EN

Сможет ли Россия конкурировать?

19.12.2013

Л. Грэхэм. Сможет ли Россия конкурировать? — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» выпустило книгу профессора Гарварда и Массачусетского технологического института Лорена Грэхэма «Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России» (Lonely Ideas: Can Russia Compete?). Это действительно серьёзное исследование экономики России, всех её отраслей, причём весьма основательное — сразу за 300 лет. Дополнительные «фишки» в книге — множество архивных фотографий и портретов великих российских учёных.

Автор — эксперт именно по России и отлично разбирается в предмете. Он объездил всю страну, в числе его многочисленных контактов — тысячи российских учёных и инженеров, сотрудников многочисленных университетов, НИИ и предприятий. Лорен Грэхэм — один из ведущих зарубежных экспертов по истории российской науки. Среди его интересов — история технологических изобретений в России. Анализируя технологическую эволюцию и эволюцию технической мысли в России, разбирая этапы становления промышленности — военных технологий, энергетики, железнодорожного транспорта, авиации, а позднее — производства полупроводников, биотехнологий, компьютеров, лазеров и многое другое, — он и пытается дать ответ на вопрос, вынесенный в заголовок.

Автор весьма высокого мнения о творческих способностях русского народа. «Русские — очень творческие люди, и это широко подтверждают их достижения в музыке, литературе, математике и фундаментальных науках. Образованному обществу в Америке и других странах нет нужды объяснять, кто такие Чайковский, Толстой или Достоевский. Аналогичным образом учёным и математикам нет необходимости напоминать, кто такие Лобачевский, Менделеев, Колмогоров или Ландау. В этих областях русские оказывают значительное влияние на мир искусства и на интеллектуальную сферу», — заявляет Грэхэм. И тем не менее он констатирует, что в области технологий и особенно их коммерциализации у русских как-то «не сложилось». «В этом отношении русские технологии очень отличаются от других областей русского искусства и интеллектуальной мысли», — считает американский профессор. Иными словами, дело не в творческой импотенции русских, а в неспособности создать серьёзную, самовоспроизводящуюся технологическую традицию.

По мнению Грэхэма, дело тут в том, что технологии — а точнее их успешное внедрение — это результат особого сплава технической мысли и общественного устройства. Проще говоря, именно общество определяет спрос и, соответственно, успех технологических проектов.

«Успех конкретной технологии, который обычно означает получение прибыли в условиях конкурентного международного рынка, происходит за стенами исследовательской лаборатории, в социальной и экономической среде общества в целом. Преуспеть в этом русским не удаётся. Где российские Томас Эдисон, Билл Гейтс или Стив Джобс? Фактически они есть, но вы никогда о них не слышали, потому что они с треском провалились, когда попытались коммерциализировать свои изобретения в России», — полагает автор книги. Причём, считает исследователь, различие появилось не вчера, а столетия назад.

В погоне за ответом на этот вопрос Лорен Грэхэм подробно разбирает технологические эпохи в России: царскую, советскую и постсоветскую. Делает он это с большой эрудицией, проводя параллели и сравнения, а также критически анализируя отечественные инновации.

Вывод профессора звучит довольно неприятно: русский человек столь же талантлив, сколь ограничен в возможностях воспользоваться плодами своих дарований. Но он приводит конкретные примеры. Достаточно сказать о судьбе многих талантливых русских изобретателей, вынужденных эмигрировать из России после революции — тут и авиаконструктор Игорь Сикорский, и один из создателей телевидения Владимир Зворыкин, пионер в области развития полупроводников и диодов Олег Лосев, генетик Теодозиус Добржанский и многие другие.

Не меньше проблем и у современных русских кулибиных — в их числе Грэхэм называет и криминал, и чиновничьи проверки. Как следствие, многие молодые российские компании предпочитают «прятаться», вести незаметную непубличную жизнь.

