EN
 / Главная / Публикации / «Если мы не будем работать с иностранными студентами сегодня, то завтра выпускники не будут работать с нами»

«Если мы не будем работать с иностранными студентами сегодня, то завтра выпускники не будут работать с нами»

Редакция портала «Русский мир»14.06.2019

В ближайшие годы количество иностранных студентов, обучающихся в России, должно быть почти удвоено, достигнув 425 тыс. человек. Эта цифра заложена в национальном проекте «Образование» на 2019 – 2024 годы. О том, зачем Россия стремится привлекать всё больше иностранных студентов, какие у нас конкурентные преимущества и какие препятствия стоят на этом пути, мы поговорили с президентом «Всемирной ассоциации выпускников высших учебных заведений» России, соучредителем «Ассоциации иностранных студентов» Владимиром Четием.

– Правительством России поставлена амбициозная задача по привлечению иностранных студентов в Россию. К концу 2024 года их количество должно составить порядка 425 тыс. человек. А сколько студентов-иностранцев обучается в России сейчас и насколько легко, на Ваш взгляд, достигнуть поставленной цели?

– В настоящее время существует разная статистика количества иностранных студентов в России – мы говорим о 260 тысячах студентов, обучающихся в России. Из них порядка 15 тыс. в год мы приглашаем за счёт российского бюджета через представительства Россотрудничества в разных странах.

Владимир Четий

Поставленная изначально правительством цель в 710 тыс. студентов была скорректирована до 425 тыс. Больше мы не потянем – просто потому что нет инфраструктуры, такое количество иностранных студентов мы не сможем поселить в общежитиях. Спасибо президенту (России), который акцентировал внимание на том, что нужно строить новые кампусы, увеличивать комфортность и количество общежитий.

Нужно задействовать новый жилой фонд, возможно, на условиях аренды. Иностранные студенты готовы снимать жилье, но оно должно быть комфортным, безопасным и находиться, как мне видится, недалеко от места, где они учатся. К сожалению, в России есть всего несколько компактных кампусов: РУДН, МГУ, Дальневосточный федеральный университет, Новосибирский и Томский университеты. Здания остальных университетов, как правило, разбросаны по городу, и студентам приходится перемещаться между ними, что не очень удобно.

– Экспорт российского образования – это и влияние в мире, и новый сектор экономики, где можно зарабатывать. Почему ещё важно привлекать студентов-иностранцев в Россию?

– Когда наши компании работают за рубежом – в Конго, Анголе, Нигерии, Китае, не важно где – всегда эффективность компании складывается из трудозатрат и человеческих ресурсов – это основное. Теперь посчитайте, каковы трудозатраты на специалиста из России, которому надо переехать, снимать жилье, учить язык и т. д. Или вы возьмёте подготовленного в России специалиста, но местного, которому вы не должны оплачивать жилье, думать о его адаптации. Конечно, этот вариант дешевле и экономически выгоднее.

Многие наши компании – «РусАл», «Росатом», «Лукойл», «Газпром» – на это и нацелены. Они даже готовы обучать своих специалистов по целевым программам под конкретную страну и конкретный фронт работ – это и юристы, и экономисты, и инженеры, и т. д.

Нам выгодно готовить этих специалистов. Только что мы были в Ливане и Сирии. В Сирии на встрече с нами присутствовали четыре заместителя министра образования, и эта встреча проходила на русском языке! Потому что все они – выпускники наших университетов. Вот вам и ответ.

Региональный форум (встреча) иностранных выпускников России в Ливане (Сирия)

Ещё пример: ректор Ливанского университета – выпускник Тверского госуниверситета (в прошлом – Калининского пединститута), и он сам заинтересован в сотрудничестве не только с американскими, французскими вузами, но и с российскими. И он это реально делает. Таким образом, российские вузы получают площадку для диалога. Например, мы получаем базу для практики наших арабистов.

Первый президент Монголии, господин Очирбат, – выпускник Санкт-Петербургского горного университета, который, по моему мнению, является образцовым университетом Российской Федерации. Зайдите туда при случае – он находится на Васильевском острове – это самый высокий технологический уровень. Вот сейчас мы снимали фильм про господина Очирбата, который приехал в Горный университет, затем мы продолжили съёмки в Монголии – все монгольские выпускники этого вуза хорошо подготовлены, они владеют русским языком и прекрасно относятся к России.

Вот комплекс причин. Нам это нужно не просто для пропаганды России за рубежом, а для того, чтобы мы в комплексе получили лояльных выпускников, хороших специалистов, друзей и партнёров по бизнесу, по образовательным программам и т. д.

– Каждая страна стремится к тому, чтобы оставлять у себя наиболее талантливых выпускников. Как у нас поставлена эта работа?

– На этот вопрос нельзя отвечать в общем. Конечно, вуз, видя одарённого студента или выпускника, предложит индивидуальные условия, будь то хорошая зарплата или жильё, но я не слышал о том, чтобы у нас существовали единые стандарты.

Нам интересно, чтобы иностранные выпускники приезжали в Россию и читали лекции. Например, заместитель председателя Координационного совета Всемирной ассоциации выпускников в странах Европы, адъюнкт Люблинского католического университета Франтишек Свитола – приглашённый профессор в Самарском и Санкт-Петербургском политехах, где читает лекции по вопросам сохранения энергии.

Таких примеров много, и российским вузам поставлена задача развивать это направление.

– Вы являетесь соучредителем «Ассоциации иностранных студентов». Расскажите о деятельности этой организации. Где в России представлены её отделения?

