Что такое настоящий бал?
Весна пришла в Москву поздно. Хотя на улицах ещё лежит снег, довольно скоро в школах прозвучит последний звонок, и у десятков тысяч молодых людей начнутся уже не детские хлопоты – сдача ЕГЭ и поступление в вузы. Ну а венец всех школьных тревог и радостей, конечно, выпускной. Правда, теперь на смену бюджетным школьным вечерам пришли выпускные балы, чем дальше, тем больше становящиеся проблемой для не очень обеспеченных родителей.
Бал как явление вообще входит в моду, и, помимо выпускных, проводятся многочисленные реконструкции исторических балов. О том, что же такое настоящий бал и чем он отличается от обычного танцевального вечера, мы поговорили со специалистом по церемониальной культуре России, профессором факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Оксаной Захаровой. Оксана Юрьевна – автор двух книг, посвящённых истории бальной культуры в России, а потому к понятию «бал» она относится с особым трепетом.
– Оксана Юрьевна, что же такое настоящий бал?
– Сначала хотелось бы сказать о бальной культуре в России. Всё-таки нужно различать бал и танцевальный вечер. Сейчас балом могут назвать и простую ресторанную вечеринку – когда одни люди едят и кто-то рядом танцует. Такого никогда в России раньше не было.
– То есть бал – это не частная вечеринка…
– Бал – это событие в жизни общества и это, прежде всего, церемония. У него было символическое значение, он выражал некую нравственную идею. Когда люди собирались на бал, они демонстрировали себе и миру свою нравственность и свою культуру.
Первые попытки ввести балы на Руси предпринимались ещё Лжедмитрием I. Но тогда это было слишком большим вызовом русской культуре. Сто лет спустя Пётр I вводит ассамблеи – «собрания лиц обоего пола», на которых предписывалось танцевать. Поначалу танцы были наказанием для русской публики, но у этого нововведения была своя идея – во-первых, сблизить все сословия (на балы приглашались не только дворяне), во-вторых, смягчить нравы русских в отношении женщин. И уже тогда существовало различение бала и танцевального вечера. На танцевальном вечере разрешались игры, вокальные номера, не было такого жёсткого дресс-кода… В общем, нынешние балы – это, скорее, танцевальные вечера. Ведь, строго говоря, если ты зовёшь на бал, то должны быть отдельные залы для танцев, игр и ужина, отдельные дамские комнаты, оркестр.
К балу долго готовились, дамы появлялись обязательно в новом платье… Но главное, бал – это не просто развлечение, у бала всегда была идея.
– Какая, например?
– Придворный бал – особое явление, это политическое событие. Последний придворный бал в России проводился в 1904 году. Тогда на балу отсутствовал японский посол, что было замечено. В европейских газетах тут же написали, что Россия на грани войны с Японией. Повторяю, бал – это всегда церемониал, и даже в полонезе пары выстраивались строго в зависимости от положения в обществе.
Известны аристократические балы – знаменитые балы Голицыных, Воронцовых, Юсуповых.
Давались и общественные балы – они чаще всего были благотворительными. Кстати, у нас часто об этом забывают, что вход в высшее общество – это как раз занятия благотворительностью. Это было и в Европе, и в России. Во второй половине XIX века в России был бум благотворительных балов, и даже издавались указы, ограничивающие их проведение.
И даже партикулярные балы, которые устраивались частным лицом по случаю семейного торжества, несли определённую идею. Бал – это всегда демонстрация рыцарственности, преклонения перед женщиной. В этом смысл и мазурки, и многих других бальных танцев. Конечно, на танцевальном вечере тоже нельзя хамить дамам, но всё же поведение могло быть более свободным.
– В России довольно сильно реконструкторское движение, поэтому исторические реконструкции балов тоже не редкость. Вы считаете, им не хватает нравственной идеи?
