EN
 / Главная / Публикации / С чисто научной целью: учёные вновь взялись за тунгусские аномалии

С чисто научной целью: учёные вновь взялись за тунгусские аномалии

Сергей Виноградов22.07.2019

Загадки Тунгусского метеорита в последние годы вновь притягивают в Сибирь учёных из разных стран мира. Этим летом в заповеднике «Тунгусский» завершилась очередная международная экспедиция, в которой приняли участие специалисты из России, США, Италии и Чехии. Спустя 111 лет после падения метеорита в сибирскую тайгу учёные пытаются определить его влияние на экосистему.

Заместитель директора заповедника Артур Мейдус, возглавлявший экспедицию, в интервью «Русскому миру» рассказал, что учёные преследуют несколько целей. Тут и поиск следов метеорита, и борьба с мифами, и изучение климатических изменений (с глобальным потеплением), которое, по словам учёного, в последние годы объединило российских и европейских учёных.

Цели и мифы

- Подобные экспедиции по разным научным направлениям проводятся на территории заповедника с 2014 года. Их целью является анализ устойчивости биоразнообразия сложившихся экосистем, то есть того, насколько природа может сама себя восполнять.

Уникальность Тунгусского заповедника в том, что он расположен в отдалённом месте, и антропогенное воздействие здесь очень слабое. В 1908 году на этой территории произошла космическая катастрофа, которая уничтожила всё живое на достаточно большой площади. Научные наблюдения позволили установить, что все биологические системы восстанавливаются. Фауна и растительные сообщества сменяют друг друга с определёнными биологическими закономерностями, которые и лежат в основе исследований учёных из разных стран.

В ходе последней экспедиции мы работали на территории, которая была поражена в результате тунгусской катастрофы. Доклад о некоторых её итогах уже был представлен на международной конференции в Японии одним из участников, Гюнтером Клетечкой, из чешского Университета естественных наук.

                                       Артур Мейдус                                        

- Чем конкретно занимались участники экспедиции?

- В частности, мы проводили анализ водных экосистем и анализ древесной ткани. Была предпринята попытка найти деревья, которые пережили катастрофу 1908 года. В то время они были маленькие, а сейчас выросли. Исследование структуры дерева даст понимание, как выжило и развивалось растение. Это, в свою очередь, позволит опровергнуть некоторые мифы, которых множество родилось вокруг тунгусской катастрофы.

- Какие мифы Вы имеете в виду?

- Например, существуют легенды о том, что там высокий радиационный фон, растительные сообщества развиваются аномально. Разделить утверждения на научные и мифические можно только экспериментальным путём. Для этого мы взяли пробы илистых отложений и деревьев разных пород и возрастных групп – тех, которые пережили катастрофу, и тех, которые выросли позднее.

В поисках «огнё»

- Одной из ключевых направлений экспедиции стало также изучение геомагнитной аномалии. О существовании такого явления на территории заповедника говорили многие, в том числе местные жители, и те, кто там работал. Эти люди, и я в том числе, были свидетелями того, что в некоторых районах заповедника компас начинает давать совершенно разные показания.

Есть различные предположения о причинах этого явления. Возможно, это происходит из-за того, что железные руды в этой местности располагаются недалеко от поверхности. Ещё эвенки определяли на своих картах определённые участки, которые называли «огнё». Я долго думал, что «огнё» – это места, где эвенки вставали на стойбища: «огнё», огонь, очаг… Оказалось, что это совершенно не так. «Огнё» называли места, притягивающие огонь, молнию и так далее. К слову, мы и сегодня фиксируем, что в этих местах пожары случаются значительно чаще, чем в других. Такие места нередки на нашей планете. Но в «Тунгусском» они особые, поскольку в результате космической катастрофы, когда обрушилось огромное количество энергии, эти породы оказались намагниченными во много раз сильнее. Мы подготовили проект, в рамках которого производятся измерения магнитного поля специальной аппаратурой в различных районах заповедника.

- Что это даст?

- Многие годы существует интерес найти тот самый Тунгусский метеорит. Человеческая натура такова, что верит лишь в то, что можно увидеть и потрогать. Но космическая катастрофа не вписывается в рамки, её масштаб мы начинаем осмыслять только сейчас. Метеорит мы не нашли, но мы находим его следы. Например, это концентрация редкоземельных металлов в донных отложениях и локальная геомагнитная аномалия. Остаётся сравнить её с предшествующими периодами. Для меня как учёного важно понять, существует ли взаимосвязь между сменой климата, усилением сухих гроз и геомагнитными аномалиями.

- Ваша специальность – орнитология. Какие-то особенности в поведении птиц, живущих на территории заповедника, наблюдаются?

