EN
 / Главная / Публикации / «Антология русской хоровой музыки»: четыре века русского пения

«Антология русской хоровой музыки»: четыре века русского пения

Анна Генова24.11.2023

Фото: Петербургский камерный хор / ВКонтакте###https://vk.com/club36322245

27 ноября в концертном зале Мариинского театра прозвучат духовные сочинения Чайковского, Рахманинова и Танеева. Это будет не просто концерт, а концерт-запись и презентация уникального аудиопроекта «Антология русской хоровой музыки», созданного бессменным главным дирижёром Петербургского камерного хора Николаем Корневым.

Миссия проекта

О том, чем уникален данный проект и о его миссии на пресс-конференции, посвящённой этому событию, в ТАСС говорили председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Федор Болтин, генеральный директор «Петербург-концерта» Екатерина Артюшкина, генеральный продюсер Общественного фонда развития исполнительских искусств, куратор проекта Ринат Дулмаганов. И конечно, автор идеи художественный руководитель и главный дирижёр Петербургского камерного хора Николай Корнев, который в день концерта отпразднует свой 75-летний юбилей. «Антология – итог деятельности коллектива на сегодняшний день, за многие месяцы и годы. Это желание узнавать, познавать и делиться с слушателями было, есть и сопровождает нас всегда!» – подчеркнул дирижёр.

Куратор проекта Ринат Дулмаганов напомнил, что Петербургский камерный хор был создан в 1977 году на базе Института культуры, а сегодня многие студенты в течение многих лет являются волонтёрами проекта антологии. Также в проекте принимают участие несколько замечательных петербургских звукорежиссеров. «В этом году, благодаря беспрецедентной поддержке Валерия Гергиева, в проекте участвуют солисты Мариинки, также в проект вошел неравнодушный человек и ведущий звукорежиссёр Мариинского театра Владимир Рябенко», – поделился Дулмаганов.

Генеральный директор «Петербург-концерта» Екатерина Артюшкина подчеркнула необходимость возрождения культурного наследия России, которое поможет воспитывать молодое поколение и привлекать дружественно настроенных культурных деятелей со всего мира для обмена бесценным опытом.

Главным объектом внимания на пресс-конференции стал Николай Николаевич Корнев – легендарный создатель Петербургского камерного хора. Это он скромно последние 10 лет продвигал свою идею, которая сегодня обрела название, концепцию и сформировалась как бренд «Антология русской хоровой музыки».

Корнев весь свой творческий путь посвятил созданию наиболее полной библиотеки русской хоровой музыки. На сегодняшний день записано уже больше 150 дисков. Николай Николаевич очень любит открывать новые произведения полузабытых авторов. Среди недавних открытий он назвал Николая Голованова, дирижёра середины XX века, русско-американского композитора Константина Шведова. Также Корнев упомянул про запись серии духовных сочинений авторов, удостоенных Сталинской премии, – А. Александрова и уже упомянутого Н. Голованова.

Наш проект весьма объёмен. Он пытается охватить многовековую историю развития русской музыкальной культуры, включая хоровую. От XVII века до поворотного века XX-го, когда слились достижения европейской, мировой музыкальной культуры и русской, произошло их взаимопроникновение, – поделился дирижёр. – Началось всё с организации Петербургского камерного хора в 1977 году, с энтузиазма собравшихся. Собрались студенты, преподаватели с желанием познать что-то новое на хоровом пути. Эти любопытство, энтузиазм, любовь к музыке удалось донести до сегодняшнего дня, и в какой-то мере «Антология» как проект это итог деятельности коллектива на сегодняшний день и на многие месяцы, годы предстоящей работы.

Николай Николаевич рассказал, что первым шагом на пути был «более скромный» проект «Неизвестная хрестоматия»: несколько дисков включали в себя учебный репертуар, неизвестный широкому слушателю. «В дальнейшем мы начали работать над расширением программы с желанием представить эти малоизвестные произведения публике», – отметил он. Корнев отметил, что все запланированные концерты в рамках проекта будут открывать и продолжать определенную тему. «27 ноября мы хотели дать право на звучание роскошным образцам русской духовной музыки. Наша задача продемонстрировать, что в XIX-XX веках духовной музыки было примерно в пять-шесть раз больше, чем светской музыки», – поделился музыкант с журналистами.

Из истории русского хорового пения

Как отметил Николай Корнев, именно церковно-певческая традиция лежит в основе русской певческой культуры. Первоначальные формы хорового пения и способы их записи были заимствованы из Византии ещё в X веке вместе с принятием христианства. Профессиональные хоры начали зарождаться в эпоху расцвета Киевской Руси. В XV веке появился первый русский профессиональный хор Государевых певчих дьяков, который в 1701 году Петр I переименовал в Придворный хор, уже при Екатерине II переименованный в Императорскую придворную певческую капеллу. Впоследствии именно из этого хора родилась Ленинградская академическая капелла. В конце XVI века существовал также хор патриарших певчих, предшественник Московского синодального хора. Эти хоры участвовали в церковных службах и развлечениях царского двора.

