RUS
EN
 / Главная / Публикации / "На смерть поэта"

"На смерть поэта"

11.02.2008

Три дня в начале февраля – с восьмого по десятое – для нас навсегда связаны с дуэлью и смертью А. С. Пушкина. Начиная с широко отмечавшегося в 1937 году столетия со смерти поэта, традиционными стали своего рода всенародные литературные поминки… То есть день рождения Пушкина (6 июня) также является памятной датой, в телевизоре поминутно мелькает портрет ангелоподобного «маленького большого поэта», звучат неизбежные упоминания о няне Арине Родионовне и т.д. Но основная часть юбилейных мероприятий традиционно оказывается приуроченной именно к дуэли и кончине Пушкина. Связано ли это с тем общественным резонансом, который вызвала его гибель среди современников (здесь, конечно, нельзя не вспомнить хрестоматийную «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтова), или же все банальнее - день рождения Пушкина приходится на летние каникулы, а вот смерть – как раз на начало четверти в школах и семестра в вузах? Вопрос, естественно, риторический.

Вообще, смерть поэта вызывает массу вопросов. Кто рассылал по Петербургу письма, в которых Пушкина называли «кавалером и историографом Ордена Рогоносцев»? Кто постоянно стравливал Пушкина и Жоржа Дантеса? Что связывало Дантеса с Н. Н. Гончаровой? Что на самом деле связывало Дантеса и его приемного отца, барона Геккерна? Каков был интерес самого Геккерна во всей этой истории? Можно попытаться ответить на все эти вопросы, но нужно ли?.. Представляется более чем оправданным подход М. А. Булгакова, в пьесе которого «Александр Пушкин» самого поэта, как действующего лица, нет в принципе. Вернее, он появляется один раз мельком, в глубине сцены. Объясняя столь странное построение пьесы, Булгаков писал – «Пушкин на голову выше всех этих карликов, ему рядом с ними не место». Зато в пьесе нашлось место и великосветским интриганкам, и агентам третьего отделения, и иностранным шпионам. А вот режиссеру Н. Бондарчук не хватило такта не впутывать Пушкина в возню окололитературных «карликов», в итоге образ поэта в фильме «Пушкин. Последняя дуэль» оказался дезавуирован. Именно в этом главный прокол фильма, упреки в адрес исполнителя главной роли С. Безрукова нам представляются надуманными. При всей его растиражированности, в роли Пушкина Безруков вполне органичен.

Еще сложнее обстоит дело с дуэлью и гибелью Пушкина, если попытаться посмотреть на них с точки зрения исторической перспективы, попытаться извлечь из истории смерти поэта выводы социо-культурного свойства. Если Пушкин - «солнце нашей поэзии» (по определению В. Жуковского) и вообще «наше все» (по определению А. Григорьева), то и кончина его для нас имеет особое значение. Лучше всего это сформулировал в известном четверостишье Николай Рубцов:

Словно зеркало русской стихии,
Отстояв назначенье свое,
Отразил он всю душу России!
И погиб, отражая ее...

Стихотворение примечательно не совершенством формы («погиб, отражая душу России» - оборот речи довольно спорный), а именно идейным посылом. Пушкин – зеркало русской стихии, и каждый читавший Пушкина человек, каждый гражданин Русского мира, видит в этом зеркале что-то свое. Соответственно, и гибель Пушкина каждый трактует по-своему. В советские годы смерть поэта преподносилась как результат правительственных интриг (Бенкендорф послал жандармов остановить дуэль на Черную речку, не уточнив, на какую именно) и, одновременно с этим, как вызов Пушкина «Николаю Палкину», т.е государю Николаю Павловичу. Умалчивалось, соответственно, о покаянном письме Николая умирающему поэту и ответной записке Пушкина – «был бы жив, был бы весь ваш». В последние годы среди православной общественности муссируются слухи о том, что незадолго до смерти Пушкин посетил Серафима Саровского, якобы об этом свидетельствуют пушкинские рисунки. То есть перед лицом смерти поэт обратился не просто к православной вере, а к наиболее почвенническому ее проявлению. А «Гаврилиада» - это ошибки молодости. Но и либертарианцы считают Пушкина «своим», отталкиваясь не столько от творчества поэта, которое во всех смыслах многогранно, сколько от его образа жизни. В общем, «у каждого свой Пушкин». И даже в смерти он существует как осколки разбитого зеркала (продолжая рубцовскую метафору), каждый из которых отражает что-то свое: один – борьбу с самодержавным произволом; другой – православие, самодержавие, народность; третий – происки мировой закулисы (чтобы не сказать «жидо-масонов»); четвертый – месть «злобного ревнивого карлика» (по определению Идалии Полетики, троюродной сестры Н. Гончаровой) более удачливому сопернику.

