EN
 / Главная / Публикации / В Латвии закрывают русскую школу – за нелояльность

В Латвии закрывают русскую школу – за нелояльность

Алла Березовская10.10.2016

Общественная палата РФ заступилась за частную Рижскую школу «Иннова», которую власти Латвии лишают лицензии за нелояльность. Почему латвийская власть хочет закрыть русскую школу и чем обернется новый виток давления на русскоязычное образование в этой стране? 

В эти осенние дни, видимо, в качестве главного «подарка» на День учителя, латвийское правительство с подачи министерства образования продавило на утверждение в Сейм Латвии поправки к закону, позволяющие увольнять учителей и директоров школ, которых можно заподозрить в нелояльности к Латвии и к её Конституции. И первой жертвой стала одна из лучших школ Риги с русским языком обучения – «Иннова», новаторские идеи которой в сфере педагогики известны далеко за пределами Латвии. 

В школе «Иннова» было уже 11 выпусков

Кого напугал «Бессмертный полк»?

Причиной отказа в аккредитации, а затем и в продлении лицензии на осуществление образовательной программы стало участие учредителя частной школы Бронислава Зельцермана и некоторых его учеников в организации шествия «Бессмертный полк в Риге» весной 2016 г. 

Но первый сигнал о грядущих неприятностях прозвучал ещё в апреле, когда руководство школы подало заявку о продлении аккредитации на учебную программу. Поначалу экспертная комиссия, побывав в «Иннове» и пообщавшись с педагогами и учениками, заверила, что никаких проблем быть не должно. А потом в одной из телевизионных передач был показан достаточно предвзятый сюжет о подготовке шествия «Бессмертного полка».  После чего в адрес аккредитационной комиссии пришло письмо от «компетентных органов», содержание которого огласке не предавалось. 

Озвучили только результат – 9 мая, в день многотысячного шествия «Бессмертного полка» по улицам Риги к Памятнику освободителям: частной школе «Иннова» в аккредитации учебных программ отказать! Как сказано в заключении комиссии, во внимание была принята информация правоохранительных институций о «лояльности персонала к Латвийской республике и к её Конституции». Школа обратилась в административный суд. Рассмотрение назначено на 5 декабря. 


Но тут подоспела и вторая неприятность. В августе этого года «Иннова», в связи с истечением срока лицензии на образовательную деятельность, подала в Государственную службу качества образования (ГСКО) заявку на её продление. 

А 1 сентября в школе, как это было на протяжении уже 10 лет, начались занятия. И хотя ряды учеников на фоне грянувших скандалов немного поредели, но тем не менее все классы были укомплектованы. Весь месяц сюда как на работу ходили разного рода проверяющие – языковые инспекторы, представители разных государственных ведомств. Беседовали, изучали, искали, проверяли. Старались. Что-то, конечно, нашли, но нарушения носили в основном технический характер… Тем не менее, как уже можно догадаться, ГСКО приняло решение об отказе в выдаче лицензии. Качество образования при этом почему-то интересовало комиссию меньше всего. 

Нелояльное лицо Зельцермана

А между тем в плане качества школа Бронислава Зельцермана, основателя новаторского Педагогического центра «Эксперимент», куда входит и «Иннова», сегодня может служить примером для многих муниципальных учебных заведений. Оценки экзаменов за 2015/2016 учебный год учащихся «Инновы» были на полтора – два балла выше, чем в других средних школах Риги. В том числе и по латышскому языку. Но эксперты по качеству даже здесь не дрогнули, вынося школе суровый приговор. 

Основания нашлись. Не зря же в прошлом году латышские национально настроенные депутаты приняли поправки к Закону об образовании, в соответствии с которыми право работать педагогом имеет только лицо, лояльное к Латвийской республике и к её Конституции. А тут мало того, что лицо доктора педагогики Зельцермана, известного защитника русских школ, оказалось совсем не лояльным, так он ещё и как учредитель нанимает на работу нелояльных педагогов. Откуда это известно? От «компетентного правоохранительного учреждения»… 

Бронислав Зельцерман и Елизавета Кривцова рассказали журналистам о ситуации в школе

Судя по всему, именно полиция в Латвии отныне определяет, кто из учителей является нелояльным, причём исходя исключительно из своих собственных соображений. Ведь ни в одном законе не сказано, что такое лояльность, на каких весах она взвешивается и каким циркулем измеряется. 


