главных мировых языков. Между тем, по признанию специалистов, один из основных способов сохранения национального многообразия – это как можно более полный перевод национальных авторов на русский язык, как ни парадоксально это звучит. В конце концов, только так конкретный автор или целая литература могут стать известны широкому действительно кругу читателей, не говоря уже о продвижении их книг за рубежом.

Конференция «Продвижение национальных литератур в России и мире» (Москва, 6 сентября 2019)

Хотя на региональном уровне существовали и продолжают существовать свои программы по сохранению и развитию национальных языков, работают национальные театры, долгое время ощущалось отсутствие поддержки со стороны федерального центра. Наконец, в 2015 году Роспечатью была инициирована Программа поддержки национальных литератур народов России.

Как рассказала заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Роспечати Светлана Дзюбинская, это первый подобный проект в России, и к настоящему времени в программе уже участвуют 2,5 тысячи авторов, лингвистов, экспертов, учёных и т. д. Увеличивает расходы на поддержку национальных СМИ Роспечать и помимо этой программы. За последний год ведомство поддержало 87 печатных изданий (газет, журналов и т. д.) на национальных языках на сумму 61 млн рублей (для сравнения в 2014 году было поддержано 26 изданий на сумму всего 5 млн рублей).

Идея создания Программы поддержки национальных литератур народов России была, по сути, народной. В этом уверен поэт, переводчик, главный редактор издательства «ОГИ» и главный редактор программы Максим Амелин. Он рассказал, что во время многочисленных поездок по стране, ему много раз задавали вопрос о переводах национальных авторов на русский язык.

Программа очень полезна, уверен Амелин, в том числе потому, что позволяет заново перезнакомить всех авторов друг с другом, создать новые связи. В рамках программы в разных регионах регулярно проводятся семинары по переводу с национальных языков и раз в два года организуются форумы переводчиков. В ходе этих встреч выяснилось, отметил Амелин, что часть русского Серебряного века, закрытая в советские годы, попросту прошла мимо национальных авторов и переводчиков. Чтобы восполнить этот пробел совсем недавно были осуществлены переводы на некоторые национальные языки произведений Мандельштама, Хлебникова, Заболоцкого и т. д. – впервые их стихи зазвучали на эрзянском, мокшанском, удмуртском, алтайском и некоторых других языках.

Максим Амелин

«Страна огромная, и в разных уголках живут писатели, поэты, драматурги, учёные, переводчики. Связать их какими-то простыми узами было довольно сложно, и этого долго не было, – рассказал Максим Амелин на состоявшемся в рамках Московской международной книжной ярмарки – 2019 круглом столе, посвящённом продвижению национальных литератур. – В то же время существуют, к примеру, программа развития финно-угорских языков, которая осуществляется Евросоюзом через Венгрию, Финляндию и Эстонию. Переводов на финский, эстонский и венгерский было огромное количество – с мокшанского, эрзянского, хантыйского, мансийского; есть большая турецкая программа организации «Тюрксой», некоторыми языками Дальнего Востока очень сильно занимаются китайцы, поскольку эти народности живут и в Китае, например, эвенки, нанайцы. Потом, не надо забывать, что Соединённые Штаты Америки являются нашими соседями по Берингову проливу, и у них есть эскимосы, которые живут и у нас. В этой ситуации мы и начали нашу программу».

Главный проект, который осуществляется в рамках программы, – это издание нескольких больших антологий.

Первой вышла антология «Современная литература народов России: Поэзия». Примечательно, что впервые за всю историю переводов с национальных языков все произведения были представлены в двуязычном варианте, всего же в книге нашли отражение 57 национальных литератур. Кстати, для издания этих антологий компанией «Паратайп» при поддержке Роспечати были разработаны три официальных шрифта, включающие все виды начертаний и диакритических знаков, которые поддерживают все национальные языки. Это, несомненно, ещё одно достижение составителей. Не случайно, что книга получила несколько литературных премий.

Антологии современной литературы народов России. Фото: moyaokruga.ru

За ней последовала иллюстрированная антология «Современная литература народов России: Детская литература». Для издания книги была специально создана группа художников, которые создавали иллюстрации в национальном стиле. Антология включает в себя художественные переводы на русский язык поэтических и прозаических произведений более двухсот авторов, созданных за четверть века существования новой России на 55 национальных языках.

Детская литература – это вообще одна из самых нежных и уязвимых ветвей национальных литератур. Как правило, она тесно связана с национальным фольклором, приобщая маленького читателя непосредственно к культурному наследию своего народа. Уже поэтому она требует повышенного внимания.

«Детская литература на национальных языках – это очень небольшой круг авторов, и главной задачей этой программы было его расширить», – рассказала Алёна Каримова, поэт и переводчик, эксперт Программы поддержки национальных литератур народов России.

По мнению эксперта, эта задача отчасти решена, довольно большое число поэтов, детских писателей и драматургов включились в создание антологии. Однако существует и вторая часть задачи – включение читателя. «Для детской литературы это актуально вдвойне, – уверена Каримова, – если дети не будут читать на национальном языке, мы никогда в жизни не получим взрослого читателя».

