RUS
EN
 / Главная / Публикации / Владимир Ленин: Революции в белых перчатках не делаются

Владимир Ленин: Революции в белых перчатках не делаются

Георгий Осипов07.11.2017


7 ноября отмечается 100-летие Октябрьской революции – события, как бы к нему ни относиться, во многом определившего весь XX век. И, конечно, главный персонаж тех эпохальных событий – Владимир Ильич Ленин. Мы попробовали «проинтервьюировать» вождя большевиков, чтобы он объяснил своё отношение к задачам революции, политике, морали и другим важным для всех нас вопросам.

Все «ответы» с минимальной редакторской правкой даны по Полному собранию сочинений В. И. Ленина, а также мемуарам Г. А. Соломона «Среди красных вождей» и Ю. П. Анненкова «Дневник моих встреч».

– Владимир Ильич! Сегодня, в дни столетия октябрьского восстания, одного из важнейших событий прошлого века, хотелось бы услышать из первых уст: какую главную цель вы ставили перед собой?

– У нас один только лозунг, один девиз: всякий, кто трудится, тот имеет право пользоваться благами жизни. Тунеядцы, паразиты, высасывающие кровь из трудящегося народа, должны быть лишены этих благ. И мы провозглашаем: всё – рабочим, всё – трудящимся!

– Но не слишком ли высокую цену мы уже заплатили, да и платим поныне, за этот социальный эксперимент? 

– Революции в белых перчатках не делаются. Пока нет насилия над массами, нет иного пути к власти. Нужно поощрять энергию и массовидность террора. Массовые обыски. Расстрел за хранения оружия. Беспощадный террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь. Расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты. Сделать так, чтобы на сотни вёрст кругом народ видел, трепетал. Пусть 90 % русского народа погибнет, лишь бы 10 % дожили до мировой революции. 

Плох тот революционер, который в момент острой борьбы останавливается перед незыблемостью закона. Если закон препятствует развитию революции, он отменяется или исправляется. В борьбе за власть все средства хороши.  

– Так ли уж все? Мораль, гуманизм, уважение к человеку, словом, все те нравственные ценности, которые определены в десяти заповедях, разве не входили в число ваших приоритетов?

– Порядочно всё, что совершается в интересах пролетарского дела. Существует ли коммунистическая мораль? Существует ли коммунистическая нравственность? Конечно, да! Но наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Мы говорим: нравственность – это то, что служит разрушению старого общества. А диктатура пролетариата означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стеснённую, непосредственно на насилие опирающуюся власть.

Всякая  же религиозная идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость, самая опасная мерзость, самая гнусная зараза. Самый глубокий источник религиозных предрассудков – это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться. Но при этом всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист. Никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований совершенно недопустимы.

А крестьянину бога заменит электричество. Пусть крестьянин молится электричеству; он будет больше чувствовать силу центральной власти – вместо неба. 

– Какие советы вы бы дали представителям государственной власти для эффективного управления страной?

– Власть центрального учреждения должна основываться на нравственном и умственном авторитете. Нужно уметь работать с тем человеческим материалом, который есть в наличии. Других людей нам не дадут.  Не бойтесь признавать свои ошибки, не бойтесь многократного, повторного труда исправления их – и вы будете на самой вершине. Умён не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умён тот, кто делает ошибки не очень существенные и кто умеет легко и быстро исправлять их. 

Анализируя ошибки вчерашнего дня, мы тем самым учимся избегать ошибок сегодня и завтра. Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки, когда мы будем истине, хотя бы и самой печальной, смотреть прямо в лицо.

И не так опасно поражение, как опасна боязнь признать своё поражение. Больших слов нельзя бросать на ветер. Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни!

– Вы не раз говорили, что роман Чернышевского «Что делать?» вас «глубоко перепахал». Между тем герой другого его романа говорит о русском народе: «Жалкая нация рабов, снизу доверху все сплошь рабы...» Что вы думаете об этом?

– Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает своё рабство (например, называет удушение Польши, Украины и т. д. «защитой отечества» великороссов), такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам.

– Ваш стиль выступлений, вашу речь не спутаешь ни с какими другими. Что вы думаете о современном русском языке?

– Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. И употребляем их неправильно. К чему говорить «дефекты», когда можно сказать недочёты, или недостатки, или пробелы?

–  Судя по вашим многочисленным высказываниям, как устным, так и печатным, вы не слишком высокого мнения о людях вообще...

– Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет ещё больше, увеличивая тем свою власть над ней. Но люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов.

Богатые и жулики, это – две стороны одной медали, это – два главные разряда паразитов, вскормленных капитализмом, это – главные враги социализма, этих врагов надо взять под особый надзор всего населения, с ними надо расправляться при малейшем нарушении ими правил и законов социалистического общества беспощадно.

