EN

Юрий Соломин. Хороший человек на сцене

Редакция портала «Русский мир»11.01.2024

Юрий Соломин. Фото: Малый театр###https://www.maly.ru/gallery/view?id=5

Офицер-разведчик в фильме «Адъютант его превосходительства», чей образ стал эталонным для изображения русского офицера, исследователь Дальнего Востока в «Дерсу Узала», философ-трактирщик в «Обыкновенном чуде»… Кажется, что во всех фильмах народный артист СССР Юрий Соломин играл прежде всего очень хорошего человека. Высокая планка у него была во всём – и в Малом театре, которым он руководил более 30 лет, и в актёрской профессии, и в жизни.

Судьба и Малый

Юрий Соломин родился 18 июня 1935 года в Чите. Его родители были музыкальными педагогами – неудивительно, что мальчик с детства играл в спектаклях городского Дома пионеров. Однажды он увидел документальный фильм «Малый театр и его мастера», который произвёл на него огромное впечатление. Вот так свою будущую судьбу он выбрал уже с детства. Поэтому сомнений, куда поступать после школы, у Соломина не было – конечно же, в Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина при Малом театре. На вступительных экзаменах будущий студент читал «Василия Тёркина» и был принят с первого раза. Его зачислили в класс к народной артистке СССР Вере Пашенной, много лет игравшей главные роли в спектаклях Малого. Именно Пашенная станет своего рода «крёстной матерью» для начинающего актёра. А сам Юрий Мефодьевич на склоне лет скажет, что Вера Николаевна направила его на тот путь, который в итоге и связал всю его жизнь с Малым театром.

А ещё самым важным для себя человеком он считал Антона Павловича Чехова. «Он близок мне по духу», – говорил Соломин. Его дипломным спектаклем стала «Чайка», где он сыграл роль Треплева. Театральные критики будут называть Юрия Соломина «чеховским актёром Малого театра» – он сыграл почти во всех его пьесах и ставил их на сцене в качестве режиссёра.

В Малом театре он начал играть ещё будучи студентом второго курса. Так что после окончания училища начинающий актёр естественным образом стал членом труппы. На главной драматической сцене страны Соломин сыграет более полусотни ролей – в пьесах Льва Толстого, Алексея Толстого, Чехова, Островского, Гоголя, Арбузова, Шекспира, Уайльда. В середине 80-х Юрий Соломин ненадолго уйдёт в театр имени Моссовета, но уже в 1988 году его пригласят руководить родным Малым театром.

В роли Хлестакова, «Ревизор» Н. В. Гоголя (1966) , постановка Малого театра. Фото: Малый театр###https://www.maly.ru/gallery/view?id=5

В немногочисленных интервью он признавался, что руководить театральным коллективом очень трудно, поскольку это – «организм очень болезненный и ранимый». Сам он тоже обижался, когда Малый театр называли «музейным театром» за то, что в репертуаре сплошь классика – Островский, Чехов, Толстой… «Разве музей – это плохо? Тогда давайте распродадим Третьяковку, Эрмитаж», – парировал он таким критикам. А свою миссию как руководителя одного из главных театров страны видел в сохранении именно его академичности, то есть школы, основанной на сохранении традиций. Например, для него всегда было очень важно поддерживать чистоту правильного русского языка на театральной сцене. Он предлагал чиновникам посещать спектакли Малого театра, чтобы учиться правильно и красиво говорить по-русски. И кстати, рассказывал, что многие атташе по культуре из зарубежных посольств считали для себя обязательным посещение именно Малого театра – чтобы полнее проникнуться пониманием красивого русского языка и культуры.

«Пал Андреич, вы шпион?..»

Не менее яркой и запоминающейся стала и его карьера в кино. На роль в его первом фильме «Бессонная ночь» Соломина порекомендовала его педагог Вера Пашенная. Правда, фильм оказался проходным и зрителям не запомнился. Зато второй фильм – «Адъютант его превосходительства» – стал поистине звёздным для молодого актёра. Правда, на роль адъютанта белого генерала Павла Кольцова, оказавшегося красным разведчиком, Юрия Соломина утвердили лишь с шестой попытки – слишком уж «нетипичная» была у него внешность для героя-разведчика, ничего особо героического… А вот после триумфального показа фильма именно образ Павла Кольцова – сдержанного, интеллигентного, утончённого и в то же время мужественного – стал своего рода эталоном для изображения русского офицера. Одна из фраз фильма стала, как сегодня принято говорить, мемом: «Пал Андреич, вы шпион? Видишь ли, Юра…». Хотя на самом деле в фильме слов «видишь ли, Юра» нет. Но в народной памяти фраза осталась в таком виде.

