RUS
EN
 / Главная / Публикации / История народа, которую пытались забыть

История народа, которую пытались забыть

Дмитрий Климов15.08.2019

Андрей Фатула. «Русиния. Подкарпатская Русь. Закарпатье». М., фонд «Русский мир». 2019. 256 с.

История, исторические факты – вещи, сами по себе неудобные для тех недобросовестных политиков, которые пытались изменить и переписать прошлое в угоду собственным воззрениям и соответствующей конъюнктуре. Так получилось, что правда о существовании русин всячески замалчивалась или даже намеренно искажалась в тех государствах, которые в то или иное время владели этим краем. А таких государств было немало – Речь Посполитая, империя Габсбургов, позже Венгрия, Румыния, Чехословакия.

Лишь после окончания Второй мировой войны незначительная часть этого края вошла в состав Советского Союза, точнее, в состав Украинской ССР – ныне независимой Украины. Но и здесь всё было отнюдь не безоблачно. На Украине русинов предпочитают считать украинцами, хотя русинский язык и обычаи обладают своей уникальностью. Сами же русины, правда, с серьёзными оговорками, скорее, соглашались считать себя русскими.

Русинская семья. Фото: slavtradition.com

Председатель правления межрегиональной общественной организации «Объединение русинов» Андрей Фатула представил труд по истории своего народа – книгу «Русиния. Подкарпатская Русь. Закарпатье», изданную при поддержке фонда «Русский мир». Работа серьёзная – в ней проанализированы исследования многих историков, многочисленные документы и материалы.

Говоря о земле русинов как о колыбели славянских народов, А. Фатула показывает, какой натиск осуществляли на земли славян-русинов мадьяры и немцы, которые «выдавливали» этот древний народ с их исконных земель. Не славяне пришли на Карпаты. Это к ним пожаловали соседи. И процесс этот мирным назвать весьма затруднительно. В отношении русин проводилась политика насильственной ассимиляции, а ныне – украинизации. «Сегодня Украина часто старается искусственно убрать, стереть, высушить в сознании молодого поколения “этот пролив”, эту связь между великим русским и маленьким русинским народами. Но каким вопиющим образом она это делает? Ответ простой. Ассимиляцией – насильственной украинизацией русинов Закарпатья», – пишет автор.

Русинов стали именовать украинцами, а заодно присовокупили многовековую историю этого славянского народа к истории Украины. Но здесь и скрывается главная проблема, которая препятствует в современных условиях обрести русинам законные права, вопреки Декларации Организации Объединённых Наций «О правах коренных народов», принятой Генеральной ассамблеей ООН 13 сентября 2007 г. (Резолюция 61/295) (стр. 218 – 221).

Митинг в поддержку независимости народов Донбасса и Закарпатья в Праге, июнь 2014 г. Фото: русскоедвижение.рф

Читателю небезынтересно будет узнать, что концепция «Украины» как противостоящей России общности зародилась в границах извечного соперника Российской империи – Австро-Венгрии. Хорошо известно, что лидеры националистических организаций ОУН-УПА, запрещённых в России, С. Бандера и Р. Шухевич родились в Австро-Венгрии.

В противовес украинской русофобии русинство признаёт свою изначальную «русскость». Именно этим народ становится неудобен тем, кто привык видеть в России своего главного даже не соперника, а именно врага. Сейчас русинам, проживающим в пределах независимой Украины, отказывают в самоидентичности, в то время как, например, в соседней Словакии они признаны отдельной национальностью.

Между тем, именно русины выступали за сохранение своей идентичности на протяжении столетий. История русинского народа, наверное, впервые столь подробно показана в монографии Андрея Фатулы. Приведены примеры многочисленных крестьянских восстаний русинов против чужеземных феодалов.

Против русинов в Европе в ходе Первой мировой войны был развязан настоящий «крестовый поход», который предпочитают замалчивать. Но трагические события тех лет послужили предпосылкой для масштабного злодеяния – холокоста. Концлагерь Талергоф в Штирии, созданный специально для русинов буквально в первые же дни войны австрийскими властями, Терезин в Северной Чехии и ряд других концлагерей стали предвестниками Майданека, Освенцима, Собибора, Дахау, Равенсбрюка, Бухенвальда, Треблинки и других лагерей смерти, возникших менее чем через два десятилетия. Русины содержались в нечеловеческих условиях. «Смерть в Талергофе редко бывала естественной: там её прививали ядом заразных болезней. О каком-нибудь лечении погибающих речи не было. Для запугивания людей, в доказательство своей силы, тюремные власти тут и там по всей талергофской площади поставили столбы, на которых довольно часто висели в невысказанных мучениях и без того люто потрёпанные люди», – цитирует автор документальные исследования.

Концлагерь Талергоф. Фото: snappygoat.com

Для обвинений хватало наличие в доме русина русской православной иконы, книги или даже простой открытки. Масштабный геноцид, как это явление именуется в международном праве, был развёрнут против целого народа в империи Габсбургов.

По всей территории Австро-Венгрии, где проживали русины, открывались военно-полевые суды, в массовом порядке выносившие местному населению без разбора один приговор: «шпионам – смерть через повешение». Тысячи русинов были расстреляны и повешены без всякого суда и следствия только за то, что называли себя русскими.

Всего же за годы Первой мировой войны, по признанию самого австрийского правительства, сделанного в 1917 году, было истреблено 60 тысяч русинов и еще около 100 тысяч умерло от истощения и эпидемий в концентрационных лагерях. Это при том, что накануне Первой мировой войны в пределах Австро-Венгрии насчитывалось порядка 500 тысяч русинов.

