RUS
EN
 / Главная / Публикации / Фестиваль сближения культур – как способ зарыть топор войны

Фестиваль сближения культур – как способ зарыть топор войны

Светлана Сметанина28.09.2018

28-30 сентября в Варшаве проходит VIII Международный фестиваль сближения культур. Уже много лет его участники в меру своих сил противостоят тому, что разделяет наши народы, выстраивая культурные мосты. Как рассказал организатор фестиваля продюсер и исполнитель Евгений Малиновский, фестиваль помогает ему реализовать давнюю мечту – сблизить славянские народы через знакомство с культурой друг друга.

- Как возникла идея фестиваля сближения культур?

- Эта идея возникла одновременно с основанием Фонда сближения культур, который я возглавляю. После создания фонда появилась возможность осуществить ту миссию, которую я себе как артист лично выбрал в жизни. Поскольку у меня происхождение польское, а родился я в Сибири, я, можно сказать, разделён между культурой российской и польской. Вот я и решил, что моя жизнь будет посвящена сближению двух культур. Наши два народа по своим славянским корням, по культуре близки друг другу, просто из-за стечения каких-то исторических обстоятельств их пути очень часто расходятся. Это как в семье – люди ссорятся, расходятся, потом опять сходятся.


Для этого я решил создать Фонд сближения культур. Естественно, его деятельность направлена не только на то, чтобы заниматься сближением культуры России и Польши. У меня идея – способствовать сближению всех славянских культур – на той же основе, как это мы наблюдаем у еврейского народа, арабского, испаноязычного мира. А они во всём мире поддерживают друг друга. Вот посмотрите на грузин – они встретятся, обнимутся, и они уже братья. Наши же соотечественники, наоборот, пытаются скрыть, что они русские.


У меня есть мечта, чтобы славяне во всём мире дружили – чтобы они также поддерживали друг друга, помогали.

- Фестиваль существует уже несколько лет. Он как-то менялся за эти годы?

- Фестиваль существует с 2010 года. Мне кажется, что у него большое будущее и неограниченные возможности. Мы начинали вообще с двухнедельного марафона. У нас были и путешественники, которые рассказывали о тех местах, где они побывали – о других культурах и мирах, и писатели, которые представляли свои книги. Выступали этнические коллективы, которые пели народные песни – болгарские, белорусские, русские.


Были у нас фестивали, посвящённые какой-то одной или двум-трём культурам. Например, пятница была полностью белорусская – там представляли и рукоделие, и киноискусство, и театральные номера.

Иногда мы делали большой гала-концерт, где каждый номер представлял другую культуру. Например, у нас однажды выступал лютнист, который исполнял песни времён Шекспира – именно те, которые служили музыкальным оформлением спектаклей в эпоху знаменитого драматурга. То есть возможности фестиваля поистине неограниченные.


Каждый год мы не то что экспериментируем, но ищем своего рода формулу интересной подачи художественного материала. Фестиваль растёт вместе с нами. Но один элемент у нас задержался надолго и повторяется из года в года – в рамках фестиваля один день мы полностью посвящаем детям. Мы назвали его День Чебурашки. Например, в этом году к нам приезжает детский коллектив – 26 человек – из Калининграда. Это лауреаты фестиваля «Балтийское ожерелье» – ребята исполняют танцы народов мира.



Во время фестиваля также пройдут показы известных российских мультфильмов. А ещё у меня есть мечта, чтобы в этот день дети также смогли увидеть и лучшие российские художественные детские фильмы. Пока это сложно, поскольку требуется синхронный перевод на польский. Но в будущем мы обязательно попытаемся это сделать.


- Что в этом году ожидается интересного и необычного?

- Обычно из России к нам приезжали представители традиционной русской культуры. Но в этом году у нас выступает невероятный коллектив из Иркутской области – бурятский ансамбль ШОНО. Играют, как они сами говорят, этнорок. Они дадут концерт на открытии фестиваля, а потом примут участие в большом сборном концерте на следующий день.

- Сегодня между нашими странами политические отношения складываются очень непросто. А на уровне местных жителей это как-то ощущается? Как они воспринимают гостей из России? Насколько велик интерес к России, русской культуре?