– Я знаю многих устроителей этих балов и уважаю этих людей, но одного я никак не могу донести до них. Восстанавливать танцы, костюмы – это хорошо, но чтобы бал действительно «живым», нужна одухотворяющая идея. Понимаете, мы сейчас берём только форму, прежней бальной культуры нет. Почему бы не сделать эти балы благотворительными – тогда бы в их проведении появился настоящий смысл.
– Сейчас слово бал ассоциируется, в первую очередь, со школьными выпускными. Это прощание со школой, с детством. Разве это не идея?
– Когда девушка 16-17 лет впервые выезжала на бал – разумеется, в сопровождении маменьки и папеньки – это означало её вступление во взрослую жизнь. Но мне не известно ни одного случая в отечественной истории проведения бала по случаю окончания девушками или юношами какого-либо учебного заведения. Да и в честь чего его проводить? Какой подвиг они совершили?
– Но ведь были и молодёжные балы.
– Конечно. Но в этом случае приглашали родителей, преподавателей. Если это женское учебное заведение, со вкусом одетые девочки демонстрировали гостям свои таланты. Устраивались выставки их работ – картин, вышивки, они пели на разных языках, танцевали… На глазах публики девочки и девушки демонстрировали то, чему они научились. А что происходит сейчас?
Какая-то вакханалия, когда детей катают на теплоходах и перекармливают в ресторанах – и всё это почему-то называется балом. Если вы хотите назвать это балом, надо год к этому готовиться. Поверьте, когда приходишь к молодым людям и объясняешь, что такое настоящий бал, они с радостью подхватывают эту идею.
– Сложно представить бал в современной школе – всё равно ведь мало кто умеет хорошо танцевать.
– Наши предки считали, что танцы облагораживают человека, а потому они преподавались во всех учебных заведениях Российской империи. Но даже сейчас всё не так уж безнадёжно. На самом деле, достаточно нескольких мастер-классов, чтобы дети смогли участвовать в бале. Не сложно сшить и платье. Было бы ещё лучше, если в наших школах вместо одного урока физкультуры ввели бы урок танцев.
Но главное – я бы изменила сам принцип проведения бала. Что происходит сейчас? Родители сдают тысячи и думают, чем бы потешить чадо, как его развлечь. Я бы сместила акценты: наоборот, сами школьники должны развлекать родителей и учителей. Пусть они сами придумают программу. Какие-то сценки, номера, да пусть будет даже капустник. Я всегда говорю в таком случае детям: «Подумайте, что вы можете подарить светлое и доброе тем людям, которые все эти годы дарили тепло вам. Покажите, что вы можете».
– Но это будет уже не совсем бал…
– Конечно, это будет именно выпускной вечер. И вообще, слово бал нужно употреблять осторожнее.
– Получается, настоящих балов в России нет и в ближайшее время не будет?
– Конечно, та культура, которая была в России – мы даже представить не можем, насколько она была высокой – утеряна. Но не всё так плохо, шансы на восстановление традиции есть. 19 мая пройдёт XX благотворительный Венский бал в Москве, который будет посвящён героям войны 1812 года. Дебютантов отбирают не по красоте глаз и цвету волос. Меня приятно удивили вопросы об истории, о культуре и традициях. Отбор здесь жёсткий, и традиции – по мере сил – соблюдаются. Стоит только помнить, что это именно Венский бал, а в России была несколько иная бальная традиция.
Академия детского творчества, которая объединяет московские профессиональные художественные коллективы, тоже готовит детско-юношеский бал, посвящённый Отечественной войне 1812 года. Я сама написала сценарий, мы проводим занятия по бальному этикету и истории. Бал состоится в сентябре, надеюсь, у нас всё получится.
Культура балов в России постепенно восстанавливается, причём происходит это «снизу», стихийно. Пока, правда, на уровне этикета. Это пока что уровень таблицы умножения. Бал как церемониал – это уже высшая математика.
Беседовал Борис Серов