Русины, пишет автор, выступали противовесом т. н. «украинскому движению», поддерживаемому и, по сути, созданному австро-венгерскими властями из галичан. Именно галичане составили основу «украинских сичевых стрельцов», из которых затем сформировали девять добровольческих полков. Причём, как отмечается в представленном исследовании, первоначально эти полки должны были быть использованы на Западном фронте. Австрийцы не были до конца уверены, что галичане будут охотно воевать против своих одноплеменников. Однако пять этих вновь сформированных полков «сичевиков» пожелали сражаться именно против России на Восточном фронте.

Галичане выступали и в роли основных доносчиков на русинов. В книге цитируются свидетельства бывшего узника Талергофа и очевидца тех трагических событий В. Р. Ваврика: «Наши братья, отрёкшиеся от Руси, стали не только прислужниками Габсбургов, но и подлейшими доносчиками и даже палачами родного народа».

Уже в 1920-х годах председатель Русской народной партии Словакии доктор К. Мачик писал, и его слова приведены в книге: «Австрии было невыгодно русское самосознание в Галиции, и вот австрийское правительство рука об руку с польской шляхтой старается создать из русского населения Восточной Галиции особый, отличный от русского, народ с отдельной культурой и особым языком».

Разумеется, русины здесь были неуместны, поскольку рассматривали Россию в качестве своего союзника и покровителя.

Позже произошло переименование Подкарпатской Руси в Закарпатскую Украину. Правда, уже в рамках советской идеологии. С лёгкой руки тогдашнего первого секретаря ЦК компартии Украинской ССР Н. С. Хрущёва русинов объявили украинцами. И вся история народа в советской историографии начала подменяться историей украинского народа.

Приводится и тот факт, что русины планировали войти после окончания Второй Мировой войны в состав СССР в качестве Карпатской Советской республики. Как альтернатива рассматривалось и предложение о вхождении Карпатской Руси в качестве автономии в состав РСФСР.

А. Фатула представляет свою книгу в Русском центре (Прешов, Словакия)

Очевидно, что в случае признания русинов в качестве отдельной нации, многие идеологические основы нынешнего украинского государства становятся весьма и весьма шаткими. Это убедительно продемонстрировано в книге на основе документов и исторических фактов.

Очень ценное свойство труда А. В. Фатулы в том, что история русинов приведена как единое целое. Она рассматривается в контексте исторически протяжённого периода и на фоне происходящих событий, изменивших политическую карту мира. Большое внимание уделено и культурным связям русинов и России. Издание сопровождено обширной библиографией и документами.

Монография, а по всем признакам издание соответствует именно этому понятию благодаря своей фундаментальности и скрупулёзному анализу архивных документов, является весьма ценным трудом для тех, кто стремится получить максимально объективную картину современного мира.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В конце августа прошлого года на работу в киргизский Ош приехали 17 учителей из Российской Федерации. Этому предшествовал серьёзный отбор, кандидаты из разных городов не были знакомы друг с другом. Для многих это был первый выезд за границу причём на длительный срок – на год. О том, как им работается в школах с разными языками обучения, что нравится, а что нуждается в улучшении, рассказали трое учителей: Марина Петрова, Наталья Сахарова и Марина Зайченко.
Восьмой международный поэтический интернет-конкурс «Эмигрантская лира» назвал победителей в номинациях «Эмигрантский вектор» и «Неоставленная страна» для русскоязычных поэтов дальнего зарубежья и авторов из России и стран СНГ соответственно. «Русский мир» выяснил, что сегодняшние поэты-эмигранты в большинстве своём считают себя продолжателями «оставшихся» Пушкина и Есенина, а не уехавших Ходасевича и Бродского.
Разобравшись с русскими школам в Латвии, которые в соответствии с новой реформой в скором времени полностью переводятся на латышский язык обучения, власти взялись и за малышей. В январе 2020 г.  латвийский парламент без обсуждения с заинтересованными лицами в первом чтении принял спорный законопроект, цель которого – покончить с русским языком в детских садах национальных меньшинств. Правда, перед вторым чтением вышла заминка, но ненадолго…
В ореоле праздника Дня влюблённых поговорим о насущном. Многих интересует вопрос, почему невесты милы и нежны, словно феи, а стоит им выйти замуж, как они становятся сварливыми, ворчливыми и придирчивыми, аки ведьмы? Кто бы мог подумать, что такое романтическое, нежное слово, как невеста, состоит в историческом родстве с существительным ведьма? В современном русском языке они далеки друг от друга, а в прошлом, оказывается, были близкими родственниками.
Весной этого года исполняется 125 лет со дня выхода высочайшего указа императора Николая II о создании в Петербурге Русского музея. Уникальность музея была в том, что экспонаты для его коллекции собирала буквально вся страна – от крестьян, даривших старинные предметы быта, до представителей высших сословий, передававших в фонд богатейшие собрания картин.
В день праздника трёх святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которые считаются духовными покровителями Общины русских-липован Румынии (ОРЛР), организация отмечает своё 30-летие. А ещё в этот день в Румынии отмечают День родного русского языка.
Правопреемник основанного в 1972 году на волне оттепели в отношениях СССР с ФРГ Общества «СССР – ФРГ» – Международное общество «Россия – Германия» – продолжает свою активную деятельность, несмотря на объективные трудности, в первую очередь отсутствие государственного финансирования.
В год столетия исхода первой волны русской эмиграции в Доме русского зарубежья продолжают открывать ранее неизвестные страницы жизни русских общин за рубежом. Одна из таких страниц – история русской эмиграции в Марокко. Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Николай Сухов представил сразу две своих книги, посвящённые этой теме.