EN
 / Главная / Публикации / Феномен русского паломничества

Феномен русского паломничества

18.03.2008

Житенёв С.Ю. История русского православного паломничества в X–XVII веках. М., «Индрик», 2007. – 480 с.

Православное паломничество лишь в самые последние годы становится полноценным объектом изучения и осмысления. Старая дореволюционная историография знала лишь отдельные описания святых мест. О паломничестве же как таковом, его истории, географии, агиографии, его месте  в церковной жизни и Предании - ничего.

 

Исполнением застарелого научного долга перед Церковью и православным народом стала фундаментальная книга генерального директора Паломнического центра Московского Патриархата С.Ю. Житенёва «История русского православного паломничества в X–XVII веках».

Возникновение и исторические особенности паломничества, показывает автор, определяются двумя факторами: с одной стороны, объективным, ни от кого не зависящим существованием самих святынь (мест, осенённых особым присутствием Бога на Земле, энергийным соединением Божией благодати и человеческой свободы) и, с другой стороны, встречным устремлением к святыне – по высокому примеру и образцу императорского паломничества (как позже на Руси «царского богомолья»). Неслучайно решающее значение в становлении традиции сыграла личность первой паломницы – императрицы Елены, чьё «путешествие можно и нужно рассматривать как первое организованное поклонение святым местам, связанным с жизнью, смертью и Воскресением Спасителя», и одновременно как «первую христианскую археологическую экспедицию, целью которой была «мемориализация» святых мест Палестины».

А как только воздвигаются первые храмы в Иерусалиме, Вифлееме, на Елеоне, – начинают складываться паломнические маршруты, возникает целая паломническая инфраструктура. «Для нужд странствующих богомольцев церковь благословила строительство вдоль основных паломнических путей храмов, монастырей, постоялых дворов, гостиниц, приютов, охраняемых колодцев и других источников воды». Развиваются ремёсла, «связанные с производством евлогий, которые служили не только в буквальном смысле слова благословением – с их помощью по всему миру распространялась иконография палестинских святынь».

Главной целью при посещении святых мест было «участие богомольцев в специально предусмотренных богослужениях, особенностью которых являлось то, что они проходили в тех же местах, где совершались события библейской истории, которым они были посвящены». И автор делает глубокий обоснованный вывод: «Святая Земля рассматривалась в паломнической традиции как один большой храм со множеством алтарей, у которых в соответствии с евангельской историей поочерёдно совершалось богослужение, и каждое такое место имело особенное литургическое значение».

С большим интересом читаются страницы, посвященные анализу терминологии паломничества, и прежде всего истории самого слова паломник, означающего не что иное, как «участник крестного хода с вайями (побегами пальм) в руках в праздник Входа Господня в Иерусалим». Кто не участвовал в этом крестном ходе, не принёс с собой в дом и храм знаменитую «ветку Палестины» – тот ещё не паломник в собственном смысле слова: так, разве что религиозный турист. Подробно разъяснив читателю значение терминов странник, поклонник, богомолец, пилигрим, автор подводит нас к выводу, что «странничество и паломничество в сознании русского народа были практически тождественны и воспринимались как высокий духовный подвиг и подвижничество».

Уникальной особенностью книги является впервые достигнутая в исторической литературе полнота охвата мира христианских святынь, всех стран и земель, которых коснулась стопа православного паломника. «Агиосфера» русского паломничества, т.е. совокупность описанных святых мест и реликвий, с соответствующими храмами, монастырями, богослужениями, паломническими тропами, обнимает всю средневековую ойкумену, а исторические рамки исследования включают, помимо древнехристианского пролога, 15 веков Православной Руси – от святой равноапостольной Ольги до конца XVII столетия.

При этом каждая эпоха вносила свои коррективы в географию и агиографию христианских святынь и паломнических маршрутов. Книга С.Ю. Житенёва становится в этом смысле своеобразной энциклопедией русского паломничества, вмещая реалии и их отражения в литературе, относящиеся к самым различным сферам духовности и культуры.

 

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Всемирный день туризма в этом году омрачён пандемией, но «охота к перемене мест» у людей неистребима. Об этом свидетельствуют письма, дневники, заметки отважных и наблюдательных людей, в разное время и с разными целями рискнувших отправиться в далёкое путешествие.
В Херсоне местное управление СБУ призвало городские власти отказаться от проведения музыкального фестиваля-конкурса «Бархатный сезон». Ситуацию прокомментировал организатор фестиваля Александр Кондряков  – руководитель украинской общественной организации «Русская школа» и президент Международного педагогического клуба.  
120 лет со дня рождения выдающегося лингвиста Сергея Ожегова исполнилось 22 сентября. Главным научным достижением Ожегова стал всем известный «Словаря русского языка», который только при жизни лингвиста выдержал шесть переизданий, и продолжал совершенствоваться и пополняться даже после смерти учёного.
В истории открытия Антарктиды, 200-летие которого отмечается в 2020 – 2021 годах, ещё остались неизвестные страницы. Например, мало кто знает о человеке, без которого и экспедиция, и само открытие ледового материка могли бы не состояться. Речь о морском министре Иване Ивановиче де Траверсе.
В Эстонии, по разным причинам, с каждым годом увеличивается количество русскоязычных детей, поступающих в школы с эстонским языком обучения. Родители всё чаще встают перед проблемой – как сохранить идентичность ребёнка, дать ему хороший русский язык, знания по родной литературе и культуре. На эти вопросы отвечает директор Таллинской школы русского языка Института Пушкина Инга Мангус.
На территории Русского центра им. Н. И. Бородиной в городе Мерано провинции Альто-Адидже (Италия) прошла премьера литературно-театрального спектакля «Калейдоскоп» по рассказам Михаила Зощенко. Зрителями стали наши соотечественники и итальянцы, изучающие русский язык.
275 лет назад, 16 сентября (по старому стилю – 5 сентября) 1745 года, родился выдающийся российский военачальник и дипломат Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. О военном таланте Кутузова, его заслугах в войнах с турками и Наполеоном знают все. Обратимся к чуть менее известным, но весьма примечательным фактам из жизни нашего великого соотечественника.