Швейцарский аттестат с русским акцентом
Марина Охримовская05.02.2015
Созданная одной из первых за рубежом, русская школа в Цюрихе провела в конце января первую встречу выпускников. Идея возникла под занавес прошлого года. Весточка через социальные сети разлетелась очень быстро: русская школа «Детский городок» приглашает на традиционную в России встречу. Откликнулись почти все.
Многие из них впервые пришли в «Детский городок» в 2000-м, когда возник этот островок русской культуры. За годы выросли и дети, и школа. Сейчас открыто четырнадцать классов в кантонах Цюрих, Санкт-Галлен, Аргау, где русский язык учат более ста двадцати ребят от пяти до восемнадцати лет. А для малышей начиная с двухлетнего возраста есть шесть подготовительных групп.
Учреждение дополнительного образования русская школа «Детский городок» имеет статус HSK (родной язык и культура). Это значит, что оценка по русскому переносится в швейцарский аттестат. Что закономерно повышает в Швейцарии привлекательность образования на русском языке.
Вот и долгожданная дата. Вновь прибывших на пороге встречают русская песенка и радостные возгласы: «Роман! Бэлла! Никита! Александра! Анна! Филипп! А Тимофей-то как изменился — сходу не узнать!» «Это всё борода, — смеётся он. — Побреюсь, будет как прежде». А как было прежде?
Помогает фотоархив — в луче проектора на экране оживает близкое-далёкое. Сменяются фотографии. Дети пишут в тетрадях, рисуют, играют, читают, тянут вверх руки: меня спросите! нет — меня!
Исправлять и «коррегировать»
Талантливый педагог, руководитель «Детского городка» Ирина Сарбах предлагает шутливые вопросы. «Кто с уроков сбегал? А кто у кого списывал? Какие предметы изучали в русской школе? Куда уходит детство?» Без ужимок признаются, что русский язык хотя и добрый, и весёлый, без труда его выучить никак невозможно. А самый лучший школьный миг — звонок на переменку.
Они родились за рубежом или уехали из России в весьма нежном возрасте, но русским владеют все. Лучше или хуже, говорят с характерными для этой части Швейцарии жестковатыми нотками или легко, свободно. Порой в речи проскакивают германизмы — вроде «коррегировать». И открываются доверительно: по-русски мы разговариваем дома с мамой, иногда с друзьями, ну и, конечно, когда в России.
Николь любит читать. У неё возле кровати аж три книги. И все на разных языках. Русскую мама посоветовала — любопытно узнать про эзотерику. В мире ведь так много интересного, и всё хочется успеть. «А я предпочитаю немецкие или английские книжки. Потому что по-русски читаю медленно, — объясняет Вадим. — А если сайт на русском, тут уж не отвертишься — приходится читать».
Русские новости по телевизору смотрят тоже вместе с мамой, а русские фильмы — «потому что русский юмор особенный».
Русский поможет в школе жизни
Эти юноши и девушки ещё очень молоды, только встают на крыло и учатся летать. Но задачки им уже давно задаёт Её Величество Жизнь. И, может быть, главнейшая (кроме любви, конечно) и труднейшая — выбор профессии.
Николь продолжает учёбу, работает в детском саду, где есть и русскоговорящие малыши, мечтает объехать весь свет и открыть приют для детей-сирот. Никита — маляр, ему нравится, а учёба пока впереди. У Романа, он продавец-консультант в отделе электроники, случаются и русскоговорящие покупатели. Аня — учитель танцев, ассистент в отделе персонала и актриса театра. Федя после учёбы пойдёт в армию. В швейцарской армии готовы послужить, кажется, почти все ребята.
Жан-Крис будет режиссёром. Он уже делает кино и недавно выиграл конкурс. Теперь поедет в Казахстан. Там, в селе Калачи, прочитал он в новостях, наблюдается прелюбопытнейшее явление: уже несколько лет по непонятной причине люди спят... по семь дней. Учёные растерянно разводят руками. Русский язык поможет Жан-Крису сделать хороший фильм. Его увидят многие и наверняка разгадают странный феномен.
Филипп и Настя — специалисты в банке. Знание русского сыграло значимую роль при поступлении на службу — среди клиентов швейцарских банков немало русскоговорящих. «А я занят в логистике. И мне не нравится, — сетует Алекс. — Ещё не решил, где учиться: на информатике или на психолога». Анна — студентка юридического факультета. Илья давно увлекается технической организацией массовых мероприятий, планирует учиться, чтобы в будущем открыть свою фирму.
Александра после гимназии пойдёт на медицинский. Лаура учится в балетной школе. Бэлла — в гимназии, где преподают и русский. Она уверена, что знания и навыки, обретённые в русской школе, помогают ей. Тимофей — студент-биохимик. Анна изучала в русской школе не только язык, но и изобразительное искусство, овладела профессией графика и работает в рекламе. Никита, Филипп, Маша, Денис, Вадим, Антон, Саша... если кого-то забыла, что-то перепутала — простите. И позвольте пожелать вам всем удачи!
Интересный и престижный трудовой контракт в Швейцарии нередко можно получить буквально с ученической скамьи. Качественное среднее профессиональное и высшее образование доступно всем. Хорошо организована и система профориентации. Потому что швейцарская экономика — это не только шоколад, часы и банки. Это и пищевая, фармацевтическая и косметическая продукция, электротехника и турбиностроение, точная механика для авиа и автопрома и многое другое.
Наряду с выбором профессии, тема достойного вознаграждения за труд звучала на вечере неоднократно. Среди перспективных молодёжь называла фармацевтику, медицину, информационные технологии, защиту окружающей среды, энергетику, высокотехнологичную индустрию, продажи в различных сферах и другие отрасли.
Жить и работать ради мира
«Помните, „Детский городок“ всегда открыт для вас, — сказала директор учебного заведения Ирина Сарбах. — И мы всегда вам рады. Заглядывайте просто в гости или если захотите встретиться с друзьями. А возможно, кто-то из вас решит сотрудничать с нами? Приходите со своими идеями, в том числе коммерческими, мы с радостью их обсудим».
Как журналисту мне интересно, хотели бы жить и трудиться в России эти юные граждане Швейцарии? Многие из них родились в смешанных семьях, все получили европейское образование, учили русский в «Детском городке», и, вероятно, многие не раз бывали на русской земле в качестве гостей. Так что есть уверенность: мои собеседники о России знают не понаслышке.
Тимофей сообщает, что прожил в России шесть лет. На него смотрят с откровенным любопытством. «Там неплохо, — предупреждает он вопросы ровесников. — Но по-другому. В Швейцарии спокойнее, а там, даже не знаю, веселее, что ли, динамичнее». Выясняется, что пожить год-два в России хотел бы каждый. Мотив: это для того, чтобы всё узнать и понять самому, а не с чужих слов.
«Какие совместные проекты могут быть интересны и важны для Европы и Русского мира?» — задаю очередной «каверзный» вопрос.
Отвечают очень серьёзно: медицина, туризм, торговля, производство строительных материалов, потому что инвестиции в недвижимость эффективны всегда, а не только в кризисные времена. Деревообработка, потому что в России много леса, а у Швейцарии — европейский опыт. Хотелось бы также больше крепких связей в спорте, искусстве, образовании. А Роман предложил проект «Европа и Россия — союз ради мира».