– Но если лояльность педагогов хотя бы упоминается в Законе об образовании, то про учредителей учебного заведения или его выпускников, на что ссылаются в своём заключении члены ГСКО, вообще нигде ничего не сказано! – говорит юрист школы «Иннова» Елизавета Кривцова, известная правозащитница и бывшая выпускница Педагогического центра «Эксперимент». – Нас наказали за участие в организации шествия «Бессмертного полка», именно это стало причиной отказа в аккредитации учебных программ, что я расцениваю как преследование по политическим мотивам и проявление цензуры, т. к. само шествие являлось мирным мероприятием, согласованным с властями Риги. Оно касалось семейной памяти и уж никак не покушалось на конституционные устои государства. Как юристы, мы всегда трактовали понятие лояльности как соблюдение законов, уважение к демократии, свободам и правам человека. Участие в шествии, посвящённом памяти ветеранов войны – участников антигитлеровской коалиции, не нарушает ни один из этих критериев. Значит, это в чистом виде административный произвол. Ничего хорошего не будет, если полиция начнёт влиять на педагогический процесс и оценивать убеждения людей, с чем нам пришлось столкнуться. 

Читайте также: Одна Победа. На всех 

Когда звучит команда «фас!»

Бронислав Зельцерман – автор, редактор и составитель более 100 работ по проблемам образования, а также методических пособий по новым формам и методам обучения. Почти 30 лет назад он задумал школу совершенно нового типа, в которой бы не было бездумной зубрёжки, муштры, гонки за оценками.

В разработке проекта «Новая школа» в 1987 году принимали участие его коллеги, виднейшие специалисты по образованию из Риги, Москвы, Краснодара, тогдашнего Ленинграда. В том же году был создан Педагогический центр «Эксперимент», который он и возглавил. 

На базе Рижского Пушкинского лицея собрали 250 детей-пятилеток и начали с ними работать. Через два года родители попросили его создать свою школу. В 1991 году, уже в новой, ставшей независимой Латвии, центр «Эксперимент» Зельцермана получил лицензию на образовательную деятельность под номером 2. Первые выпускники завершили обучение в бакалавриатах и магистратурах вузов Риги, Нью-Йорка, Москвы по самым разным специальностям. Всего было 11 выпусков. Ученики не подвели своего учителя, все они успешно закончили вузы и сегодня работают в разных странах мира, многие стали учёными, видными математиками, экономистами, юристами… 

Помимо этого на базе «Эксперимента» в 1999 году были организованы трёхгодичные курсы переподготовки учителей развивающего обучения. А всего курсы повышения квалификации прошли более 2000 человек. 

Впервые в немилость к латвийским властям доктор педагогики попал в 2003 году, когда в стране начались попытки перевода школ на латышский язык обучения. Зельцерман выступил против необдуманных и неподготовленных школьных реформ. И ему вскоре отказали в аренде помещения, 500 человек, детей и учителей, чуть не оказались на улице. Срочно пришлось искать другое место. Тогда было решено создать свою частную школу. В 2006 году появилась «Иннова».

На протяжении прошедших с того дня десяти лет педагогу, отдавшему любимом делу 45 лет, не раз приходилось на разных публичных площадках, учительских конференциях и семинарах выступать в защиту образования на родном языке. Как-то, рассказывая о своих учениках, основатель «Эксперимента» имел неосторожность сказать, что и далее готов выпускать русскую элиту, которой будет гордиться Латвия. Как оказалось, это понравилось далеко не всем. 

Тучи сгустились над «Инновой» весной 2016 года с подачи телеканала TV3, в которой сообщили, что именно здесь «воспитывается новая русская элита». Журналисты просигнализировали: преподаватели и ученики школы регулярно посещают мероприятия в России, например слёт молодых талантов, проводимый фондом «Русский мир». Местным русским активистам на собственном опыте уже довелось убедиться, что сюжет, показанный по этому каналу, обычно служит командой «фас!» для правоохранительных органов  – ну или наоборот. Но как бы там ни было, инакомыслящие новаторы в сфере образования Латвии получили «чёрную метку». Чем это обернулось, мы уже знаем. В августе, пытаясь вывести «Иннову» из-под удара, Зельцерман даже сменил директора, поставив на эту должность человека с хорошей, а главное – правильной латышской фамилией. Не сработало. 

Второй «Норд-Ост». По-латвийски…

И тогда в День учителя член президиума международной Ассоциации «Развивающее обучение» Бронислав Зельцерман обратился к госсекретарю министерства образования с просьбой принять его вместе с юристом и представителями родителей школы. Он всего лишь хотел показать ответственному представителю министерства, какой труд стоит за созданием школы, каких отличных результатов добились ученики «Инновы», обогнав на экзаменах многие рижские школы. Приготовил для встречи все необходимые материалы, выписки из экзаменационных листов по разным предметам и разных классов. 

В школе «Иннова»


Вот, 3 класс – математика. Средний балл по Риге – 73,8 %, частная школа «Иннова» - 87,9 %. Латышский язык: Рига – 65,92 %, «Иннова» - 73,6%. А вот 9 класс – математика, средний балл по Риге – 6,38 %, «Иннова» – 8,6%. Латышский язык: Рига – 63,9 %, «Иннова» – 70 %.