- К сожалению, пока мне не удалось провести масштабные исследования, поскольку приходится заниматься всеми научными направлениями сразу. Существует описание видового состава и интенсивности пролётов птиц в весенне-осенний период. Есть ли различия в видовом составе на территории, поражённой тунгусской катастрофой, и в соседних районах? Нет, в фаунистическом плане там всё нормально. За сто с лишним летом поднялся бор, и фауна целиком и полностью восстановлена. Миф о том, что в месте тунгусской катастрофы живут огромные зайцы или другие животные, не имеет никакого научного подтверждения. В августе я отправляюсь в очередную, уже третью, экспедицию. Буду наблюдать осенний пролёт птиц и брать пробы илистых отложений озера Суздалево для выявления истории его создания и изучения интенсивности пожаров в той местности, поскольку сажа смывалась в озеро.

«Тунгусский» международный

- Чем привлекает заповедник «Тунгусский» зарубежных учёных?

- Интерес со стороны ряда иностранных институтов возник в ходе наших исследований, посвящённых климатическим изменениям на планете Земля и непосредственно в этом регионе. Мы брали пробы в озёрах, расположенных на территории заповедника.

Осадочные породы в этих озёрах не перемешиваются и позволяют изучить климатические особенности различных периодов. Эти работы стали возможными благодаря российским учёным разных подразделений Российской академии наук, которые согласились проводить исследование на территории заповедника. Вся работа складывалась из личных, дружеских взаимоотношений, а потом уже все вместе искали финансирование и поддержку в фондах для проверки наших идей.

К нам подключились Университет естественных наук в Праге и итальянский Институт морской геологии, специалисты которого много лет работают над изучением водных экосистем. Учёные из этих и других иностранных институтов регулярно приезжают в Россию для участия в экспедициях в наш заповедник. Также приезжают журналисты. Например, репортажи о наших исследованиях публикуются в китайской прессе благодаря корреспондентке Конг Вейджань, которая заинтересовалась нашей работой.

- Какое место занимает тунгусская тема в современной мировой науке?

- К тунгусской теме, как вы выразились, проявляют интерес учёные из разных стран мира. Сегодня ведущие университеты Европы и России объединяют вопросы, касающиеся глобальных изменений климата на Земле. Могу говорить об этом с полным правом, поскольку являюсь одним из экспертов лаборатории Хельсинского университета.

В рамках этой работы множество учёных из разных стран собирают на своей территории информацию о природных изменениях. Постепенно оказалась охвачена территория северной Евразии. Как мы можем понять, что произошло глобальное потеплением или глобальное похолодание? Исследование природных факторов, таких как периоды цветения и плодоношения растений, миграционные пути животных и другие показатели, дают гораздо более точные результаты. Изучение отдельных территорий в данном случае нецелесообразно, у совместной работы, охватывающей большие участки, гораздо больше перспектив.    

Также по теме

Новые публикации

Накануне Дня Победы студенты Азербайджанского университета языков исполнили и записали на видео песню «День Победы» на азербайджанском языке. А незадолго до этого на азербайджанский была переведена другая знаменитая песня военных лет – «Катюша». Интересно, что этот проект возник благодаря XIII Ассамблее Русского мира в Ярославле.
Объединение БРИКС родилось как виртуальная реальность. Как то, о чем говорили экономисты и международники. Экспертный трек БРИКС возник раньше самого объединения. Еще до первого саммита в Екатеринбурге был запущен механизм консультаций с участием представителей академических кругов Бразилии, России, Индии и Китая.  
Когда мы говорим неправильно, филологи плачут. Только ленивый не говорит о падении уровня речевой культуры. Изменения нельзя не заметить, но что конкретно не так с современным русским языком? Сегодня, в День филолога, попробуем разобраться.
Празднование Победы на официальном уровне началось 24 мая 1945 года, когда прошёл государственные приём в честь советских полководцев. Начальник Оперативного управления Генерального штаба Штеменко зафиксировал начало подготовки к этому событию...
Поэту Иосифу Бродскому 24 мая исполнилось бы 80 лет. Он прожил очень короткую жизнь по современным меркам – всего 56 лет.  О Бродском «на фоне эпохи» мы поговорили с историком и литератором, профессором политологии Амхёрстского колледжа (Amherst College, США)  Константином Плешаковым.
24 мая отмечается День славянской письменности и культуры.  Поговорим о связях между славянскими языками, их взаимовлиянии. Родные братья русского языка – это языки белорусский и украинский. В  несколько более отдалённом родстве стоят языки западнославянские и южнославянские – они могут именоваться его двоюродными братьями.
6 июня 2020 года желающие смогут принять участие в Международной просветительской акции «Пушкинский диктант», приуроченной ко Дню русского языка и Пушкинскому дню России. Темой диктанта в этом году станет «Путешествие с Пушкиным». Попробовать свои силы смогут все – ограничением не станут ни образование, ни возраст, ни место жительства.
В Париже подвели итоги международного конкурса детского творчества «Фабрика слов», который прошёл при финансовой поддержке фонда «Русский мир». В этом году в нём приняли участие школьники из 40 стран мира. Ребятам нужно было сочинить сказку или рассказ, лучшие из которых будут опубликованы в итоговом сборнике. О том, как зародилась идея такого творческого конкурса, рассказывает его соучредитель Ольга Монмарт.