Пишет американский исследователь и об особой психологии русских, свойственной им и в XIX, и в XX веке — восприятие бизнеса как чего-то постыдного. Из живых разговоров с современными российскими учёными и студентами Грэхэм вынес, что многие из них вовсе не горят желанием создавать и развивать свой бизнес — обычная мечта любого американского студента. Зачастую они мечтают о том, чтобы идти собственным путём, преследуя «высшие цели».

Вывод о «неспособности России поддержать развитие технологий  в устах Грэхэма звучит особенно парадоксально: он не просто хорошо знает Россию, но и, очевидно, с симпатией относится и к нашей стране, и к русским вообще, признавая большой творческий потенциал нации.

Урок, который, по его мнению, преподаёт история нынешним россиянам, состоит в том, что успех технологической модернизации зависит в гораздо большей степени от характеристик общества, чем от отдельных технологий.

Вывод небесспорный, учитывая историю советской модернизации — запрос на технологии тогда формировало вовсе не общество, а государство. Или, скажем, историю нынешнего Китая, в котором технологический толчок также исходил сверху, да и общество можно назвать модернизированным лишь весьма условно.

Тем не менее книга Лорена Грэхэма, безусловно, достойна прочтения. Как минимум это взгляд на Россию с ещё одного, необычного, угла. К тому же взгляд по-настоящему заинтересованного человека и солидного профессионала. Наконец, это действительно добросовестная попытка разобраться, что же идёт «не так» с технологиями и бизнесом в России.

Елена Вешкина

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

Александр Пушкин, как известно, никогда не бывал за границей, но его слово распространилось по всему миру. И не только слово. Школы, носящие имя главного русского классика, работают по всему миру, от Италии до Австралии, причём их количество увеличивается. Выпускники этих школ – пушкинцы – уносят в сердцах любовь к творчеству Пушкина и русской культуре, а также его ответы на многие жизненные вопросы.
О судьбе русских в Индонезии и  их вкладе в историю этой страны мы поговорили с кандидатом исторических наук, известным востоковедом, переводчиком на малайский и индонезийский языки, преподавателем МГИМО и Дипломатической академии МИД России Виктором Погадаевым.
В самом сердце Москвы 17 июля 1945 года родился мальчик, который стал одним из ярчайших светил современной музыкальной сцены – Алексей Рыбников, создатель замечательной музыки, отец российской рок-оперы. Автор, который пишет музыку во всех жанрах и стилях, но при этом остаётся всегда верен себе. Он не устаёт удивлять своих зрителей и сегодня.
Выбор между словами «мозг» и «мозги», а также конструкциями «в мозге» и «в мозгу» варьируется в зависимости от контекста и потому порой вызывает затруднения. Какие тонкости необходимо знать, чтобы применить верную форму?
Пока смайлики не вытеснили окончательно из нашей жизни знаки препинания, самое время поговорить о современной пунктуации. Тем более что именно запятые, тире и двоеточия чаще всего вызывают споры, потому что под рукой пишущего эти знаки не всегда хотят подчиняться правилам. Может, что‑то в правилах надо подправить? Отвечает профессор кафедры русского языка филфака РГПУ им. А. И. Герцена Михаил Дымарский.
Так странно иногда играет нами судьба. Три девчонки, родившиеся в Канаде, случайно познакомились в семейном ресторане на океанском побережье в Никарагуа и сняли ролик о том, чем отличаются и чем близки Россия и Никарагуа. Их командная работа победила в одной из номинаций VII Международного конкурса «Расскажи миру о своей Родине».
С 5 по 7 сентября 2025 года в живописной Тарусе (Калужская область) во второй раз состоится Русско-итальянский культурный форум-фестиваль «Амаркорд» — масштабный интеллектуальный марафон, создающий пространство для диалога двух великих культур.
Словом «мошенник», которое давно вошло в наш лексикон, именуют человека, занимающегося обманом с целью получения собственной выгоды. Чтобы узнать, почему нечестных людей именуют мошенниками, совершим экскурс в историю.