Знай наших! Юрий Гагарин – покоривший небо и целый мир
Светлана Сметанина07.03.2024
В новейшей истории человечества был момент, когда люди буквально по всему миру пережили чувство наивысшего счастья и всемирного единения. И это не преувеличение: новость о полёте первого человека в космос мгновенно облетела все страны и возвестила о начале новой эры – космической. Судьбе было угодно, чтобы у этой новости было лицо русского парня с невероятно обаятельной улыбкой, покорившей весь мир. И русское имя – Юрий Гагарин.
Любимое слово – «работать»
Юрий Гагарин – это целиком и полностью «проект» советской эпохи. Родись он в любой другой стране, у него не было бы ни единого шанса попасть в космос. Во-первых, потому, что космические технологии на тот момент развивались только в СССР и США. Ну а во-вторых, вся биография будущего космонавта совсем не располагала к такому повороту событий – карьере лётчика и мировой славе.
Родился в деревне – в семье плотника и работницы колхоза. С началом войны оказался вместе с семьёй в оккупации, старшие брат и сестра были угнаны в Германию. после шестого класса поступил в ремесленное училище, которое окончил по специальности литейщика-формовщика. Казалось бы, жизненный путь определён – работа на заводе.
Но в СССР были развиты всевозможные социальные лифты, позволявшие молодёжи проявить себя по разным направлениям. В Саратове, где Юрий учился в индустриальном техникуме, был известный Саратовский аэроклуб ДОСААФ СССР (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). И молодой человек, параллельно с учёбой на литейном отделении, посещал аэроклуб, где очень быстро освоил полёты на учебно-тренировочном самолёте ЯК-18.
Эта возможность резко меняет судьбу деревенского паренька Юрия Гагарина: он понимает, что его призвание – летать, быть военным лётчиком. На время службы в армии его направляют в Оренбург – в Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова. Гагарин оканчивает его с отличием, имея высшие баллы по всем дисциплинам. А уже через два года попадает в первый отряд будущих космонавтов. Путь от окончания индустриального техникума до лётчика-космонавта занял всего пять лет – невероятный срок для простого рабочего парня.
Психологи, отбиравшие будущих космонавтов, так писали о Юрии: «В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. Любимое слово – “работать”. На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Усидчив. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной».
И даже по этой короткой характеристике можно понять, почему личность Юрия Гагарина оказала такое огромное воздействие на миллионы людей по всему миру. Он стал воплощением того самого человека нового типа – в данном случае советского. Человека, сумевшего подняться с самого низа на самый верх, – буквально в небо.
«Добрый день, майор Гагарин!»
Что могло быть более ярким и сильным доказательством преимущества СССР перед капиталистическим миром, чем сам Юрий Гагарин? А ведь после Великой Отечественной войны с её колоссальными жертвами и разрушениями прошло каких-то 16 лет… И вот – полёт в космос!
Надо отдать должное тогдашнему руководству страны – они очень быстро оценили поистине безграничный «пиаровский» потенциал Гагарина и не стали закрывать его от людей, а наоборот, дали добро на поездки по всему миру. Хотя уровень секретности в космической области был высочайший – даже фамилия Королёва была государственной тайной. Можно было говорить только должность – главный конструктор. И конечно, небольшой, но всё-таки риск был, что первый космонавт, расслабившись где-нибудь на приёме, может выдать некие секреты. Но всё же желание продемонстрировать всему миру первого советского космонавта пересилило опасения военных.
Уже по прилёту в Москву – в аэропорт Внуково – первого космонавта встречала огромная ликующая толпа. А ведь людей никто не собирал – они сами, по зову сердца, пришли приветствовать Гагарина. И буквально сразу же начались его поездки по всему миру – приглашения Гагарину поступили из 80 стран! Первой – уже 28 апреля 1961 года – стала Чехословакия.
Не успел «ТУ – 104» с первым космонавтом на борту приземлиться в пражском аэропорту, как на лётное поле выбежали тысячи людей. Восторженные крики, овации, люди просят автограф у Гагарина. Как писал по следам того незабываемого дня местный журналист, Прага в считанные часы изменилась до неузнаваемости: во всех витринах появились фотографии Гагарина из газет или же листки с его фамилией и рядом – букеты цветов. А вдоль всей дороги от аэропорта до центра города – 15 километров – стояли люди с приветственными транспарантами, плакатами, цветами.
Кстати, «ЗИЛ», вёзший Гагарина в Прагу, был буквально увит гирляндами цветов. И первому космонавту в руки летели букеты сирени и роз. Когда Юрий попросил ему устроить пешеходную прогулку по Старому городу, она тоже превратилась в раздачу автографов и объятия с местными жителями. А из распахнутых окон звучала мелодия песни, мгновенно ставшей хитом: «Добрый день, майор Гагарин!». Её буквально за пару часов сочинили в честь прилёта первого космонавта музыканты из местного джаз-оркестра.