– Часто говорят, что вы круглые сутки думали и действовали во имя главной цели вашей жизни – Революции. А не возникало желания отвлечься как-то – сходить в театр, в музей, музыку – к примеру, вашего любимого Бетховена – послушать?

– Ничего не знаю лучше «Apassionata», готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка... Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей... А сегодня гладить по головке никого нельзя – руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно!

Я имею смелость заявить себя «варваром». Я не в силах считать произведения экспрессионизма, футуризма, кубизма и прочих «измов» высшим проявлением художественного гения. Я их не понимаю. Я не испытываю от них никакой радости.


Я в искусстве не силён, искусство для меня, это... что-то вроде интеллектуальной слепой кишки, и, когда его пропагандная роль, необходимая нам, будет сыграна, мы его – дзык, дзык! – вырежем. За ненужностью. Впрочем, вы уж об этом поговорите с Луначарским: большой специалист. У него там даже какие-то идейки…  А все театры советую положить в гроб. Наркому просвещения надлежит заниматься не театром, а обучением грамоте. 

А к интеллигенции, как вы, наверное, знаете, я большой симпатии не питаю, и наш лозунг «ликвидировать безграмотность» отнюдь не следует толковать, как стремление к зарождению новой интеллигенции. 

«Ликвидировать безграмотность» следует лишь для того, чтобы каждый крестьянин, каждый рабочий мог самостоятельно, без чужой помощи, читать наши декреты, приказы, воззвания. Цель – вполне практическая. Только и всего.

– Вы правы, в 1917 году более половины населения страны была неграмотна. Как вы намеревались исправлять положение?

– Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы. Поэтому народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. И мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное образование и воспитание. Оно создает почву для культуры. 

– Один известный русский литератор сказал о последствиях Русской революции и последовавших за ней событий: «Была Россия, был великий, ломившийся от всякого скарба дом... созданный благословенными трудами многих и многих поколений, освящённый памятью о прошлом и всем тем, что называется культом и культурою». Как бы вы прокомментировали эти слова?

– Дело не в России, на неё, господа хорошие, мне наплевать, – это только этап, через который мы проходим к мировой революции!

Также по теме

Новые публикации

Ушёл из жизни Валентин Михайлович Фалин – человек, чья работа на благо Родины по своему профессионализму и масштабности, по своей отдаче и самоотверженности беспрецедентна. Скончался незадолго до своего 92-летия в одной из московских больниц, накануне празднования Дня защитника Отечества. Всю жизнь он защищал своё и наше с вами Отечество, но не с оружием в руках, а на фронтах идеологической борьбы, на фронтах дипломатии.
Борьба с русским языком на Украине набирает обороты. Новым властям, которые на торжествах, устроенных ими в честь трагических событий четырёхлетней давности на Майдане, вывесили бандеровские флаги Организации украинских националистов, активно сотрудничавшей с фашистскими оккупантами, просто жизненно необходимо насадить в стране тотальную русофобию. На пути к реализации этой цели и стоит русский язык.
Людмила Ростиславовна Селинская (США) – член Конгресса русских американцев, Русского Дворянского собрания в Америке и Совета директоров культурно-просветительского и благотворительного общества «Отрада». Она рассказала о том, как сложилась судьба нескольких поколений её предков после отъезда из России и о своём участии в сохранении русского культурного наследия.
В известной эмигрантской семье Раров детей воспитывали в убеждении, что они – часть русского народа и должны служить Родине. Так и получилось. Сегодня уже третье поколение семьи ищет и находит свои пути помощи России. Наш собеседник – Дмитрий Рар, брат известного политолога, – рассказывает о своей работе с русской молодёжью и о том, как важно воспитывать в детях любовь к своей стране.
Знаменитый афоризм из комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова, вынесенный в заголовок статьи, как нельзя лучше характеризует восприятие обществом тех глобальных перемен, которые затронули после Октябрьской революции 1917 г. практически все стороны жизни, отразившись даже на календаре.
Тотьма, районный город между Вологдой и Великим Устюгом, в последние годы словно открывает себя заново. Зимой здесь проводят гонки на собачьих упряжках, а летом – фестивали блюд из морошки. Ежегодно в День Русской Америки, который в Тотьме  – официальный местный праздник, колокольня Входоиерусалимской церкви перезванивается с колоколами калифорнийского Форт-Росса.
На этой неделе, 15 февраля, исполняется очередная годовщина вывода советских войск из Афганистана. Уже двадцать девятая. Время быстротечно, и немало воды утекло за эти годы в реке Амударья, по мосту через которую выводил войска на советскую территорию командующий 40-й армией генерал Борис Громов.
Как сообщал «Русский мир», в дело продвижения русского языка намерен включиться Ханты-Мансийский автономный округ. В Югре разработали ряд программ, рассчитанных как на языковую адаптацию трудовых мигрантов, так и на популяризацию русского языка и российского образования за рубежом. И уже сейчас в этот северный регион охотно едут на учёбу и по академическому обмену иностранные студенты и преподаватели.