В России существует порядка 60 детских литератур, и очень важно уже сейчас думать о том, в каких формах литература предлагается детям. Для продвижения детской литературы на национальных языках «в массы», полагает эксперт, необходима цифровизация – создание приложений для смартфонов, озвучка игр и мультфильмов на национальных языках.

Иллюстрации в антологии детской литературы. Фото: labirint.ru

Следом за антологией детской литературы вышла антология «Современная литература народов России: Проза», в которой представлены переводы с 50 языков, и эта книга стала одним из финалистов премии «Книга года» 2019 года.

По-видимому, уже в 2020 году выйдет ещё одна книга из этой серии – антология современной драматургии народов России, в которой будет представлено примерно 40 литератур. Драматургия всегда связана с национальным театром, а он есть далеко не у всех народов. Более того, национальные театры испытывают явный недостаток современных драматических произведений. Тем не менее, современные пьесы создаются и, по идее Михаила Швыдкого, некоторые национальные театры могли бы пользоваться в отсутствие собственных произведениями соседних народов. Новое издание несомненно должно способствовать тому, чтобы хотя бы отчасти восполнить эту нехватку.

Надо сказать, что антологии уже сейчас начали «работать» на продвижение национальных литератур и за пределами России. Совсем скоро в ОАЭ пройдёт Международная книжная ярмарка Abu Dhabi International Book Fair 2019, на которой будет представлен и национальный стенд России. По словам Максима Амелина, некоторые рассказы из антологии прозы будут представлены на ярмарке, их сейчас переводят на арабский язык. Кроме того, антологиями заинтересовались представители Болонской детской книжной ярмарки (Bologna Children's Book Fair), крупнейшей выставочной площадки детской литературы в Европе. Это объясняется тем, что в Италии сейчас активно развивается литература на местных диалектах, и российская антология вполне укладывается в этот тренд.

А такова и была изначальная цель: чтобы русский стал языком-посредником для продвижения национальных литератур, в том числе на международной арене.

Наконец, последний (пока) проект в рамках Программы поддержки национальных литератур народов России, который сейчас только набирает обороты: создан портал национальных литератур. На нём представлены тексты из антологий, а также формируется новостная лента. Со следующего года на портале будут выкладываться ролики с записью чтений авторами своих произведений на родных языках. Площадка даст выход национальным авторам в пока относительно новую для них медиасреду, и, можно предвидеть, это станет началом совершенно нового этапа существования национальных литератур в России.

Также по теме

Новые публикации

До Нового года совсем чуть-чуть. Время в декабре воспринимается по-особенному: оно словно меняет свой привычный ритм и начинает ускоряться, концентрироваться, прессоваться. В магазинах ажиотаж (от франц. agitation возбуждение), и даже пешеходы на улицах пребывают в радостной ажитации.
Общество преподавателей русского языка в Швейцарии (ОПРЯШ) отметило полувековой юбилей. На праздник в Цюрихе в конце ноября собрались русисты из разных уголков страны. И среди них – Мария Александровна Банкул. Более 50 лет она живёт в Швейцарии, в окружении русской литературы: в доме богатая домашняя библиотека – почти семь тысяч томов.
В апреле 2019 года экспедиция «Современный этномир» Пензенского отделения Русского географического общества побывала в крупных городах Казахстана – Нур-Султане, Караганде, Темиртау, Алма-Ате и Киргизии – Караколе и Бишкеке. Члены экспедиции выясняли, как живёт русскоязычное население региона, что происходит там с русским языком и с русским культурным наследием. «Современный этномир» стала первой этнографической экспедицией РГО в Казахстан и Киргизию в постсоветский период.
15 лет работы и более 150 авторов – вышло третье издание энциклопедии «Русский язык», подготовленное Институтом русского языка им. В. В. Виноградова РАН. Впрочем, создатели энциклопедии уверены, что её можно считать новым отдельным изданием – настолько сильно энциклопедия отличается от двух предыдущих редакций. И вообще, мало у каких языков в мире есть такого рода энциклопедии.
В конце ноября Конституционный суд Латвии отказал русскоязычным детям в праве учиться на родном языке даже в частных школах. Такое решение, уверен председатель правления фонда «Русский мир», глава Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов, противоречит нормам Евросоюза, приведёт к ухудшению качества образования русскоязычных детей и обострению межнациональных конфликтов.
В преддверии зимних холодов поговорим о тёплой одежде. Да не осудят нас гринписовцы, начнём с мехов, ибо без них в России в морозы не прожить. Самой распространённой на Руси зимней одеждой был, пожалуй, тулуп из овчины – длиннополая, мехом внутрь шуба с большим воротником.
Если вы до сих пор думаете, что русский стиль – это нечто из бабушкиного сундука, значит, вам срочно пора на выставку «Трын*трава» во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства. 18 российских дизайнеров объединили свои усилия, чтобы доказать: русский стиль – это актуально, практично и просто красиво.
В Финляндии есть место, где рассказывают об истории России ежедневно на 15 языках без перерыва на обед. Крепость Свеаборг (финское название – Суоменлинна), ныне входящая в городскую черту Хельсинки, была основана в XVIII веке Швецией, завоёвана и реконструирована  Россией, владевшей крепостью более ста лет, и перешла к Финляндии в 1917 году с обретением страной независимости.