RUS
EN
 / Главная / Публикации / Флэшмобы и рэп-баттлы: как заинтересовать детей чтением

Флэшмобы и рэп-баттлы: как заинтересовать детей чтением

Светлана Сметанина13.12.2018

Фото: uralsky-rabochi.ru

В начале декабря в Сочи прошёл V Международный педагогический форум. Одна из его секций была посвящена развитию детского чтения. О самых интересных школьных практиках, которые там обсуждались, рассказывает руководитель секции профессор РГПУ им. А. И. Герцена Татьяна Галактионова.

– В Сочи состоялся V Международный педагогический форум. Насколько это было важное и значимое событие для русистов?

– Педагогический форум Русского мира традиционно является одним из наиболее интересных и содержательных событий в профессиональной жизни филологического сообщества у нас в стране и зарубежом. За пять лет своего существования форум приобрёл репутацию открытого интеллектуального пространства, где обсуждаются приоритеты и перспективы развития современной русистики.

– Какие вопросы из обсуждавшихся на форуме, на Ваш взгляд, наиболее актуальны?

– Тема года была заявлена достаточно широко: «Языковая норма. Виды и проблемы». Это позволило рассмотреть различные аспекты формирования языковой культуры, включая дискуссии о новых стандартах по русскому языку и литературе для современной школы, проблемы изучения русского языка за рубежом, полемику о роли русского языка в многонациональном государстве и многие другие.

Пожалуй, одной из самых острых проблем является формирование бережного отношения к русскому литературному языку. Это нашло отражение в ключевых докладах форума.

«Русский язык: сомнения и надежды» – так обозначил проблематику своего выступления ректор РГПУ им. А. И. Герцена, член-корреспондент РАО Сергей Богданов. В докладе профессора НИУ «Высшая школа экономики» Максима Кронгауза оказался представлен целый спектр дискуссионных вопросов о «норме в XXI веке».

Татьяна Галактионова. Фото: sochisirius.ru

– На форуме Вы были руководителем секции «Развитие детского чтения». Какие вопросы там поднимались?

– В последние годы в российском обществе этой теме уделяется очень большое внимание. Проблема настолько серьёзна, что игнорировать её не представляется возможным.

Участники нашей секции – учителя, библиотекари, преподаватели высшей школы – делились своими идеями, опытом и находками. Предметом обсуждения стали вопросы, связанные с выбором круга чтения, созданием читательского пространства, способами мотивации чтения в цифровую эпоху.

Меня порадовало, что большинство коллег разделяют принципы «Школы волонтёров чтения». Это – всероссийский проект, получивший в 2018 году поддержку Фонда президентских грантов. За каждым из представленных на секции проектов стоят конкретные люди, которые сами с удовольствием читают хорошие книги; хотят, чтобы в современном мире стало больше читателей; могут заинтересовать чтением своих учеников, студентов, коллег.

– В работе секции принимали участие представители регионов. В частности, многих заинтересовал проект «Урал – территория чтения». О чём здесь идёт речь?

– Замечательный проект! Эта инициатива зародилась в школе посёлка «Свободный» Свердловской области. Сначала директор школы Татьяна Алексеевна Булавина вдохновила своих коллег, потом чтение стало всеобщим увлечением этой школы. Как говорится, «восторг заразителен» – к ним начали присоединяться другие школы уральского региона. И вот уже несколько лет подряд на выездных сборах Лидеров чтения собираются старшеклассники, они снимают видео, проводят флэшмобы устраивают рэп-баттлы, но главное – читают и обсуждают хорошие книги. Считается, что книжки – это девчачья тема, а там наоборот – полно мальчишек-читателей. Теперь проект широко известен не только на Урале.

«Библионочь» в Самарской области. Фото: vkonline.ru

– Вы уже упоминали об участии местных библиотек в школьных проектах. Сегодня многие библиотеки действительно переживают своего рода ренессанс, проводя на своих площадках интересные мероприятия и тем самым привлекая новых читателей и посетителей. На форуме эта тема звучала?

– В работе нашей секции принимал участие один представитель библиотечного сообщества. И мы подумали, что на будущее нужно сделать это представительство гораздо шире. В данном случае речь шла об опыте работы детской библиотеки Невского района Санкт-Петербурга. Коллеги придумали формат, когда библиотека сначала сама приходит к читателям, организуя выездные события, рассказывая о книгах. А потом уже школа приходит с ответным визитом.

Так что существует немало ярких и интересных способов увлечь детей чтением. Педагогический форум Русского мира создаёт пространство, в котором учителя, писатели, филологи, библиотекари имеют возможность встретиться, познакомиться и лучше понять друг друга.

Также по теме

Новые публикации

За последние 30 лет произошла коренная ломка речевого этикета деловой коммуникации: от привычной схемы «руководитель – подчинённый» она переходит на модель, когда нужно завоевать внимание и уважение своего адресата. О том, как иногда это непросто приживается, рассказывает доцент кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ Наталья Гурьева.
Третья волна эмиграции из СССР, также как и вторая, проходила в условиях «холодной войны», что предопределило ее роль в формировании образа России за рубежом. При этом данная волна имела весьма существенную специфику, поскольку основной её поток состоял из национальной еврейской эмиграции, лишь дополнявшейся незначительной по численности, но значимой с точки зрения пропагандистского эффекта второй составляющей – т. н. «диссидентской», впрочем, также имевшей свою, и достаточно значительную, еврейскую составляющую.
Размеры шпиономании в странах Балтии начинают приобретать масштабы государственной системы. В Литве, как мы уже рассказывали, местные контрразведчики отрапортовали о выявлении целой сети российских агентов во главе с бывшим вице-мэром Вильнюса, оппозиционным политиком Альгирдасом Палецкисом. Несколько человек уже четыре месяца находятся за решёткой. А в Латвии с октября 2018 года в тюрьме по «шпионской статье» томится и бывший офицер милиции и полиции Олег Бурак.
15 февраля исполняется 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Время быстротечно, и немало воды утекло за эти годы в реке Амударья, по мосту через которую выводил войска на советскую территорию командующий 40-й армией генерал Борис Громов.
«Мудрые государственные деятели России всегда знают, как выбирать своих иностранных представителей», – так писала одна из американских газет в 1851 году о российском после в США Александре Бодиско. Он проработал на этом посту 17 лет – рекордный срок. Уважение к нему было столь велико, что в день его похорон американский конгресс на день прервал работу, что стало беспрецедентным событием.
Ивана Андреевича Крылова, 250-летие которого мы отмечаем, все знают как автора замечательных басен. Между тем современникам он не менее был известен как автор популярных пьес, но ещё больше – как один из главных русских чудаков.
Абделлатиф Мохамед Эльсайед Рефат – директор и преподаватель языкового центра «Восток» (Хургада), где изучается русский язык. Дипломированный преподаватель РКИ, выпускник московского вуза, сейчас он обучает жителей Хургады как русскому, так и арабскому языкам. Он рассказал корреспонденту «Русского мира» о возможностях обучения в Хургаде и об отношении простых египтян к нашей стране.
Почему современному политику не обойтись без багажа пословиц и поговорок и как русская фразеология стала международным брендом, в кильватере которого следует вся Европа и часть Америки? Об этом рассказывает профессор Санкт-Петербургского университета, автор «Большого словаря русских крылатых слов» и «Большого словаря русских пословиц и поговорок», почётный председатель Фразеологической комиссии при Международном комитете славистов Валерий Мокиенко.