«Протоколы для земных людей, а он вернулся с неба»
Когда самолёт с Гагариным приземлился на Кубе, его вместе с десятками тысяч кубинцев встречало всё руководство молодой республики во главе с Фиделем Кастро. В этот момент пошёл сильнейший тропический ливень, но никто и не подумал расходиться – люди стояли буквально по колено в воде, приветствуя Гагарина. Встречающие предложили ему плащ, чтобы не промокнуть, но первый космонавт отказался – все же стоят под дождём, значит, и он не растает.
Жёсткого расписания в этой поездке не было, и Юрий получил возможность отдохнуть на знаменитом курорте Варадеро. Правда, как только он пару раз прыгнул с высокого трамплина в бассейне местного отеля, его сразу же узнали. Местные кафе и рестораны мгновенно опустели – сотни людей устремились к Гагарину, желая если не получить автограф, то хотя бы увидеть его поближе. Единственным местом, где Гагарин смог-таки оторваться от поклонников, оказался океан – заплывать так далеко, как первый космонавт, мало кто решался.
В июле 1961 года Юрий Гагарин оказался с визитом в Англии, куда его пригласил профсоюз литейщиков, узнавшие о его первой специальности. Британская королева поначалу не собиралась встречаться с первым космонавтом – он же не официальное лицо, да и к чему помогать пиару Советов. Но увидев, какой невероятный ажиотаж вызвал приезд первого космонавта – люди выстроились вдоль дороги от аэропорта до советского посольства, Букингемский дворец по дипломатическим канала срочно запросил встречу Гагарина с королевой. На сообщение о продлении визита и встрече с королевской особой, Гагарина ответил по-военному кратко: «Раз надо, то навестим…».
Приезд Гагарина во дворец сломал все привычные протоколы и традиции. Всей прислуге дворца разрешили выйти и приветствовать первого космонавта аплодисментами. В нарушении протокола королева сажает русского космонавта рядом с собой. Два часа обеда пролетают незаметно, поскольку вопросы к Гагарину сыпались нескончаемым потоком. Супруг королевы принц Филипп – сам в прошлом военный лётчик – был в восторге от познаний Гагарина в тонкостях управления английскими самолётами. «Я простой советский лётчик, у нас в СССР таких тысячи», – отвечал на похвалы Гагарин. В завершении обеда Елизавета II, вновь нарушив протокол, сфотографировалась с первым космонавтом, заявив, что «протоколы для земных людей, а он вернулся с неба».
Неожиданным оказался и визит в Бразилию – на тот момент у СССР практически не было отношений с этой латиноамериканской страной. И вдруг местное правительство отправило приглашение Гагарину. Встречать его вышло такое огромное количество бразильцев, что полиции даже пришлось брандспойтами разгонять людей, чтобы не они не создавали давку и не покалечили друг друга. С этого момента между нашими странами фактически начались политические контакты.
Тысячи людей встречали Гагарина и во время поездки по Индии, куда он прилетел вместе с женой Валентиной. Переводчик советского посольства, который сопровождал Гагарина в поездке по стране, рассказывал, что его особенно поразило полное самообладание первого космонавта. Каждый день было запланировано около 40 – 45 встреч, на которых он должен был выступать и каждый раз находить какие-то новые слова, чтобы не повторяться – ведь всё с колёс шло в печать.
Но Юрий всегда знал, что говорить и был готов к любому вопросу. А главное – всегда был очень спокоен, благожелателен и уверен в себе. И конечно, невероятно притягивал людей. Переводчик отмечал какой-то необыкновенный магнетизм Гагарина – с ним хотелось общаться, очень интересно было говорить. «Он относился к тем, к кому сразу чувствуешь доверие, ощущаешь их благожелательность, простоту», – вспоминал Андрей Вавилов. Гагарин так и не заболел «звёздной болезнью», хотя как никто другой имел на это полное право, - хотя бы потому, что был ближе всех к звёздам. «Я обыкновенный русский человек, таких у нас в Советском Союзе очень много», – так он говорил журналистам. И говорил искренне. Помните – любимое слово «работать»? Он всегда помнил, что он на работе, что он – часть той огромной силы – страны, которая стоит за ним, которая сделала из паренька-литейщика сначала высококлассного лётчика-истребителя, а потом и первого космонавта в мире.
Величие Гагарина в том, что он не считал себя в этом проекте главным. А ещё всегда помнил, что шанс вернуться живым из того первого полёта был небольшим. И то, что вместо гибели в полёте ему выпала мировая слава, воспринимал спокойно. «Юра, а ты в небе Бога видел?», – спросил его Хрущёв после прилёта. – «Видел, Никита Сергеевич», - в шутку ответил Гагарин. – «Только никому не говорите об этом».
Читайте также: Программе «ИнтерКосмос» – 55 лет