EN

«Немодное» искусство Зинаиды Серебряковой

Анна Генова10.12.2024

Зинаида Серебрякова с детьми
По словам Александра Бенуа, она «одарила русскую публику улыбкой во весь рот». Зинаида Серебрякова вошла в историю живописи как одна из самых известных и любимых русских живописцев – она была верна неоклассицизму, несмотря ни на какие веяния и модные течения. Художница пережила революцию, две войны, вынужденную эмиграцию, взлёты и падения, но в её картинах всегда царит гармония.

Счастливое начало

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (урождённая Лансере) родилась 140 лет назад – 28 ноября (10 декабря) 1884 года в имении Нескучное в Харьковской области. Происхождение и среда, в которой она выросла, предопределили её путь в искусстве. Будущей художнице не пришлось добиваться одобрения родителей, чтобы выбрать необычную для женщины своего времени профессию.

В её окружении искусство было неотъемлемой частью жизни. Отец Евгений Александрович Лансере был известным скульптором, который специализировался на анималистических композициях, он умер очень рано; мать Екатерина Николаевна, происходившая из рода Бенуа, была талантливым графиком. Её брат, знаменитый критик и художник Александр Бенуа, был первым учителем рисования у Зинуши, как её называли  дома. Старший брат Евгений оставил заметный след в русском и советском искусстве: впоследствии он вошёл в историю как выдающийся мастер монументальной живописи и графики, был членом общества «Мир искусства», а также обладателем Сталинской премии 2-й степени.

Первые работы, прославившие Серебрякову, были пейзажами. Хотя семья и жила частично в Петербурге, юную художницу больше привлекали очаровательные виды в имении Нескучное. Одна из первых известных картин, созданных здесь, называется «Яблоня». Искусствоведы утверждают, что это небольшое полотно 16-летней художницы стало символом всей дальнейшей художественной судьбы Серебряковой. Молодое деревце, увешанное крупными красными плодами, воспринимается не только как реалистический образ природы, но и как аллегория плодородия, здоровья и гармонии. Эти темы станут центральными в её художественной системе на протяжении всей жизни.

З. Серебрякова. Яблоня, 1900-е

По окончании женской гимназии в 1900 году Зинаида поступила в Петербургскую Академию художеств, однако строгий академизм и методы преподавания вызывали у неё скорее отторжение, нежели вдохновение. В поисках более творческой среды она перевелась в художественную школу княгини Марии Тенишевой. Юная студентка училась под руководством одного из лучших портретистов эпохи Осипа Браза. Именно благодаря новому учителю она постигала тонкости передачи человеческой натуры.

З. Серебрякова. Зеленя осенью, 1908 г.

Ключевым моментом в становлении Серебряковой стало путешествие по Италии в 1902 –1903 годах, где она встретилась с представительницей русского модерна Анной Остроумовой-Лебедевой, которая впоследствии приняла Октябрьскую революцию и провела всю свою жизнь в Петербурге. Во многом благодаря встрече с этой сильной личностью Зинаида окончательно утвердилась в своей решимости следовать по самостоятельному пути в искусстве. На пороге 20-летия она создаёт свой уникальный стиль, в котором гармонично сочетаются лаконичность формы и глубокая искренность эмоционального посыла.

В 1905 году в жизни Зинаиды произошло важное событие – она вышла замуж за своего двоюродного брата, инженера Бориса Серебрякова. Этот роман длился давно, ещё детьми они пообещали друг другу быть вместе. После свадьбы молодожёны отправились в Париж, где Зинаида продолжила обучение в Академии де ла Гранд Шомьер. Там же она познакомилась с творчеством импрессионистов и лично встретилась со многими из них. Впоследствии свою серию картин с балеринами она посвятила Эдгару Дега, который прославился именно этой темой.

Спустя год семья вернулась на родину. Серебрякова с мужем, двумя сыновьями и мамой обосновались в имении. Далеко от столичной суеты, они вели спокойную и уединённую жизнь.

Именно в Нескучном один за другим появляются шедевры Серебряковой. Наибольшую известность ей принес автопортрет «За туалетом», созданный в жанре отражения в зеркале. «Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете», – вспоминала художница. Картина была представлена на большой выставке общества «Мир искусства» в Москве. На выставке Зинаида лично не присутствовала – автопортрет был отправлен туда по настоянию её брата Евгения Лансере. Успех был стремительным: прямо на выставке полотно приобрела Третьяковская галерея, где оно хранится и по сей день. Серебрякова естественно стала членом сообщества «Мир искусства», где знала лично очень многих.

З. Серебрякова. За туалетом. Автопортрет, 1909 г.

За автопортретом последовали такие работы, как «Купальщица», «Автопортрет в костюме Пьеро», «Портрет Е. Н. Лансере, матери художницы», «Уборка хлеба» и другие. Многие из них ныне находятся в коллекции Русского музея. Александр Бенуа восторженно отзывался о работах племянницы, называя их «настоящим праздником молодости и света».