– У ассоциации сейчас более 40 отделений – вузы активно идут на контакт. Но нужно признать, что мы недостаточно готовим специалистов по работе с иностранными студентами. Это особая группа специалистов, которая должна существовать во всех вузах. С иностранными студентами надо работать индивидуально. Не потому что мы должны холить их и лелеять, а потому что люди попали в совсем другую среду, и мы должны уделить им внимание. Такое внимание в Советском Союзе уделялось на высоком уровне, поэтому все выпускники того периода очень благодарны, с любовью вспоминают время своей учёбы в СССР и полностью открыты для сотрудничества. Очень хочется, чтобы молодое поколение, на которых сейчас направлено наше внимание, вступало бы и в «Ассоциацию иностранных студентов», и во «Всемирную ассоциацию выпускников вузов». Если мы не будем работать с иностранными студентами сегодня, то завтра выпускники не будут работать с нами.

IV Каспийский форум иностранных студентов и выпускников. Фото: ais-rus.com

– Какие страны уже представлены во «Всемирной ассоциации выпускников вузов»? Что у вас в ближайших планах?

– На сегодня ассоциации выпускников российских и советских вузов созданы почти в 70 странах. Ситуация меняется всё время. Всего месяц назад мы создали ассоциацию выпускников Сербии, три месяца назад была зарегистрирована ассоциация выпускников Словакии, полгода назад мы получили документы о регистрации ассоциации в Грузии, почти два года уже существует ассоциация в Литве.

Сразу всё мы сделать не можем – «Всемирная ассоциация» существует всего четыре года, но мы последовательно развиваемся. Я считаю, у нас очень хорошие показатели – создано и воссоздано уже более 10 ассоциаций: в Руанде, Киргизии, Казахстане, Узбекистане, сейчас мы работаем в Армении и Азербайджане. Очень хорошо работает ассоциация в Белоруссии. Дальше мы будем помогать и консультировать тех выпускников, которые сами хотят создавать такие сообщества и помогать нам в этом.

Насильно мил не будешь, поэтому заставить кого-то делать общественную работу невозможно и не нужно – люди должны сами этого хотеть. Мы находим таких перспективных одарённых студентов, которые возглавляют ассоциации, землячества, участвуют в общественных организациях, волонтёрят, участвуют в форумах, которые устраивает наш партнёр, – «Росмолодёжь». И мы помогаем им пройти путь социокультурной адаптации, чтобы они, вернувшись домой, захотели и дальше собираться вместе, праздновать, устанавливать контакты, заниматься научной работой и просто быть лояльными и доброжелательными к России.

– Насколько охотно российские вузы сотрудничают с иностранными землячествами? С какими вопросами чаще всего обращаются иностранные студенты к администрации?

– Все вузы, которые приглашают иностранных студентов, заинтересованы в таком сотрудничестве. Они сотрудничают и консультируются в «Ассоциации иностранных студентов» (АИС).

Вопросы, с которыми обращаются студенты, очень разные: как оформить визу, как уехать домой, как вернуться, чтобы не нарушить правил, как получить общежитие, как оформить страховку… Это нормальный процесс адаптации людей в незнакомом месте, незнакомой среде, с незнакомым языком. И здесь вузы, естественно, заинтересованы в землячествах, потому что активисты, которые помогают вузу установить связь с новыми студентами, – именно они являются мостиком взаимодействия. Вуз заинтересован, чтобы организация работала и помогала в адаптации новых студентов, новый студент заинтересован и в вузе, и в студенческой ассоциации, потому что он получает ответы на все свои вопросы, а землячества получают новых членов.

Студенческий конкурс «Мисс АИС Москва». Фото: ais-rus.com

– Насколько землячества являются важным элементом в привлечении новых студентов в вузы? Сарафанное радио – это эффективный механизм в современных условиях?

– Землячества очень важны и активны, и сейчас это – новый метод набора иностранных студентов. Конечно, существуют определённые фильтры, чтобы не попадались мошенники, но именно мнение самих студентов о высшем учебном заведении является приоритетным для принятия решения абитуриентами. Если ваш друг говорит, что здесь классно, здесь отличное качество обучения и хорошее общежитие, на вас его мнение, естественно, повлияет, чтобы сделать выбор в пользу этого вуза.

– Кто наши конкуренты на международном рынке высшего образования?

– Я не люблю эти постоянные сравнения и рейтинги. Хотя понимаю, что это, может быть, и важно, но мы в своём сегменте эксклюзивны.

Когда разговариваешь с выпускниками российских вузов, они говорят, что в наших университетах более глубоко изучают предмет. При этом мы можем конкурировать с узкой специализацией западных и американских вузов. Мне, например, было удивительно услышать мнение наших соотечественников из Австралии, которые говорили, что качество обучения математике в школе очень сильно упало, и теперь они там получают только элементарные сведения.

У нас далеко не всё так плохо. Если сравнивать лучшее с лучшим – у нас прекрасное образование дают в МГУ, в Горном университете, у нас политехи – питерский, самарский, томский – просто замечательные. Наши многопрофильные университеты – РУДН, МГИМО – дают достаточно качественное образование, их выпускники выдают хорошие результаты. Я, например, не знаю ни одного иностранного выпускника, который бы сидел без работы и жаловался на качество полученного образования.

Каждый человек ищет себе образование там, где лучше, – и по финансам, и по уровню жизни, и по многим другим критериям. Я был в последнее время во многих странах, и мне было очень приятно увидеть многих наших выпускников, которые работают на достаточно высоких должностях, находят себя.

Думаю, мы достаточно конкурентоспособны, можем соревноваться с ведущими университетами разных стран, наши вузы растут в международных рейтингах. Ну а главный показатель – это то, что количество иностранных студентов в России растёт с каждым годом.   

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева