RUS
EN
 / Главная / Публикации / Он написал музыку детства

Он написал музыку детства

Светлана Сметанина27.12.2017

 Фото: m.gazeta.ru

За свою долгую творческую жизнь композитор Владимир Шаинский написал сотни музыкальных произведений. Но в историю музыки он, безусловно, вошёл как классик детской песни. Его мелодии не просто узнаваемы, но по-прежнему популярны. Накануне стало известно, что автор многих любимых песен скончался на 93-м году жизни.

Владимир Шаинский родился в Киеве 12 декабря 1925 года. Папа – химик, мама – биолог. Но в семье очень ценили музыку, и мальчика отдали в музыкальную школу по классу скрипки – как говорил сам Шаинский, на домашний рояль просто не хватило денег. Потом была война, эвакуация в Ташкент, школа военных радистов – корректировщиков огня. В 1945 году Шаинский поступил на оркестровый факультет Московской консерватории. И будучи студентом, сумел попасть в оркестр к самому Леониду Утёсову. Причём Утёсов сумел оставить его в Москве, не «отпустив» в провинцию. Просто пришёл в комиссию по распределению и сказал своим звучным голосом: «Это прекрасно, что вы направляете талантливую молодёжь в провинцию, ну а для меня кто кадры будет готовить?» Возразить мэтру не посмели. 

Но талантливый юноша вовсе не собирался из благодарности всю оставшуюся жизнь играть на скрипке, пусть даже и у самого Утёсова. Нет, он мечтал о собственной славе, причём не исполнительской, а композиторской. Для этого ему даже пришлось получить второе высшее музыкальное образование – на этот раз в консерватории в Баку на композиторском факультете. 

Как признавался сам Шаинский, поначалу он искал себя в классическом жанре – писал симфонии и оратории. Но успех пришёл совсем с другой стороны. В 1966 году две эстрадные песенки композитора записала для радио начинающая певица Алла Пугачёва. Ценитель женской красоты, Владимир Шаинский оценил стройные ножки молодой певицы, а также отметил её независимый характер и потрясающую харизму – как только Пугачёва садилась за рояль и начинала петь, всё внимание было приковано к ней. Уже будучи всенародно любимой и популярной, Алла Пугачёва вновь вернулась к творчеству Шаинского – в дуэте с Владимиром Кузьминым исполнила его хит «Две звезды».

Конечно, Владимир Шаинский легко мог прославиться и в этом жанре популярной эстрады. Его песни «Травы, травы», «Обручальное кольцо», «Родительский дом», «На  дальней станции сойду», бесспорно, вошли в золотой фонд советской песни. Но с другой стороны – они так и остались популярными песнями своего времени, которые можно услышать разве что в рубрике «ретро». Да и много ли мы помним сегодня авторов песен 30–40-летней давности? А вот Шаинского не просто знают и помнят все – не менее десятка его песенок может напеть буквально каждый житель нашей страны. Просто потому, что все мы их помним с детства.

К этому самому важному повороту в своём творчестве Владимир Шаинский пришёл случайно. Поэт Юрий Энтин, руководивший детской эстрадной редакцией на всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия», вспоминал, что однажды коллега из отдела классической музыки привела к нему довольно странного невысокого человека в сандалиях на босу ногу, майке и брюках из «Детского мира». Энтин разговорился с ним и предложил написать музыку на его стихотворение «Антошка».  Правда, предупредил, что рояль в директорском кабинете освободится только к вечеру. «А мне рояль не нужен», – ответил Шаинский и принялся прямо на столе выстукивать пальцами теперь уже известный всем мотив: «Тили-тили, трали-вали, это мы не проходили, это нам не задавали». И уже на следующий день после того, как песенка прозвучала в программе «Доброе утро», Юрий Энтин встретил на улице не вполне трезвого прохожего, радостно распевающего: «Тили-тили, трали-вали». В общем, песня ушла в народ.

Ну а потом – просто как из рога изобилия: «В траве сидел кузнечик», «От улыбки станет всем светлей», «Голубой вагон», «Пропала собака», «Вместе весело шагать», «Если с другом вышел в путь», «Чему учат в школе». Ну и, разумеется, песенки всенародно любимых Крокодила Гены, Чебурашки и старухи Шапокляк. Стоит только произнести первые несколько слов, как мелодия звучит будто сама – настолько она лёгкая и запоминающаяся. При этом внешняя простота как всегда обманчива.  Например, ту самую «Пусть бегут неуклюже…» Шаинский переписывал более десяти раз, пока режиссёр мультика не принял эту мелодию. Да и вообще, если бы песни для детей было бы писать настолько просто, «шаинских» у нас было бы множество. А так – только его сравнивают с детским поэтом Маршаком по их вкладу в золотой фонд творчества для детей.

На склоне лет Шаинский песен для детей уже не писал. И больше гордился другими своими достижениями – тем, что счастлив в браке с женой, которая моложе его на 40 лет, что и в 85 мог подтягиваться на турнике и бегать босиком по снегу. Вообще, он был очень спортивным – увлекался зимним подводным плаванием, даже рассказывал, что однажды пришлось головой пробивать лёд, чтобы выплыть. А ещё – велосипед, коньки, лыжи, бег. Говорил, что не обращает внимания на возраст, чувствует себя молодым, а взрослеть начнёт уже после столетнего юбилея. Не сложилось…

Также по теме

Новые публикации

15 октября 2018 года Священный синод Русской православной церкви принял решение о прекращении общения с Константинопольским патриархатом. Этот шаг был предпринят в ответ на стремление Константинополя предоставить автокефалию украинской церкви. С просьбой дать прогноз развития ситуации на Украине мы обратились к заместителю главы Отдела внешних церковных связей РПЦ о. Николаю Балашову.
13 октября в Монреале и 14 октября в Оттаве под эгидой Координационного совета организаций российских соотечественников Канады, при поддержке детского центра «Мечта» (Монреаль) и оттавской русской школы свв. Кирилла и Мефодия прошла V Всеканадская педагогическая конференция преподавателей русского языка.
16 октября на родину в Пензу вернулись участники первого полевого этапа этнографической экспедиции Русского географического общества «Современный этномир». Экспедиция проводилась с 2 по 16 октября в крупных городах Узбекистана – Ташкенте, Бухаре и Самарканде – местах с наибольшей концентрацией русского и русскоговорящего населения республики.
Несмотря на серьёзное ухудшение отношений между Польшей и Россией, в стране остаётся немало людей, которые поддерживают действенную связь с Россией, с её историей и культурой. В Белостоке уже 25 лет существует Русское культурно-просветительное общество, члены которого – потомки тех русских, кто остался в Польше после развала Российской империи. О том, чем занимается РКПО сегодня, мы поговорили с секретарём общества Андреем Романчуком.
«У юкагиров. Древнейший тундренный народ северо-восточной Сибири» – так называется новая книга-альбом голландского лингвиста Сесилии Оде, вышедшая этим летом на голландском, русском и английском языках в нидерландском издательстве Lias. Эта книга – своего рода дневник, написанный во время лингвистических экспедиций в Якутию, на крайний северо-восток Сибири.
С 5 по 9 октября 2018 г. в столице Болгарии проходил IV Всемирный молодёжный форум российских соотечественников. Тема форума в этом году – «Россия и мир». Это событие по праву считается одним из самых масштабных форумов представителей российской молодёжи за рубежом.
Можно ли по нормам речевого этикета изучать национальный характер? И почему не здороваться, заходя в лифт – это вполне этично? Известный лингвист, доктор филологических наук Максим Кронгауз давно наблюдает за русским речевым этикетом. Своими выводами он поделится на конгрессе РОПРЯЛ, который проходил в Уфе.
С 11 по 14 октября в Уфе проходит VI конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Одна из актуальных для России тем – как сочетать преподавание родного языка в национальных школах с обучением на государственном (русском) языке. Своими мыслями по этому поводу делится ведущий эксперт по билингвизму, профессор Московского педагогического госуниверситета Елизавета Хамраева.