И такую школу – закрыть? За какую-то мифическую нелояльность? Нет, они там, видимо, просто не знают… Оказалось, знают. Но просили передать, что не видят предмета для разговора. А накануне во все муниципалитеты Риги, где живут ученики школы, были отправлены официальные письма о том, что «Иннова» не получила лицензию (а ведь ещё нет решения суда!), поэтому родителям необходимо явиться, чтобы обсудить перевод ребенка в муниципальную школу. Иначе будет очень плохо… 

– Они хотят запугать родителей, чтобы те забрали детей из нашей школы. Не будет учеников – не будет школы. А новую создать я уже не успею, – с грустью говорит Бронислав Александрович, с которым мы беседуем уже поздно вечером, после окончания пресс-конференции. 

Скверно у него на душе. Второй раз в жизни он почувствовал себя заложником. Почти как тогда в Москве – 23 октября 2002 года, когда сутки напролёт стоял у злополучного здания на Дубровке, где в это время под прицелом террористов находилась вся его семья – жена Маргарита Львовна Дубина, сын и дочь. Ад, который они пережили в эти страшные дни, им уже никогда не забыть…

– Маргарита Львовна – она тоже педагог и мой главный помощник во всех моих проектах – говорит, что она сейчас ощущает почти то же самое, что ей пришлось пережить тогда – в «Норд-Осте». Тогда тоже всё произошло совершенно неожиданно, подло, из-за угла… Она как женщина, конечно, более эмоционально ко всему относится, переживает. Это же наше с ней детище… Но я всё-таки вижу свет в конце тоннеля, думаю, всё не так мрачно. 

– Бронислав, а что для вас День Победы? Ведь вы же пострадали как раз из-за этого, активно включившись в организацию шествия «Бессмертного полка»? – интересуюсь я у моего собеседника. 

– А как я мог оставаться в стороне? Мой отец был призван в армию в 1939 году, он прошёл всю войну, был ранен и к жене вернулся только в 1946 году. Через год я родился. Если бы наши отцы и деды не победили в той войне с Гитлером, я бы просто не смог появиться на свет.

Я – потомственный педагог, как и мой сын, – продолжает Зельцерман. – Поэтому всё, происходящее сейчас в нашей школе, – да, для нас это второй «Норд-Ост». По-латвийски… 

В социальных сетях по инициативе международного штаба «Бессмертный полк» вчера начался сбор подписей под Петицией в защиту Рижской школы «Иннова».

Также по теме

Новые публикации

В Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялась стратегическая сессия «Сотрудничество России и стран Африки в области высшего образования в меняющемся мире», в которой приняли участие министры высшего образования Республики Бурунди, Республики Мали, Республики Нигер и Гвинейской Республики.
Каналы о России глазами иностранцев множатся в интернете, собирая сотни тысяч подписчиков по всему миру. Видеоролики о российских городах, образе жизни, русской культуре и кухне смотрят и комментируют. Достаточно подписаться на двух-трёх таких блогеров, чтобы очень скоро понять, благодаря системе интернет-рекомендаций, как много молодых, образованных и любопытных иностранцев выбрали Россию для проживания.
Осенью 2023 года власти Латвии, которые уже давно пытаются выдавить русскоязычных жителей из страны, пригрозили, что заявления на выдачу вида на жительство россияне должны подать до 1 апреля 2024 года. После этой даты всех, у кого есть российский паспорт и кто не сделал этого, обещают депортировать из страны.
Российско-германское движение городов-партнёров не сведено на нет, хотя и сталкивается с серьёзными препятствиями, считает вице-президент общества «Россия – Германия», член правления Международной ассоциации «Породнённые города» Анатолий Блинов. Об этом он заявил в рамках российско-германского круглого стола, состоявшегося 26 марта 2024 г.
Школа в киргизской деревне Достук известна на всю округу благодаря российским учителям, которые в ней работают. Родители школьников из других посёлков нанимают автобус, чтобы их дети могли учиться у российских специалистов. Супруги Юсуповы из Башкирии преподают здесь географию и биологию.
Сегодня обратим внимание на правописание аббревиатур, связанных со словом министерство. Как правильно: минкульт или минкультуры? Минобороны заявил или заявило? С прописной или со строчной буквы нужно писать эти сокращения?
В приграничных районах Финляндии резко сократилось население, закрываются магазины, школы, население бросает свои дома из-за отсутствия работы. Финский журналист Кости Хейсканен рассказал, как обернулись дела в Финляндии из-за разгула русофобии и почему при всём том политики не намерены сворачивать с антироссийского курса.
Цветаева