- Этот интерес остался ещё со времён Советского Союза. Он был, он есть и, я верю, этот интерес неиссякаем. Я мечтаю и в Россию ездить с польскими коллективами, чего не было, наверное, со времён Марыли Родович. Но пока мы сближаем наши культуры на территории Польши. Всегда приходит много людей, все относятся к происходящему очень доброжелательно.


Я надеюсь, что наш фестиваль в каком-то смысле помогает закопать топор войны. Потому что наши народы буквально стравливают друг с другом. Я же стараюсь вот этим фестивалем призвать – не вестись на это, а самим строить отношения между нашими народами и налаживать дружбу и культурный обмен.



У нас же ежегодно проходит и ярмарка сближения культур, на которую своё творчество привозят и местные мастера, и заграничные. Кто-то делает наряды и сувениры, а кто-то представляет национальную кухню.

Я сам также выступаю как артист с песнями Высоцкого, Окуджавы. И у меня всегда полные залы. Это говорит, прежде всего, об уровне заинтересованности публики – местного населения – в русской культуре. Я же выступаю именно с русскими песнями. Пою их для польской публики – как в самой Польше, так и за границей, где я выступаю для польской эмиграции. И везде очень большой интерес и благодарность за возможность приобщиться к русской культуре.

Также по теме

Новые публикации

Соотечественники в Риге отметили 70-летие Всеобщей декларации прав человека. Там прошла конференция балтийских правозащитников с участием представителей Латвии, Литвы, Эстонии и России. И хотя повод был вроде бы радостный – юбилейный, но большинство участников с тревогой и сожалением говорили о нарастающем кризисе в сфере прав человека в своих странах.
«Мы любим вас, русские…» – такое признание, да ещё от совершенно незнакомых людей Елена Сташевская с сыном никак не ожидали услышать в Германии. Чем же заслужили его гости из России? Ответ на этот вопрос лежит во временах более чем полувековой давности, когда возле небольшого немецкого села Сихра героически погиб её отец майор Владимиров.
«Перекрёстный» Год культуры России и Японии подходит к концу. Сотни мероприятий прошли не только в столицах и городах-миллионниках, но и в удалённых от Москвы и Токио регионах. Российскому Тамбову и японской Тамбе 2018 год запомнится надолго – в этом году родилось общество дружбы и сотрудничества «Тамба – Тамбов». Они нашли друг друга благодаря созвучию названий, но, познакомившись ближе, нашли у себя много общего.
11 декабря исполняется 100 лет со дня рождения писателя,  публициста, общественного деятеля Александра Солженицына. Известная французская переводчица с русскими корнями Анн Колдефи-Фокар более 30 лет своей жизни посвятила переводу его романа «Красное колесо». И сегодня у неё есть надежда, что и к роману, и к самому писателю ещё вернутся.
8 декабря в Риге, Даугавпилсе и Резекне прошли первые, пилотные, уроки, организованные Санкт-Петербургским государственным университетом и латвийской общественной организацией «Славия». В рамках этого образовательного проекта для соотечественников – учащихся старших классов в интерактивном режиме организовано преподавание истории России, русского языка и литературы.
На мировом рынке образовательных услуг Россия сегодня, по оценкам экспертов, занимает 5-6 место. К 2025 году число иностранных студентов, которые учатся в российских вузах на очном отделении, должно вырасти до 710 тысяч человек – это предусмотрено государственной приоритетной программой «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Доходы от обучения иностранных студентов должны достичь почти 400 миллиардов рублей.
В Москве представили совместный доклад неправительственных организаций «Наследие Второй мировой войны в странах Балтии: как восстановить справедливость для жертв нацистских преступлений». Цель составителей доклада – анализ действий властей стран Балтии в отношении нацистских пособников и их жертв с точки зрения действующего международного права, а также выработка рекомендаций по исправлению сложившейся ситуации.
Обычная устная речь – то, как мы говорим в повседневной жизни – с недавних пор стала предметом пристального исследования учёных-лингвистов. О том, какой практический смысл в таких исследованиях, об изменчивой норме и живой речи рассказывает участница V Международного педагогического форума профессор Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Богданова-Бегларян.