В роли Павла Кольцова, х/ф «Адъютант его превосходительства» (1969), стоп-кадр

Потом Юрий Соломин сыграет офицеров во многих фильмах – в «Блокаде», «ТАСС уполномочен заявить…», «Инспектор уголовного розыска». А в 1974 году знаменитый японский режиссёр Акиро Куросава выберет артиста Соломина на роль Владимира Арсеньева в своём фильме «Дерсу Узала». Кстати, Арсеньев, как известно, тоже был русским разведчиком. Решающим для выбора Куросавы стал опять-таки культовый «Адъютант его превосходительства».

В роли Арсеньева, х/ф «Дерсу Узала» (1975), стоп-кадр

Читайте также: Владимир Арсеньев – человек, заново открывший Дальний Восток

И в то же время с непередаваемым блеском и юмором Соломин сыграет роль легкомысленного повесы в фильме-оперетте «Летучая мышь». Там его диалоги с женой, пытающейся выяснить, почему отсутствовал супруг, тоже стали своего рода классикой: «Эмма всегда такая спокойная женщина… – Так значит, Эмма – всё-таки женщина? – Да нет. Я говорю: “Эмма всегда такая спокойная. Женщина с лёгкостью управится с такой собакой…”». В этом фильме Юрий сыграл со своим младшим братом Виталием, тоже талантливым и популярным актёром, ушедшим из жизни в возрасте всего лишь 62-х лет…

В роли Генриха Айзенштайна, х/ф «Летучая мышь» (1978), стоп-кадр

В свой жизни Юрий Соломин успел побывать и министром культуры – на переломе эпох от СССР к новой России. Но очень быстро понял, что его главное место – всё же в родном театре. Где он и прослужил вплоть до своего ухода 11 января 2024 года…

Однажды журналистка спросила Юрия Соломина о его особой любви к русскому языку – откуда она? Он ответил так: «Я просто впитал в себя и речь той местности, где я родился. Я никогда не забываю о своей малой родине, для меня – это Забайкалье, удивительно красивый край. Когда сопки покрываются багульником – просто глаз отвести нельзя… Мне кажется, что сейчас понятие “родина” исчезает из сознания. Люди мигрируют, ищут, где лучше жить. А родину надо любить при любых обстоятельствах – и хороших, и плохих».

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

В то время, когда упоминания об угрозе Третьей мировой войны не сходят со страниц СМИ и воинственная риторика в выступлениях политиков становится всё более пронзительной, российские и американские активисты проводят акции с призывом остановить это безумие.
Россия – одна из мировых культурных метрополий. Об этом ежегодно свидетельствуют тысячи молодых людей со всего мира, которые приезжают учиться балету, исполнительскому и актёрскому мастерству, живописи и другим искусствам.
Учителя из Ассоциации преподавателей-русистов Аргентины придумали проект «Моя колыбельная», в котором сами преподаватели, их дети и знакомые аргентинцы пели свои любимые мелодии из детства и читали стихи.
С эпохи позднего средневековья Смоленск находился на границе разных миров и разных культур. Именно из-за регулярных набегов и войн за город его крепостная стена, построенная в период 1595 – 1602 гг., стала одной из крупнейших крепостей мира. Но в то же время через Смоленск пролегал один из древних путей «из варяг в греки» –  как водный, так и сухопутный.
Центры открытого образования на русском языке и обучения русскому языку расширяют географию. В прошлом году к стартовавшему проекту Минпросвещения России подключились в 51 стране мира, в 2024-м году программа продолжает расти и углубляться, в ней задействовали десятки федеральных и региональных вузов России.
Сегодня молодые дипломаты и российские эксперты уже и не вспомнят времена, когда Венесуэла была не так дружественна России. О культурных связях наших стран, русской диаспоре и перспективах двусторонних отношений «Русский мир» поговорил с послом РФ в Венесуэле в 2009 – 2020 гг. Владимиром Заемским.