
«Война и мир» в сверхвысокой чёткости
Анна Генова16.07.2014
Запомнилась картинка: со второго амфитеатра в Метрополитен-опере наблюдаю, как древнюю даму в норке и бриллиантах вывозят на инвалидной коляске из партера. Какую оперу давали? Не помню, в память врезалась лишь эта сцена, из-за которой начало представления задержали на десять минут. Интернет скоро отберёт у нас последнюю возможность выгуливать фамильные драгоценности в культурном месте. Всё больше драматических и музыкальных спектаклей можно не только увидеть в расплывчатом прямоугольнике «Ютьюба», но и посмотреть на отличном экране в высоком разрешении и в реальном времени. Ярким событием, которое порадовало меломанов из многих стран, стала последняя премьера сезона Мариинского театра — опера «Война и мир» Сергея Прокофьева в постановке Грэма Вика. Пожалуй, ещё ни одна опера не была столь провокационной в недолгой истории интернет-трансляций.

Формат высококачественных трансляций крупнейших оперных событий в кино или на телевидении, среди которых встречаются и бесплатные показы, приобрёл популярность сравнительно недавно. Наиболее громкие премьеры прошли в Метрополитен-опере и в Венской опере — три месяца назад в формате сверхвысокой чёткости (UHDTV) из Вены транслировали на весь мир оперу Дж. Верди «Набукко» с Пласидо Доминго. Посмотреть оперу в высоком разрешении, кроме одного «подарочного» показа, стоит четырнадцать евро, что приблизительно в десять раз дешевле реального билета в оперу. Вспомнилось, как несколько лет назад я приехала в сердце Европы и непременно захотела попасть на культовую венскую оперу «Кавалер розы» Р. Штрауса. Билетов не было, остались только стоячие места. И вот за четыре евро мы стоим в очереди остальных неудачников, а главный капельдинер командует на отвратительном английском: «Азиаты — в левую часть третьего амфитеатра, а вы все (тут он скорчил менее презрительную гримасу) — направо!» Ничего подобного по качеству исполнения и звучания я не слышала ни в Метрополитен-опере, ни в Большом, ни в Мариинском. Но то унижение запомнилось надолго. Демократизация искусства и возможность приблизить его на доступное расстояние сегодня практически стали реальностью. Народ может лицезреть не только скоморохов, но и «высокое искусство», если хочет, конечно. Ведь теперь можно с лёгкостью переместиться в другое измерение с помощью одного клика мышкой или нажатия кнопки пульта. Несколько лет назад, когда прямые трансляции были редчайшим явлением, сэр Вик сказал: «Я больше всего боюсь того, что опера снова вернётся к богатым, станет уделом лишь аристократии, элиты — просто потому, что только очень состоятельные люди смогут себе позволить потребление этого дорогого удовольствия. Одним из главных достижений оперы в ХХ веке стала, как мы помним, демократизация жанра. Я боролся за это всю жизнь — за оперу для людей. <...> В Европе сегодня, к моему ужасу, опера всё больше и больше становится элементом этого тошнотворного luxury, на котором помешаны все вокруг». В своей новой постановке эпического шедевра Прокофьева режиссёр с удовольствием высмеял тему dolce vita и в довольно прямолинейной и нелицеприятной форме соединил её с темой войны.
Когда-то люди с придыханием ходили в «Киноцентр на Красной Пресне», чтобы посмотреть «Травиату» в постановке Франко Дзеффирелли, а сегодня Грэм Вик говорит, что творчество великого итальянского режиссёра — «евротреш». Дзеффирелли не старался упрощать сюжет, а задачей Вика является доступность и злободневность событий. Так, в постановке «Бориса Годунова» (2011) народ стоит с актуальными на тот момент лозунгами; в «Волшебной флейте» (2005) милиционерши обрисовывают мелом тело потерявшего сознание принца, а Папагено благодушно забивает косяк. В новой постановке «Войны и мира» нестандартный подход Вика базируется на утверждении, что «опера Прокофьева — абсолютно самостоятельное произведение. Когда зритель приходит её слушать, он не обязан наизусть знать роман Толстого. В этом и состоит задача театра — создать произведение здесь и сейчас, перед зрителем».

Над оперной эпопеей «Война и мир» Сергей Прокофьев работал на протяжении двенадцати лет, а первое концертное исполнение состоялось в 1944 году, когда Вторая мировая война ещё не закончилась. Лирическая драма, опера, оратория переплелись в этом сложнейшем с композиционной точки зрения сочинении. Первую сценическую постановку «Войны и мира» осуществили дирижёр Самуил Самосуд и режиссёр Борис Покровский, по просьбе которых композитор дописал две картины — «Бал у екатерининского вельможи» со знаменитым вальсом Наташи Ростовой и «Военный совет в Филях» с известной арией Кутузова. По причине огромных размеров опера была разделена на две части, которые предполагалось показывать в два вечера. 12 июня 1946 года состоялась премьера первой части, а вторая прошла только на генеральной репетиции, после чего спектакль был снят с репертуара. Лауреат шести Сталинских премий оказался в опале у власти за формализм и до конца жизни так и не увидел своё эпическое творение на сцене — слишком сложным оно оказалось для народа. Прокофьев умер в один день со Сталиным, а через два года, в 1955 году, Малый оперный театр вернул «Войну и мир» зрителям, но с многочисленными купюрами.
В творчестве, так же как и в математике, есть правила. И только гении могут через них переступать, создавая слишком длинные оперы и отвечая на претензию, что слишком много нот: «Ровно столько, сколько нужно!» Это Моцарт — о «Волшебной флейте». А Прокофьев сказал так: «Шахматные законы существуют для того, чтобы их нарушали».
Опера, так же как и футбол, событие яркое, зрелищное. Кто победит в матче, становится известно только к концу. Успех или провал спектакля выясняется постепенно — во время действия, по окончании спектакля, через несколько дней, месяцев, а затем лет. Сделать спектакль зрелищным Грэму Вику, безусловно, удалось, но станет ли он новым Дзеффирелли для миллионов — покажет время. Остаётся только надеяться, что на следующей его постановке не начнётся настоящая стрельба. Быть ближе к действительности не всегда столь приятно, как может показаться на первый взгляд. Даже в формате сверхвысокой чёткости изображения.
Также по теме
Новые публикации



«Я верю в силу книги». 120 лет Льву Кассилю 10.07.2025
Лев Кассиль стал классиком детской литературы невероятно рано – в 25 лет, когда вышла его первая и самая популярная книга «Кондуит и Швамбрания». 10 июля исполняется 120 лет со дня рождения писателя. 



Как матрёшка стала мягкой силой России 04.07.2025
В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве. 