Узбекистан переживает «повторную русификацию»
Шавкат Арипов27.11.2023
Уходящий 2023-й был годом реформы образования в Узбекистане. Он заметно изменил педагогический рельеф.
Так, сокращается число обязательных предметов в старших классах (с 16 до 11), доля практических занятий доводится до 60 %, в начальных классах вводятся уроки по информатике, а в средних – по финансовой грамотности. Внедряется система профессиональной сертификации учителей, впервые принимаемых на работу.
Отрадно, что реформаторы не забыли о русском языке как важном условии повышения качества человеческого капитала. Правительство реализует практическую программу «повторной русификации». Что вполне логично. В условиях укрепления политических и экономических связей с Россией именно русский язык делает возможным бизнес, документооборот, участие в отраслевых выставках, культурный и научный обмен. Владение русским языком и образование по российским стандартам – гарантия успешной карьеры практически во всех сферах экономики, финансов и бизнеса.
«Росту интереса и популяризации русского языка способствует большое число проводимых в Узбекистане мероприятий самой разной направленности. “Русские сезоны”, с триумфом прошедшие в Ташкенте и Самарканде, гастроли русских драматических театров, пушкинские вечера, Дни духовной культуры России в Узбекистане. Школьники и студенты с удовольствием принимают участие в Международных просветительских акциях “Тотальный диктант”, “Экологический диктант”, “Географический диктант”, “Этнографический диктант”. Более двух тысяч учащихся Узбекистана показали себя в Международной онлайн-олимпиаде СПбГУ по русскому языку», – отметил эксперт-политолог, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института государства и права АН РУз Равшан Назаров.
Не секрет, за последние годы заметно обострилась проблема с кадрами. И правительство пошло на то, чтобы на 50 % увеличить прибавку к зарплате русистов в национальных школах.
«Многие великие люди прошлого и настоящего были настоящими полиглотами. Многоязычными были вьетнамский президент Хо Ши Мин, американский политик Мадлен Олбрайт, канцлер Отто фон Бисмарк, древнеегипетская царица Клеопатра, индонезийский президент Сукарно, индийский философ Шри Ауробиндо, создатель языка эсперанто Людвиг Заменгоф, индийский политик Нарасимха Рао, немецкий археолог Генрих Шлиман. Восточный философ аль-Фараби знал более 20 языков. Великий режиссёр Федерико Феллини отмечал, что “другой язык – это другое видение жизни”. Поэтому знание хотя бы второго языка – это прекрасно, это расширение кругозора, мировоззрения, личных и профессиональных возможностей», – добавил Равшан Назаров.
В Узбекистане успешно реализуется российский проект «Миттивой» («Малыш»). В октябре и ноябре 13 преподавателей кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А. И. Герцена воплотили три программы повышения квалификации для специалистов системы дошкольного образования. А это почти 300 сотрудников!
Обрёл популярность проект «Зўр!» («Класс!»). Только в 2020 году в 400 школ было направлено 32 российских методиста, которые провели тестирование на владение русским языком и педагогическими компетенциями среди педагогов и учеников старших классов. К 2022 г. в узбекские школы было направлено уже 139 учителей!
Недавно на базе филиала РГПУ им. А. И. Герцена в Ташкенте прошла международная научная конференция с участием 250 специалистов из разных регионов Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, России, Вьетнама и Эфиопии. И пример работы в Узбекистане был признан образцовым, достойным подражания для других стран.
Всего сегодня в республике сеют «разумное, вечное» 153 преподавателя из России: это 104 русиста, 35 учителей по химии, биологии, физике и математике и 14 методистов. А это уже сила!
Хотя мы знаем, что хороших русистов везде и всегда не хватает.
Источник: Вести.uz