XXV Международная научно-практическая конференция «Языкознание для всех»
25.02.2021
В феврале 2021 года пройдёт XXV Международная научно-практическая конференция «Языкознание для всех». Тема – «Взгляд на мир через язык».
Организаторы – Московский педагогический государственный университет;
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена;
Школа № 1561 ЮЗАО г. Москвы.
Участники конференции: учащиеся 6 – 11 классов школ Москвы, регионов России, стран СНГ и Балтии, дальнего зарубежья, студенты факультетов МПГУ, РГПУ им. А. И. Герцена и других вузов
Места проведения конференции и порядок работы:
11 февраля 2021 г. – Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, ул. Казанская, 6): очно – секции учащихся из школ Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. и студентов разных факультетов РГПУ им. А. И. Герцена
19 февраля 2021 г. – Московский педагогический государственный университет (ул. М. Пироговская, дом 1, стр. 1, аудитория для проведения вебинаров): дистанционно – секция школьников из дальнего зарубежья, секция студентов из дальнего зарубежья; если секции 25 – 26 февраля в связи с эпидемиологической ситуацией будут проходить дистанционно, то участники из дальнего зарубежья присоединятся к ним;
25 февраля 2021 г. – Московский педагогический государственный университет (ул. М. Пироговская, дом 1, стр. 1): очно – открытие и круглые столы (участвуют школьники и студенты), студенческие секции; закрытие студенческой части конференции;
26 февраля 2021 г. – школа № 1561 ЮЗАО г. Москвы (ул. Паустовского, д.6, корп. 2): очно – секции школьников; закрытие школьной части конференции.
Формат проведения всех этапов конференции (очный, смешанный, дистанционный) будет уточнён ближе к датам проведения в зависимости от эпидемиологической ситуации.
Круг вопросов для исследования:
- Язык и учёба (в школе, в вузе): нарушения языковой нормы в процессе общения школьников (студентов), язык разных предметных областей, изучаемых в школе (вузе), научная терминология, проблемы понимания и изучения научно-учебных текстов по математике, химии, истории и другим предметам, особенности текстов научно-популярного стиля.
- Язык и личность: речевой портрет реального человека (можно известного политика, актёра; можно – одноклассника, учителя, родственника); отражение индивидуальных особенностей мышления и характера человека в его речи, сопоставление речевых характеристик разных людей.
- Язык и время: развитие и изменение языка в разные эпохи (рассмотрение изменений в языке: устаревших слов, окказионализмов, неологизмов, грамматических и стилистических норм и т.п., язык разных поколений дошкольников, младших школьников, учащихся и студентов, язык среднего поколения и пожилых людей.
- Языковая картина мира: сопоставление аналогичных или контрастных явлений в разных языках мира (в русском и одном/ нескольких иностранных или в двух/нескольких иностранных между собой); сопоставление аналогичных или контрастных явлений в вариантах одного языка (диалекты, региональные особенности одного языка в разных городах, территориальные особенности одного языка в разных странах); сопоставление выражения одних и тех же понятий в научной и наивной картине мира.
- Язык как средство воздействия (бизнес, реклама, выборы, педагогика и т.д.): воздействие языка СМИ, интернета на современные представления россиян (жителей других стран) о мире; приёмы языкового манипулирования в разных сферах жизни.
- Слово в разных видах искусства: язык литературных произведений, в том числе изучаемых в школе, с точки зрения понимания его учащимися, речевой портрет героя художественного произведения, язык кинофильмов, театральных постановок, экранизаций (возможно сопоставление с оригиналом), особенности языка при переводе художественного произведения, кинофильма и т.д., сопоставление аналогичных или контрастных явлений в языке разных художественных произведений или при их переводе.
- Лингвистика каждого дня: анализ речевого общения в типовых повседневных ситуациях (в магазине, транспорте, местах развлечений и т.д.); условия успешности общения, причины коммуникативных неудач в повседневной жизни; языковое творчество в повседневной жизни, языковая игра как элемент повседневного общения; ирония; стёб; анекдот как вид языкового творчества; некоторые языковые приёмы создания комического эффекта; исследование всех указанных выше сторон повседневного общения в разных языках.
- Язык и семья: термины родства; особенности домашнего общения, домашние прозвища, «семейная» лексика и фразеология; язык и гендер, язык разных поколений в одной семье, речевые роли членов семьи.
- Язык в цифровую эпоху: общение в интернете школьников, студентов, сообществ по интересам, язык общения в социальных сетях, сетевой этикет, язык дистанционного обучения, поликодовые тексты в интернете (мемы, эмодзи, стикеры и т.п.), «цифровые» неологизмы, язык блогера, жанры интернет-текстов.
Вся информация о приёме заявок, консультациях, объявления и т.д. – на сайте.
Почта для возможных вопросов участников конференции: konf.logos2021@gmail.com