З. Серебрякова. Беление холста, 1917 г.

Атмосфера благополучия и уюта пронизывает все «семейные» картины, созданные до начала Первой мировой войны. К 1914 году в семье Серебряковых уже было четверо детей. Именно в 1914 году Зинаида написала «За завтраком» – ещё одну свою знаковую работу. Эта картина, изображающая мирную сцену семейного завтрака, словно подводит итог эпохе спокойствия, которую вскоре разрушило начало Первой мировой войны.

З. Серебрякова. За завтраком, 1914 г.

Чёрная полоса

После революции в жизни Зинаиды Серебряковой и её семейства началась чёрная полоса. Они были вынуждены покинуть Нескучное – семейное имение разграбили и сожгли. В 1918 году Бориса арестовали в Москве во время «красного террора». Полгода о нём не было вестей, наконец, он появился, но оправиться от ареста не смог и на следующий год скончался от тифа.

Зинаида осталась вдовой в 35 лет, с четырьмя детьми и пожилой матерью на руках. Она с семейством бежала в маленькую квартирку в Харькове. Началась пора выживания. 

Футуристический стиль, популярный в послереволюционные годы, был ей не близок. Художница устроилась рисовать карандашные наброски экспонатов в Харьковский археологический музей. «Дядя Шура прислал нам из Питера деньги (100 тыс.) за какие-то проданные мои этюды. И это хватит на месяц только впроголодь. До сих пор питались пшеном из Нескучного (привезли ещё осенью). <…> Беру на дом рисовать таблицы для археологического музея, рисую допотопные черепа, мозги, кости и пр. Дети целые дни томятся в пыльном дворе, где нет ни травинки», – пишет художница родным. Страшную бедность и отчаяние скрашивала Екатерина Николаевна, которая вела весь быт и сохраняла бодрость духа. В этот период художница создаёт картину «Карточный домик». На картине, снова её дети – они уже знают, что отца не вернуть. Лица детей серьёзны и сосредоточены, композиция гораздо более строгая, геометрическая. Собравшись за узким столом в тесной комнате, они строят карточный домик.

Карточный домик, 1919 г.

Вскоре жизнь в Харькове стала совсем невыносимой. В 1920 году семья, наконец, переезжает в Петроград, в дедушкину квартиру, куда «на уплотнение» им подселяют артистов из МХАТа. Старшая дочь Татьяна начинает учиться в балетном училище, и тут Серебрякова опять ментально погружается в «парижскую атмосферу», снова начинает рисовать балерин в Мариинском театре. Дети возвращаются к «нормальной» жизни, к тому же близкое соседство с родственниками по материнской линии смягчало обстановку. Александр Бенуа устраивал детские праздники, играл на фортепиано, Зинаида шила костюмы. Художница регулярно посещала Эрмитаж и другие музеи, усадьбы и дворцы, открытые для посетителей.

З. Серебрякова. Балетная уборная Снежинки, 1923 г.

Эмиграция и «немодное» искусство

В 1925 году, в 40 лет, Зинаида Серебрякова совершает решительный поступок – уезжает в Париж на заработки.

Получилось, что в Париже Серебрякова опять боролась за жизнь, пересылая почти все заработанные деньги в Ленинград. Зинаида писала брату: «Здесь я одна. Никто не понимает, как трудно начинать с нуля с такими обязанностями, как у меня. Всё, что я зарабатываю, отправляю детям. Время идёт, а я не двигаюсь вперёд. Никому не пожелаю быть на моём месте… Денежный кризис с падением франка делает всё ещё сложнее. Я часто жалею, что уехала так далеко от своих». К счастью, вскоре к ней приезжает сын Саша, а затем дочь Катя, которая позже говорила, что «посвятила матери всю жизнь». Александр впоследствии стал известным художником-монументалистом и декоратором, а Екатерина сначала взяла на себя всю бытовую и административную часть, а уже впоследствии стала хранительницей творческого наследия, основателем и почётным президентом Фонда Зинаиды Серебряковой. Благодаря ей многие работы матери вернулись в Россию.

З. Серебрякова. Коллиур. Катя на террасе, 1930 г.

Серебрякова не могла понять, почему её стиль кажется устаревшим. «Как ужасно, что современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть “модным” или “немодным»”, и требуют от художников постоянного “обновления”, а, по-моему, художник должен оставаться сам собой!» писала она.

