EN
 / Главная / Публикации / Флэшмобы и рэп-баттлы: как заинтересовать детей чтением

Флэшмобы и рэп-баттлы: как заинтересовать детей чтением

Светлана Сметанина13.12.2018

Фото: uralsky-rabochi.ru

В начале декабря в Сочи прошёл V Международный педагогический форум. Одна из его секций была посвящена развитию детского чтения. О самых интересных школьных практиках, которые там обсуждались, рассказывает руководитель секции профессор РГПУ им. А. И. Герцена Татьяна Галактионова.

– В Сочи состоялся V Международный педагогический форум. Насколько это было важное и значимое событие для русистов?

– Педагогический форум Русского мира традиционно является одним из наиболее интересных и содержательных событий в профессиональной жизни филологического сообщества у нас в стране и зарубежом. За пять лет своего существования форум приобрёл репутацию открытого интеллектуального пространства, где обсуждаются приоритеты и перспективы развития современной русистики.

– Какие вопросы из обсуждавшихся на форуме, на Ваш взгляд, наиболее актуальны?

– Тема года была заявлена достаточно широко: «Языковая норма. Виды и проблемы». Это позволило рассмотреть различные аспекты формирования языковой культуры, включая дискуссии о новых стандартах по русскому языку и литературе для современной школы, проблемы изучения русского языка за рубежом, полемику о роли русского языка в многонациональном государстве и многие другие.

Пожалуй, одной из самых острых проблем является формирование бережного отношения к русскому литературному языку. Это нашло отражение в ключевых докладах форума.

«Русский язык: сомнения и надежды» – так обозначил проблематику своего выступления ректор РГПУ им. А. И. Герцена, член-корреспондент РАО Сергей Богданов. В докладе профессора НИУ «Высшая школа экономики» Максима Кронгауза оказался представлен целый спектр дискуссионных вопросов о «норме в XXI веке».

Татьяна Галактионова. Фото: sochisirius.ru

– На форуме Вы были руководителем секции «Развитие детского чтения». Какие вопросы там поднимались?

– В последние годы в российском обществе этой теме уделяется очень большое внимание. Проблема настолько серьёзна, что игнорировать её не представляется возможным.

Участники нашей секции – учителя, библиотекари, преподаватели высшей школы – делились своими идеями, опытом и находками. Предметом обсуждения стали вопросы, связанные с выбором круга чтения, созданием читательского пространства, способами мотивации чтения в цифровую эпоху.

Меня порадовало, что большинство коллег разделяют принципы «Школы волонтёров чтения». Это – всероссийский проект, получивший в 2018 году поддержку Фонда президентских грантов. За каждым из представленных на секции проектов стоят конкретные люди, которые сами с удовольствием читают хорошие книги; хотят, чтобы в современном мире стало больше читателей; могут заинтересовать чтением своих учеников, студентов, коллег.

– В работе секции принимали участие представители регионов. В частности, многих заинтересовал проект «Урал – территория чтения». О чём здесь идёт речь?

– Замечательный проект! Эта инициатива зародилась в школе посёлка «Свободный» Свердловской области. Сначала директор школы Татьяна Алексеевна Булавина вдохновила своих коллег, потом чтение стало всеобщим увлечением этой школы. Как говорится, «восторг заразителен» – к ним начали присоединяться другие школы уральского региона. И вот уже несколько лет подряд на выездных сборах Лидеров чтения собираются старшеклассники, они снимают видео, проводят флэшмобы устраивают рэп-баттлы, но главное – читают и обсуждают хорошие книги. Считается, что книжки – это девчачья тема, а там наоборот – полно мальчишек-читателей. Теперь проект широко известен не только на Урале.

«Библионочь» в Самарской области. Фото: vkonline.ru

– Вы уже упоминали об участии местных библиотек в школьных проектах. Сегодня многие библиотеки действительно переживают своего рода ренессанс, проводя на своих площадках интересные мероприятия и тем самым привлекая новых читателей и посетителей. На форуме эта тема звучала?

– В работе нашей секции принимал участие один представитель библиотечного сообщества. И мы подумали, что на будущее нужно сделать это представительство гораздо шире. В данном случае речь шла об опыте работы детской библиотеки Невского района Санкт-Петербурга. Коллеги придумали формат, когда библиотека сначала сама приходит к читателям, организуя выездные события, рассказывая о книгах. А потом уже школа приходит с ответным визитом.

Так что существует немало ярких и интересных способов увлечь детей чтением. Педагогический форум Русского мира создаёт пространство, в котором учителя, писатели, филологи, библиотекари имеют возможность встретиться, познакомиться и лучше понять друг друга.

Также по теме

Новые публикации

Уже более полутора месяцев для юных соотечественников, живущих за рубежом и говорящих по-русски, действует  проект «Дорогая наша Русь».  Ежедневно его участники имеют возможность слушать онлайн-лекции о России – её культуре, истории, географии, языке. Проект этот абсолютно бесплатен, все лекторы участвуют в нём на добровольных началах.
О деятельности, целях и перспективах Русского центра Луганской республиканской универсальной научной библиотеки (ЛРУНБ) имени Максима Горького в День библиотек рассказывает заведующий центром Сергей Прасолов.
24 мая в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии отметили День славянской письменности и культуры. К этой дате для учащихся-билингвов мы подготовили учебный материал, позволяющий узнать о происхождении алфавита вообще и об основных различиях кириллицы и латиницы.
Накануне Дня Победы студенты Азербайджанского университета языков исполнили и записали на видео песню «День Победы» на азербайджанском языке. А незадолго до этого на азербайджанский была переведена другая знаменитая песня военных лет – «Катюша». Интересно, что этот проект возник благодаря XIII Ассамблее Русского мира в Ярославле.
Объединение БРИКС родилось как виртуальная реальность. Как то, о чем говорили экономисты и международники. Экспертный трек БРИКС возник раньше самого объединения. Еще до первого саммита в Екатеринбурге был запущен механизм консультаций с участием представителей академических кругов Бразилии, России, Индии и Китая.  
Когда мы говорим неправильно, филологи плачут. Только ленивый не говорит о падении уровня речевой культуры. Изменения нельзя не заметить, но что конкретно не так с современным русским языком? Сегодня, в День филолога, попробуем разобраться.
Празднование Победы на официальном уровне началось 24 мая 1945 года, когда прошёл государственные приём в честь советских полководцев. Начальник Оперативного управления Генерального штаба Штеменко зафиксировал начало подготовки к этому событию...
Поэту Иосифу Бродскому 24 мая исполнилось бы 80 лет. Он прожил очень короткую жизнь по современным меркам – всего 56 лет.  О Бродском «на фоне эпохи» мы поговорили с историком и литератором, профессором политологии Амхёрстского колледжа (Amherst College, США)  Константином Плешаковым.