Параллельно с государственными хорами постоянно возникало много частных коллективов, которые поддерживали меценаты. Конец XVIII и XIX век были отмечены взлётом интереса к хоровому искусству. Появляется обширный репертуар, созданный российскими композиторами-профессионалами, такими как М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков. В XX веке появились новые формы хорового исполнения, включая ансамбли и народные профессиональные хоры. В советские времена высокопрофессиональные композиторы также внесли необъятный вклад в развитие хоровой культуры – здесь и академическая музыка, и джаз, и популярная музыка. Наверное, на каждом предприятии был свой любительский хор, откуда нередко поступали «кадры» в центральные театры страны. Например, знаменитый тенор Иван Семёнович Козловский пришёл в Большой театр из хора Троицкого народного дома. На сегодняшний день хоровая культура в России продолжает развиваться во всех жанрах и стилях, поддерживая и продвигая традиции русского певческого искусства.

Что же такое «Антология русской хоровой музыки»?

Проект «Антология русской хоровой музыки» – это аудиозаписи русской хоровой музыки XVII – XX веков. Она представляет собой тщательно отобранные и в высоком качестве записанные произведения, систематизированные по периодам, стилям и именам композиторов. Этот уникальный проект охватывает эволюцию русской хоровой культуры от партесного пения до современности. На данный момент к изданию подготовлено около 2500 произведений русских композиторов XVII – XX веков, включая полные собрания хоровых сочинений известных авторов и редкий материал забытых композиторов. Проект включает в себя создание нотной и аудиобиблиотеки, доступных для изучения и прослушивания как профессиональными музыкантами, так и широкой аудиторией.

Антология будет воплощена в серии концертов-записей Петербургского камерного хора. Благодаря многолетней работе в нотных библиотеках России и зарубежья создателя хора Николая Корнева и его сподвижников, сегодня в рамках проекта подготовлено к изданию и звукозаписи около 2500 произведений русских композиторов XIX – XX веков и более 400 сочинений композиторов XVII – XVIII веков. Помимо полных собраний сочинений известных композиторов, будет представлен также редчайший музыкальный материал незаслуженно забытых творцов прошлого.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Городок Нерехта Костромской губернии стоит в стороне от главных дорог Золотого кольца России. Туристические автобусы пролетают его небрежно, лишь изредка высаживая шумную толпу путешественников для обзорной экскурсии. Между тем этот старинный городок, основанный в 1214 году, поверьте, достоин более пристального внимания.  
С начала конфликта на Украине русофобия стала составной частью идеологии Запада, пишет Myśl Polska. Из театров выбрасывали русскую классику, исчезли книги русских авторов, устраивалась травля деятелей искусства. Сейчас так же стали поступать с российскими спортсменами. Очень напоминает мрачные страницы истории.
«Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…». С недавних пор дети в Греции знают, что было дальше с Мухой из сказки Корнея Чуковского благодаря переводам, сделанным переводчицей Александрой Никольской. Мы поговорили с ней об отличиях русской и греческой литературы для детей, о том, сложно ли переводить «Евгения Онегина» на греческий, и каких российских писателей знают и читают в Греции.
«Нам не/за/чем спорить», «Наблюдать было не/за/чем» – как правильно писать не/за/чем в подобных конструкциях? В первую очередь необходимо понять, какая перед нами часть речи, поскольку от этого и будет зависеть слитное или раздельное написание.
Журналистка Людмила Ларкина из Брисбена более 20 лет занимается изучением старой  русской эмиграции в Австралии. Свои изыскания публикует в книгах и статьях на русском и английском языках. Много лет назад к ее исследовательской работе добавилась розыскная – Людмила находит по всему миру родственников русских австралийцев, связь с которыми была потеряна в историческом круговороте XX века.
Сезон летних овощей и фруктов в полном разгаре. Выбирая спелые и ароматные плоды, необходимо прислушиваться не только к мнению продавцов, но и к рекомендациям лингвистов. Как корректно произнести окончания в названиях даров природы?
8 июля исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося советского физика с мировым именем, создателя русской физической школы Петра Леонидовича Капицы. Он прожил долгую жизнь – 90 лет, в течение которой ему несколько раз приходилось всё начинать с нуля. И всё же его вывод после всех испытаний звучит довольно оптимистично: «Не горюй и не печалься, нет таких тяжёлых положений, из которых жизнь не нашла бы выход – надо только дать ей время».