EN
 / Главная / Публикации / Сергей Жаров

Сергей Жаров

30.05.2008

Сергей Алексеевич Жаров – одна из замечательных фигур русской эмиграции, его популярность в Европе и США была феноменальной. Выпускник Синодального училища церковного пения, ученик Кастальского, Данилина, Смоленского, Чеснокова, продолжатель традиций русской церковно-хоровой школы, Жаров стал создателем знаменитого Донского казачьего хора.

Несмотря на то, что изданы воспоминания самого Жарова, а пишущие о хоре неоднократно обращались к его биографии, в опубликованных версиях много противоречивых и далеких от реальности фактов. То же самое можно сказать и об истории Донского казачьего хора под управлением Сергея Жарова. По версии Хечинова, сводный хор был создан по приказу начальника дивизии из лучших певцов полковых хоров к празднику св. Николая-Чудотворца в 1921 году для пения во время богослужений. В начале своей деятельности хор базировался в лагере Чилингир, затем вместе с казаками попал на Лемнос, где Жаров исполнял обязанности регента в храме, предоставленном казакам греческим духовенством. После переезда в Софию, где хор пел в домовой церкви русского посольства, состоялся духовный концерт в соборе Александра Невского, на котором присутствовала выдающаяся русская балерина Карсавина, оказавшая содействие в организации гастролей хора в Вене и Париже.

Успех и известность хора были ошеломляющими, но путь к мировой славе был тернист. Лишь в 1936 году хор в полном составе получил первые гражданские документы, а в 1943 году все жаровцы стали гражданами США. Когда США вступили в войну, хор Жарова выступал перед солдатами, ожидавшими отправки на поля сражений. После высадки союзников в Нормандии, казачий хор выступал с концертами перед солдатами и офицерами американской и союзных армий в Англии, Франции, Голландии и в оккупированной Германии. В старой довоенной Европе не было королевского дома, где бы хор не был гостем. Пели перед английским королем Георгом V, румынской королевой Марией, сербским королем Александром и многими другими. Донской казачий хор во главе с его неизменным руководителем Сергеем Алексеевичем Жаровым гастролировал по всему миру, давал тысячи концертов и знакомил весь мир с красотами русской православной музыкальной традиции. Не случайно за многолетние миссионерские труды по ознакомлению всего мира с православным богослужением Жарову в 1957 году была вручена грамота Большого Собора Епископов в Свято-Покровском кафедральном соборе Нью-Йорка. Хор просуществовал с декабря 1921 года до лета 1976 года, когда жаровцы совершили свое последнее турне по Германии. За все годы своего существования они дали более десяти тысяч концертов.

Донской казачий хор записал в разных странах мира более 250 пластинок, общий тираж которых к 1963 году составил около 11, 5 млн. В октябре 1965 года в Гамбурге состоялось чествование хора, а также его создателя и руководителя Жарова, которому по случаю выхода 2,5-миллионной пластинки Германское граммофонное общество вручило золотую модель граммофона. Можно долго перечислять различные награды и ценные подарки, которых был удостоен хор и его гениальный регент, проживший долгую, нелегкую, но яркую и насыщенную жизнь. Сергей Алексеевич умер в США в октябре 1985 года в возрасте 89 лет.

Духовную музыку хор исполнял особым звуком, с иным тембром. Даже солисты в народных песнях и церковных песнопениях были разные. Все пятьдесят лет своего существования Сергей Алексеевич Жаров неизменно начинал любой концерт с церковного репертуара. Удивительна способность хора и регента перевоплощаться в одних и тех же духовных песнопениях в концертном зале и в храме. Вне храма они звучат концертно, эффектно, а в храме – сосредоточенно, сдержано, величаво. Как-то раз Шаляпин, услышав на одном из концертов Михаила Бажанова, солиста в большинстве духовных произведений, сказал: «Вот этот поет духовные вещи лучше, чем я».

17 октября 1981 года Конгресс русских американцев отмечал в зале общества «Родина» в Ховелле, Нью-Джерси, торжественное введение С.А. Жарова в Русско-американскую Палату Славы. Так была выражена благодарность за его почти шестидесятилетние труды по ознакомлению всего мира с сокровищницей русской духовной музыки и народной песни.

Емельян Клинский, заканчивая свою книгу о Донском казачьем хоре, описывает свою встречу с Сергеем Жаровым в «Метрополитен Опера» после концерта: «Вы пели в «Метрополитен Опера»! Вы достигли наивысшего! Какая у вас теперь цель?» В глазах моего собеседника грусть: «Самая высокая! Может быть, недостижимая!». Я смотрю на Жарова. Я понимаю его без слов. Мы оба молчим. Наши мысли далеко и, поборов волнение, я крепко жму его руку: «Я желаю Вам, чтобы Вы достигли этой цели!... Чтобы Ваш хор на нашей Родине, перед нашим народом, на русской сцене, забыв годы изгнания, спел: «Верую!...»

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Коклюшки, подушка, нить – современные кружевницы используют те же инструменты, что и их предшественницы 200 лет назад, когда в Вологде открылась первая кружевная мастерская. И по старинке создают сколки (рисунки) вручную.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам Вячеслав Никонов выступил 26 января на «правительственном часе» в Госдуме в ходе обсуждения доклада министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова.
Каждый год в Кыргызстане неуклонно растёт количество людей, уезжающих в Россию по программам содействия добровольному переселению соотечественников. Подавляющее большинство из них — люди в самом расцвете сил. Только за первое полугодие прошлого года страну покинули 1 300 человек.
Главком немецких ВМС Кай-Ахим Шёнбах вынужден был подать в отставку после своих слов о том, что «Крым ушёл, он больше не вернётся» к Украине. Он также призвал к «уважительному отношению на равных» к президенту РФ Владимиру Путину, а разговоры о войне назвал «нонсенсом». То, что происходит сейчас в Германии, напоминает охоту на ведьм
В самом конце 2021 увидел свет роман «Эспер. Франция. 1917 год. Тайна старинной открытки». В книге воссоздаются малоизвестные страницы истории Русского экспедиционного корпуса во Франции в годы Первой мировой войны. Автор Людмила Дюбург, живущая во Франции, рассказала, как случай привёл её к историческому расследованию, и как оно вылилось в создание романа.
Во все времена переписка с родными и дорогими сердцу людьми давала силу, уверенность, надежду на лучшее. Немало и трагических историй связано с письмами. В День ручного письма вспомним несколько эпистолярных примеров, запечатлённых в русской литературе.
Международный проект Meet BRICS Art объединяет художников из России, Бразилии, Китая, Индии и ЮАР. В январе состоялось открытие их виртуальной выставки. Кроме того, участники проекта проведут онлайн-дискуссии: например, обсудят, как художники могут принять участие в оформлении города будущего стран БРИКС.
В стихотворении «Памятник» Александр Пушкин предрёк себе всероссийскую славу. Хантов среди народов, попавших в произведение классика, не оказалось, но Пушкина в Ханты-Мансийском округе и на Ямале любят и читают, в том числе на своём языке. Житель Салехарда Геннадий Кельчин переводит произведения классика на хантыйский, а на русский переложил древние легенды своего народа.