Встреча со старшей дочерью Татьяной и сыном Евгением состоялась уже после II Мировой войны, в период хрущевской оттепели. В середине 1960-х в СССР прошла первая персональная выставка работ Зинаиды Серебряковой, но художница не смогла на неё приехать из-за проблем со здоровьем. Она ушла из жизни в возрасте 82 лет, и была похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Путешествие в Марокко

Эмиграция принесла Серебряковой и светлые моменты, особенно во время поездок в Марокко в 1928 – 1929 и 1932 годах. Она проявила талант этнографа и живописца в своих «Марокканских сериях», включающих более 300 работ. Зарисовки – в основном портреты жителей этой удивительной страны и ещё немного пейзажей – искрятся свежим, ориентальным колоритом и восторгают мастерством композиции. В сценках с торговцами, музыкантами и отдыхающими, с верблюдами художница умело распределяет акценты через детальную проработку лиц и предметов. Она оставалась реалистом, даже используя различные фокусировки, что отличало её от коллег-ориенталистов.

З. Серебрякова, 1928 г.

Марракеш поразил её, и, видимо, помог психологически переключиться. «Меня поразило всё здесь до крайности – и костюмы самых разнообразных цветов, и все расы человеческие, перемешанные здесь – негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские) и т. д. Жизнь в Марракеше фантастическая – всё делается кустарным образом, как тысячу лет назад», – писала она брату Евгению.

З. Серебрякова. Марракеш. Вид с террасы на Атласские горы, 1928 г.

Спонсор поездки господин Броуэр заказал Серебряковой «ню» туземок, однако в мусульманской стране это оказалось непростой задачей. И всё же ей удалось каким-то образом сделать несколько женских портретов, которые сегодня украшают стены крупнейших музеев мира.

Выставка Серебряковой «Путешествие в Марокко» в галерее Бернхейм-Жён в 1929 году получила как положительные, так и критические отзывы. Вторая выставка в галерее В. Гиршмана была более коммерчески успешной и принесла новые заказы.

Символ эпохи

Мир искусства Зинаиды Серебряковой раскрывает перед нами удивительное переплетение семейных традиций и творческого наследия известной династии Бенуа-Лансере-Серебряковых. Эта родовая связь объединяет выдающихся художников, скульпторов и архитекторов, чьи имена навсегда вписаны в панораму русской культуры и искусства.

Её четверо детей, вдохновлённых талантом матери и глубиной её художественного видения, продолжили семейные традиции, несмотря на все невзгоды, которые принесла эпоха. Вокруг них всегда собирался блистательный круг родных и друзей, включая таких гениев, как Лев Бакст, Валентин Серов и Константин Сомов, чьи имена стали символами не только своей эпохи, но и высшего художественного мастерства.

Серебрякова создала более 400 картин, каждая из которых не просто произведение искусства, но и свидетельство богатого культурного контекста эпохи, отражающее как индивидуальные переживания, так и общекультурные изменения, охватывающие весь художественный спектр её времени.

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

Составные лексемы с дефисным написанием двух или более элементов часто вызывают затруднения при склонении и определении рода. Умение правильно их употреблять в речи – важный показатель грамотности. Предлагаем разобраться в грамматических тонкостях конструкций типа музей-усадьба, прайс-лист, счет-фактура и др.
Уже три месяца Полина Квитных, уроженка Красноярска, преподаёт русский язык детям и подросткам в Нигере. Её ученики уже не представляют своей жизни без знакомства с новыми русскими словами, играми с матрёшками и весёлых песенок из советских мультфильмов, которые включают в Русском доме на переменах.
В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.
Привычные слова часто хранят в себе удивительные истории, стоит только обратить внимание на их древние корни. Сегодня мы проследим за увлекательной эволюцией одного из таких корней и обнаружим неожиданную связь между словами «опекун», «печень», «беспечный» и др. Если открыть «Словообразовательный словарь…» А. Н. Тихонова, то можно увидеть, что слова «обеспечение», «печень», «беспечный» и «опекун» не являются однокоренными. Однако исторически в этих лексемах выделяется корень печ-/пек-, который делает данные слова родственными.
«Лучшие спектакли Эфроса невозможно пересказать, как симфоническую музыку или, вернее, хороший джаз, который он обожал», — говорил о нём критик Анатолий Смелянский. Последователь Станиславского был одним из самых значительных театральных режиссёров XX века, которому суждено было изменить саму природу сценического языка.
С 1 по 5 июля на базе Паломнического центра Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря в городе Печоры проходит заезд «Русское слово» Всероссийского проекта «Истоки.Школа», который реализуется в рамках национального проекта «Молодёжь и дети» по инициативе Президента России. Он объединил 155 преподавателей русского языка и литературы, словесников, поэтов и писателей из разных регионов России.
C 17 по 30 июня 2025 года в Горно-Алтайске прошла очередная, уникальная по масштабу и содержанию смена языкового лагеря для школьников Монголии – часть межгосударственного образовательного мегапроекта «Языковой мост Россия – Монголия 2025», который проходит при поддержке фонда «Русский мир».