
Загадка Нади Рушевой
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства открыл в своих залах выставку рисунков Нади Рушевой. Факт, между прочим, не привязанный — редкий случай! — к юбилейной дате. Бывалые завсегдатаи вернисажей спросят: какое отношение она имеет к основной тематике музея? А у представителей поколения помоложе это имя — как бы помягче выразиться — совсем не на слуху.

Надя Рушева (назвать её полным, изначальным именем — Найдан, по-русски Надеждой — как-то язык не поднимается) тоже говорила, что рисует не совсем сама — просто обводит пером линии, которые для неё проступают на бумаге подобно водяным знакам. Всё гениальное просто: отец читал маленькой дочке сказки (скажем, «Сказку о царе Салтане»), а она, что называется, с листа рисовала.
Мало у кого в голове укладывается: за семнадцать лет жизни — более десяти тысяч рисунков; притом что в последние годы ей редко удавалось рисовать больше получаса в день. После того как она стала известной художницей, взрослые, охотно признавшие ученицу обычной московской школы гением, много лет пытались — и пытаются до сих пор! — понять, постичь, разгадать... Многие высокоучёные умы просто разводили руками.
«Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше: о балете, об античности, о Шекспире, Пушкине, Лермонтове, Толстом, Экзюпери... Откуда у шестнадцатилетней девочки знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана. Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха... Не в технической виртуозности суть, а в талантливости её личности», — писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв. И добавлял, что зрелость духа совсем не предполагает зрелости возраста.

На открытии выставки мне довелось беседовать со многими куда более осведомлёнными, нежели я, людьми, и все они дружно подтвердили, что больших выставок Рушевой в Москве не было уже лет двадцать. И не в дотошном подсчёте лет дело. А в том, что успело вырасти целое поколение, которое с этими рисунками просто незнакомо. Альбомов репродукций в книжных лавках тоже не сыскать — в ходу совсем другие персонажи. И напоследок — факт совершенно поразительный. Роман Булгакова, когда-то размножавшийся едва ли не от руки, сегодня можно купить буквально в любом магазине. Но среди десятков и сотен изданий книги с иллюстрациями Нади Рушевой, о которой ещё успела помечтать Елена Сергеевна Булгакова, не найти. Потому что её просто не было.

Наталья Миронова, бывшая одноклассница Рушевой (ныне — весьма солидный научный работник), поделилась со мной воспоминаниями и о том, что отличалась Надя не только на почве живописи и графики. В частности, она издавала независимую школьную газету «Класс-инфо». В те годы подобные инициативы, очень мягко говоря, не приветствовались. «Неужели у неё на этой почве не было неприятностей?» — поинтересовался я. «Конечно, были! — ответила Миронова. — Некоторые учителя страшно обижались на то, как их изображала Надя, и газету приходилось снимать». Где-то сейчас те рисунки?..

Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, рассказала мне о том, что и нынешняя выставка была чистой импровизацией. В рамках крупного выставочного проекта, посвящённого художественному наследию народов России и осуществляемого ныне музеем, его «десант» высадился в Кызыле. Работники Национального музея Тывы, разумеется, не стали скрывать своих сокровищ. Так 122 рисунка Нади оказались в Москве.
Случайно ли, нет — открытие выставки Рушевой совпало с открытием памятника ей, созданного скульптором Андреем Волковым. Памятник как бы соединяет один из самых знаменитых рисунков Нади — «Кентаврёнок» — с её графическим автопортретом. Памятник поставлен на Ереванской улице, неподалёку от школы, где она училась, — ныне школы её имени. Поставлен на некогда донельзя загаженном, а ныне превращённом в очаровательный скверик клочке земли. Всё хорошо, всё ко времени, всё по делу. Но, как говаривал ещё Радищев: «Почто мой друг, почто слеза катится?»
Георгий Осипов
Также по теме
Новые публикации



«Я верю в силу книги». 120 лет Льву Кассилю 10.07.2025
Лев Кассиль стал классиком детской литературы невероятно рано – в 25 лет, когда вышла его первая и самая популярная книга «Кондуит и Швамбрания». 10 июля исполняется 120 лет со дня рождения писателя. 



Как матрёшка стала мягкой силой России 04.07.2025
В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве. 