EN
 / Главная / Публикации / Школы с этнокультурным компонентом – этническая изоляция или диалог культур?

Школы с этнокультурным компонентом – этническая изоляция или диалог культур?

15.11.2010

В основе содержания этнокультурного образования должны лежать принципы интернационального воспитания. К такому выводу пришли участники круглого стола «Этнокультурный компонент в образовательном процессе», который прошёл в Московском доме национальностей 12 ноября.

В обсуждении проблемы приняли участие председатель Комиссии Общественного совета города Москвы по делам национальностей и миграционной политике Мария Котовская; члены комиссии Расим Акчурин и Сергей Тихонов, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Сергей Смирнов; начальник управления Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Владилен Боков; заместитель руководителя Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы Андрей Твердохлебов; главный научный сотрудник института философии РАН, профессор Ирина Гаврилова; директор ГУ «Московский дом национальностей» Пётр Лемперт; представители Совета по делам национальностей города Москвы, а также национальных общин.

В своём выступлении модератор круглого стола Мария Котовская пояснила, что к образовательным учреждениям с «этнокультурным компонентом» относятся школы, в которых, помимо общеобразовательной программы, учреждённой Министерством образования Российской Федерации, проводится обучение родному языку и культуре в качестве дополнительных занятий и факультативов. На данный момент в Москве действуют 38 таких школ с литовским, грузинским, азербайджанским, татарским, арабским, греческим и другими этнокультурными компонентами.

Котовская подчеркнула, что проблема межнационального понимания в Москве является одной из основных. Одни школы с этнонациональным компонентом открыты обществу, в них учатся дети разных национальностей, другие закрыты. Кроме того, в обычных московских школах учится множество детей мигрантов, плохо знающих русский язык, что тормозит темпы обучения других детей и вызывает недовольство со стороны родителей.

Все эти тенденции в образовании ставят перед обществом и властью следующие вопросы: «Как найти баланс интересов детей коренных москвичей и детей мигрантов?», «Как представителям этнических сообществ сохранить свой язык и культуру?», «Для чего вообще нужны школы с этнокультурным компонентом?», «Какие принципы должны лежать в основе деятельности таких школ?» и многие другие.

Сергей Смирнов отметил, что будущее принадлежит открытым школам с этнокультурным компонентом. Они обеспечивают детям других национальностей право на изучение родного языка и культуры и в то же время способствуют развитию межнационального диалога.

Нина Ахмедханова не поддержала идею открытия школ с этнокультурным компонентом в настоящее время. По её мнению, дети других национальностей заинтересованы, прежде всего, в интеграции и адаптации к той стране, в которой они живут. Поэтому в школе они должны изучать русский язык и литературу, а родной язык они могут учить дома, а также в качестве дополнительного образования в специально организованных центрах. Кроме того, проблемы изучения русского языка и культуры сегодня звучат особенно остро в связи с общим снижением уровня культуры среди школьников и студентов Москвы вне зависимости от национальности.

По мнению Владилена Бокова, человеку для сохранения своей этнической идентичности, необходимо знание национальной культуры и языка, изучать которые целесообразно не в школах, а в досуговых и культурных центрах. Сеть подобных центров необходимо расширять, что позволит соблюсти баланс интересов в сфере межнациональных отношений в Москве.

Ирина Гаврилова также обратила внимание на снижение уровня культуры и грамотности среди населения независимо от национальности. В подобной ситуации, по мнению Гавриловой, в школьные программы необходимо включать предметы по этнографии. Кроме того, добавила эксперт, необходимо проводить анализ существующих программ и учебников по этнографии.

Пётр Лемперт отметил, что Россия – многонациональная страна, и русский – язык межнационального общения и единства. Поэтому, по мнению Лемперта, самым важным предметом в образовательных учреждениях как с этнокультурным компонентом, так и без него должен быть русский язык.

Подводя итоги круглого стола, участники приняли резолюцию. В ней, в частности, отмечено, что в целях модернизации государственной национальной политики в сфере образования необходимо:

  • проводить мониторинг школ и досуговых центров с этнокультурным компонентом в Москве;
  • разработать методики по интернациональному воспитанию в школах, колледжах и вузах Москвы;
  • сформировать рабочую группу по анализу существующих учебников по этнопедагогике;
  • разработать концепцию сайта по просветительской работе в области интернационального образования.
Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Алла Баркан (Швейцария) – профессор психологии, педагог, писатель и президент Международного союза русскоязычных и двуязычных родителей – рассказала об особенностях развития детей-билингвов и дала несколько советов, как помочь детям, оказавшимся за рубежом, сохранить родной язык.
Мы публикуем перевод заметки “Język „wroga” trzeba znać!” («Язык «врага» надо знать!»), вышедшей в польском издании Obserwator polityczny. «В чём виноват Фёдор Достоевский? Может быть, творчество Александра Пушкина представляет угрозу для умов молодых польских студентов?» - так комментирует её автор недавнее закрытие Русского центра в Кракове.
В 70-е в Тбилиси Роберт Стуруа поставил спектакли «Кавказский меловой круг» и «Ричард III», которые прославили и их создателя, и грузинский театр как явление. Кто бы тогда мог подумать, что в начале ХХI века в театр превратится вся Грузия, переживающая трагедию «В поисках демократии».
Роза Новикова родилась в 1929 году в Ленинграде и подростком пережила страшную блокаду. Теперь она живёт в венгерском городе Печ, где действует Русский центр. Своей семейной историей Роза Аввакумовна поделилась с «Русским миром», эту краткую хронику местами невозможно читать без слёз.  
«Мы на развилке – или Россия находит систему способов цивилизованной защиты своих граждан и соотечественников, или число нарушения их прав и свобод в мире будет расти в геометрической прогрессии», – уверен автор доклада «О нарушении прав россиян и соотечественников за рубежом в 2020 году» Александр Брод.
Крупнейшая русская школа Сиднея отмечает в этом году 50-летие. Ещё в 1971 году школа святого Александра Невского выделилась из присоборной одноимённой школы. За годы существования это учебное заведение воспитало в русском духе несколько поколений жителей города.
Российскому кукольному искусству не так много лет, но сегодня именно в нашей стране существует крупнейшее сообщество художников-кукольников. И самая большая в мире тематическая выставка – «Искусство куклы» – тоже проходит в России. В этом году в ней приняли участие более 1000 мастеров из 26 стран. Почему же авторские куклы стали так популярны?
Жители села Тихонькое Алтайского края не обижаются, когда слышат в свой адрес – глушь алтайская. До ближайшего города от Тихонькой верных двести километров. «Предки знали, куда бежать», – говорят в селе, образованном в XVIII веке старообрядцами с Большой земли. Но уже не одно десятилетие Тихонькая гремит так, что не только в Барнауле, а и в Москве слышно. И всё благодаря фольклорному ансамблю «Сиберия».