EN
 / Главная / Все новости / Международный форум «Качество обучения русскому языку» в Софии

Международный форум «Качество обучения русскому языку» в Софии


12.07.2012

С 7 по 11 июля 2012 года в Софии прошёл международный форум «Качество обучения русскому языку» с участием гостей из России, Украины, Сербии, Греции, Казахстана, Германии, Македонии и Болгарии. В работе форума приняли участие около 200 человек, включая директоров детских садов и школ, учителей и методистов, экспертов, преподавателей вузов и представителей органов управления образованием.

Форум состоялся в рамках международного проекта Муниципального культурного института «Столичная библиотека» и фонда «Русский мир» при содействии мэрии Софии, Министерства образования, молодёжи и науки Болгарии, Посольства Российской Федерации в Республике Болгария, Российского культурно-информационного центра в Софии, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Международного педагогического общества в поддержку русского языка (МПО), Национальной сети болгарских базовых учебных заведений с изучением русского языка, Общества русистов Болгарии и других организаций с российской и болгарской сторон.

Основные цели форума:

  • знакомство с международными подходами к вопросам качественного обучения русскому языку и обмен мнениями по проблемам его обеспечения;
  • обсуждение современного понимания категории качества обучения иностранному языку, его специфики;
  • обмен инновационным опытом и практическими наработками в области методики обучения РКИ, а также в области обучения русскому языку на протяжении всей жизни.

В качестве организаторов форума выступили Русский центр Муниципального культурного института «Столичная библиотека» и болгарские базовые учебные заведения с изучением русского языка.

В рамках форума состоялись конференция, три методических семинара, круглый стол, консультации с преподавателями.

Работа конференции была организована по четырём направлениям.

  • В рамках первого направления участники дискуссии уделили особое внимание инновационным технологиям в преподавании русского языка, а также актуальным проблемам преподавания русского как иностранного.
  • В рамках второго направления разговор шёл о чисто практических аспектах обучения языку. Участники форума обратили особое внимание на применение компьютерных технологий в обучении РКИ в школе, на возможность сочетания традиционных методов, соответствующих учебным планам и программам, с социально-конструктивистскими методами, основанными на использовании дискуссионных форумов, блогов, онлайн-обучения. В обсуждениях был сделан акцент на лингвострановедческом аспекте обучения и важности включения в учебный процесс элементов страноведения. Дискутировались проблемы билингвального обучения. Среди основных проблем участники форума отметили необходимость создания мотивации учащихся к изучению русского языка как иностранного. Широко обсуждалось использование русского языка в изучении предметов естественнонаучного цикла, необходимость в интегрированных уроках и их значение для повышения мотивации учащихся.
  • В рамках третьего направления состоялся продуктивный обмен опытом научно-методической работы и практики применения современных педагогических технологий в преподавании русского языка студентам различных специальностей и с разным уровнем подготовки по русскому языку.
  • В рамках четвёртого направления была проведена дискуссия об управлении качеством обучения русскому языку, разработке способов и критериев оценки компетентности преподавателей, обучающих студентов. Важную роль для развития системы управления качеством играет мониторинг, цель которого заключается в определении качества организации процесса обучения русскому языку, готовности выпускников к дальнейшей профессиональной реализации.

Во время форума были организованы три методических семинара, посвящённых применению компьютерных и инновационных технологий в процессе обучения русскому языку как иностранному; обучению устной речи на русском языке (аудированию и говорению), особенностям устного профессионального и делового общения, проблемам обучения письменной речи и особенностям письменного профессионального и делового общения.

В рамках первого семинара особое внимание уделялось применению компьютерных технологий в процессе обучения русскому языку как иностранному; созданию электронных учебников и обучающих программ по русскому языку и инновационным технологиям. Отмечалось, что компьютерные и инновационные технологии позволяют по-новому решать целый ряд дидактических задач: формировать устойчивую мотивацию, делать занятия наглядными, обеспечивать наличие аутентичных материалов, формировать умения и навыки эффективного общения на русском языке. Инновационный опыт современного образовательного пространства специалистов разных стран показал целесообразность и эффективность более широкого подхода к целям школьного преподавания языков.

Методический семинар «Обучениe устной речи. Обучение аудированию на русском языке. Виды аудирования. Упражнения на развитие умений аудирования. Обучениe говорению на русском языке. Особенности устной речи. Обучение монологической и диалогической речи. Стратегическая компетенция в устной речи. Особенности устного профессионального и делового общения» был посвящён обучению аудированию в зависимости от целей и этапа обучения и от конкретных условий обучения. Рассмотрены различные типы упражнений для развития умений аудирования, а также недочёты в работе над слушанием. Были предложены рекомендации, направленные на развитие навыков слушания. Методический семинар, посвящённый проблемам устной речи, разработан преподавателем Санкт-Петербургского государственного университета доц. Бойцовым Иваном Арсентьевичем.

Методический семинар «Обучениe письменной речи. Письмо и письменная речь. Виды письма и письменных текстов. Особенности письменного профессионального и делового общения» был посвящён проблемам обучения иноязычных студентов и школьников письменной речи на русском языке в зависимости от этапа обучения. Проанализированы аспекты обучения письменной речи в различных учебниках и учебных пособиях («Успех», «Радуга» и др.). Методический семинар по проблемам устной речи разработан преподавателем Санкт-Петербургского государственного университета Стрелковской Анной Николаевной.

В рамках форума была организована очередная встреча представителей Национальной сети болгарских базовых учебных заведений с изучением русского языка. Форум показал эффективность работы Национальной сети базовых учебных заведений и отличное взаимодействие болгарских педагогов с преподавателями русского языка из других стран.

В ходе проведения круглого стола участники форума познакомились с опытом работы Русских центров, созданных при поддержке фонда «Русский мир». В конструктивном духе прошла рабочая встреча руководителя управления Русских центров и Кабинетов русского мира фонда «Русский мир» г-на Н.К. Сергейчева с представителями центров в Белграде, Салониках, Варне, Пловдиве и Софии.

Участники выразили искреннюю благодарность организаторам и исполнителям форума, высоко оценили его значение для развития международного сотрудничества в области обучения русскому языку, для укрепления позиций русского языка и культуры и повышения качества его преподавания.

Русский центр в Софии

Рубрика:
Тема:
Метки:
Русский центр в Софии, Русский центр в Софии, русский язык, РКИ

Новости по теме

Новые публикации

«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
Цветаева