Особняком стоит И. С. Тургенев, в своей речи в честь открытия памятника А. С. Пушкину в Москве заявивший: «Гибель Пушкина – случайность, тем более трагичная, что она именно случайна». Вот, казалось бы, идеальная платформа для единого, консолидированного мнения о смерти Пушкина. Однако как раз это мнение вызывает самое единодушное отторжение как профессиональных пушкинистов, так и многочисленных поклонников творчества поэта. Любая, пусть даже откровенно абсурдная теория более предпочтительна, чем «простая случайность». Случайность нельзя поместить на знамена, сделать символом веры. А желание видеть в качестве символа веры Пушкина у наших соотечественников чрезвычайно сильно. В этом смысле Пушкин и сейчас живее всех живых.        

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

«Русский мир» уже писал о том, как русскоязычные жители Сиэтла включились в борьбу с коронавирусом. Теперь расскажем, как русские в Нью-Йорке помогают соотечественникам в связи с осложняющейся эпидемиологической обстановкой. Об этом мы поговорили с Игорем Кочаном, руководителем общества «Русская молодёжь Америки».
Пензенское областное отделение Русского географического общества  продолжает подготовку к реализации нового проекта «Современный этномир. Новые горизонты», в ходе которого изучается положение русских, живущих в Средней Азии. Из-за пандемии коронавируса старт проекта перенесён на более поздний срок. Однако члены экспедиции поддерживают контакты с русскими, живущими в регионе.
«Если Россия открыла двери для наших абитуриентов и даёт им возможность получить достойное образование, то почему бы нам – диаспорам и общинам – не помочь и не встать рядом, чтобы быть полезными», – так считает глава таджикской диаспоры «Памир», представитель Федерации мигрантов России в Республике Северная Осетия Арсен Худододов. Сегодня по его инициативе реализуется важный проект «Русские книги – детям Таджикистана».
«Колокольчики мои, цветики степные», – от этих строк Алексея Толстого русское сердце охватывает светлая грусть. А китайский читатель удивится – зачем сочинять стихи о сорняках? Чтобы уяснить подобные различия, мало разговорного и толкового словарей. В Российском государственном педагогическом университете имени Герцена выпускают серию словарей для китайских студентов-филологов «Вербальные коды русской культуры в лексике языка».
Члены русскоязычного сообщества в Сиэтле (США) участвуют в борьбе с коронавирусом, включившись в работу по пошиву медицинских масок для городских больниц. Об этой инициативе наших соотечественников мы поговорили с членом правления Русского культурного центра в Сиэтле и владелицей швейного бизнеса Людмилой Соколовой.
Эти книги мы читали в советском детстве, но сейчас их уже не переиздают. Вспомнить любимые истории хочется сегодня, 2 апреля, в Международный день детской книги. Этот праздник отмечают в мире уже больше полувека.
1 апреля мы отмечаем годовщину Николая Васильевича Гоголя. Яркое образное мышление находило воплощение не только в гоголевских текстах. Писатель проявлял интерес к разным сферам жизни и смело пробовал себя в роли то зодчего, то кулинара, то дизайнера. Причём не без успеха.
«Все мы вышли из бондаревских "Батальонов…"», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. 29 марта в Москве скончался Юрий Василий Бондарев. За две недели до этого, 15 марта, ему исполнилось 96 лет.