Ольга Лукинова: семь правил цифрового этикета
Редакция портала «Русский мир»18.12.2021
Открытый лекторий «Русский язык и цифровые технологии» состоялся в рамках Международного фестиваля онлайн-игр и образовательных тренажёров, направленных на обучение русскому языку. Ольга Лукинова, автор книги «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете», выступила с лекцией «Коммуникация и этика в цифровой среде».
Также по теме:
Владимир Пахомов – о социальных сетях, мессенджерах и вековых устоях русского языка
Игорь Лощиц – о том, как «Яндекс» изучает Россию, нас и русский язык
Мы всё больше переходим на общение через мессенджеры, и тут, оказывается, тоже есть свои правила. Они не ограничиваются одной лишь вежливостью, нужно что-то ещё, чтобы общение было полноценным. Как же нужно общаться, чтобы не раздражать своего собеседника и не тратить чрезмерно его и своё время? По убеждению Ольги Лукиновой, для этого нужно соблюдать семь правил цифрового этикета.
Минимизировать количество коммуникаций. Наше внимание постоянно рассеивается: слишком много факторов нас отвлекает. Проводились исследования, которые замеряли уровень внимания: например, когда утро начинается с ответов на многочисленные сообщения в мессенджерах. Если потом всё внезапно стихает, мозг вовсе не успокаивается, а продолжает постоянно отвлекаться, как бы ожидая новых сообщений. Поэтому совет: не создавайте лишней суеты. Например, не нужно ставить лишних людей в копию письма или приглашать на зум-конференцию человека «на всякий случай». Это только отвлекает силы и внимание.
Важно заботиться о собеседнике. Это значит, сделать за собеседника часть работы. Элементарный пример: переслать нужный номер телефона не скриншотом, а цифрами.
Не нарушать личные границы. Например, точно не стоит фотографировать человека, а потом выкладывать его фото в соцсетях без разрешения. Или писать ночью в общий чат.
Проявлять вежливость и положительное отношение. Экран не передаёт эмоций и интонаций, и получается, что наши слова часто воспринимаются неверно. Не нужно экономить на вежливости: слова вежливости – наши инвестиции в хорошие отношения. Также нужно вовремя избавляться от выражений, которые устарели и раздражают. Например, «доброго времени суток» – этот офисный сленг из 90-х сегодня считается дурным тоном.
Писать грамотно. Одно время писать с ошибками считалось забавным, что придавало некую карнавальность общению. Но эти времена давно прошли, и сегодня цифровой мир не отделим от нашей реальной жизни. Поэтому писать грамотно важно. Иначе ваш адресат решит, что вы попросту поленились перечитать и исправить ошибки. Ошибки нужно исправлять.
Быстрый ответ. Если общаемся через мессенджер, важен оперативный ответ, тем более что мессенджер показывает, что сообщение прочитано. Если письмо было отправлено через электронную почту, приемлемым сроком ответа, по её мнению, считаются сутки.
Учитывать изменчивость и локальность норм. Когда-то было нормально звонить после отправки письма, проявляя тем самым заботу о том, чтобы адресат не пропустил почту. Сегодня это лишено смысла. Также в разных странах есть свои правила пользования гаджетами, которые нельзя нарушать. Например, в Японии запрещено говорить по телефону в общественных местах – для этого нужно выйти. И даже звук из наушников не должен доставлять беспокойства окружающим. В России любят для обозначения улыбки ставить круглые скобки, но, например, для иностранцев это будет непонятно – они используют для этого смайлики.
Ну и наконец, важно помнить, что обо всём нужно договариваться. И никогда не лишне спросить: как удобнее общаться – по телефону или в мессенджере?