EN

Знай русский! Учителя или учители, директора или директоры?

Тамара Скок, Елена Подгорная03.10.2023

В преддверии Дня учителя обратим внимание на значение и написание должностей работающих в школе специалистов. За привычными наименованиями кроется особый смысл, помогающий лучше понять специфику работы наставников.

Так, отглагольное сущ. учитель (от учить), восходит к др.-русск. укъ «учение», а последующее сравнение родственных слов позволяет увидеть глубину подтекстов: праслав. učiti связано с vyknǫti (ср. привыкать), родственно др.-прусск. iaukint – «упражнять», лит. Jaukìnti – «приучать, укрощать», jaũkas – «манок, приманка», jaukùs – «смирный, ручной» и др.-инд. úсуаti – «находит удовольствие, имеет обыкновение». Целый спектр учительских умений виден в этом историческом сопоставлении.

Когда-то должность была исключительно мужской, но со временем всё поменялось, и в языке появилось новое сущ. учительница, образованное суффиксальным способом. В сельской местности можно до сих пор встретить разговорно-просторечный вариант учительша, причём этим словом обозначают не только саму даму-педагога, но и жену учителя (по типу генерал – генеральша). В литературе слово тоже встречается: «Приезд его возвестила учительша, давно уже сидевшая у окна…» (А. Погорельский). «А снег, сам понимаешь, в горах только летом тает. Это вам учительша всё рассказывает? Ага» (В. Шукшин). Из уст обучающихся можно услышать и пренебрежительное училка, характерное для школьного жаргона: «Училка за контрошу двойбан вкатила».

Удивительно, но иногда возникают проблемы с образованием формы мн. ч. от слова учитель, и тогда можно увидеть такое: «Кроме того, учители должны будут создавать для ребёнка индивидуальный образовательный маршрут и курировать прохождение обучения» (новость о дистанционном обучении на сайте ГТРК «Воронеж»).

Обратим внимание: сущ. учи́тели ранее было в ходу: «Володя на днях поступает в университет, учители уже ходят к нему отдельно…» (Л. Толстой); «В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алёшею» (А. Погорельский). Однако теперь эта форма используется только по отношению к духовным наставникам и основоположникам каких-либо учений, у которых есть последователи: «Отцы и учители Церкви, начиная с Оригена, начали пользоваться философией платонизма для того, чтобы говорить о Христе» (И. Мейендорф). Если же речь идёт о работниках школ, то верно говорить и писать учителя́.

Попутно отметим, что существительное директор (лат. director – «руководитель», «управляющий») во мн. ч. будет правильно звучать как директора (не директоры), да и про лицо женского пола грамотно говорить в мужском роде – директор. Употребление вариантов директриса и директорша характерно лишь для разговорной речи.

В сущ. завуч нередко теряют букву В и произносят или пишут зауч, что является ошибкой. Слово это является сокращением от сочетания «заведующий учебной частью» и сохраняет форму м. р.: поговорить с завучем (не с завучью); спросить у завуча (не у завучи).

И напоследок обратим внимание на правописание специальности для российской школы новой, но востребованной. Заимствование тью́тор (англ. tutor – «наставник, репетитор, воспитатель») не только активно используется самостоятельно, но и образует новые слова: тьюторская поддержка (личное сопровождение) – то, что позволяет учащимся выстраивать успешную индивидуальную образовательную траекторию; тьюторство – наставничество как процесс.

Также по теме

Новые публикации

Паралимпийские игры в Париже принесли сборной России 64 медали, включая 20 золотых наград. Наша страна была допущена до Игр едва ли не в последний момент в урезанном составе и нейтральном статусе, в Париж пустили лишь 88 спортсменов, что втрое меньше, чем у других сборных, претендующих на победу в медальном зачёте.
9 сентября 1944 года на улицы Софии вышли тысячи людей, а дороги были усеяны розами – болгарская столица встречала воинов Красной Армии. 80 лет спустя в Болгарии стараются забыть эту дату, а если и вспоминают, то лишь в негативном контексте.
8 сентября в Анапе открылся XXXIII Международный кинофестиваль «Киношок». В этом году в конкурсной программе фестиваля фильмы из Армении, Белоруссии, Индии, Ирана, Казахстана. Фильмом-закрытием фестиваля станет китайская лента  «Шаг к мечте: раз и навсегда».
В 2024 году исполняется 80 лет со дня основания Института культуры имени Л. Н. Толстого в Боготе. О работе по продвижения русского языка и культуры рассказывает президент института Рубен Дарио Флорес Арсила – поэт, писатель и переводчик.
В школе работают учителя первой и второй категории или категорий? Информационный стенд находится между вторым и третьим этажом или этажами? Вспомним правило, регулирующее написание формы числа существительного в предложениях, включающих несколько определений.
11 сентября в Санкт-Петербурге на площадке культурного центра «Левашовский хлебозавод» состоится открытие международной мультимедийной выставки «Петербург! Жизнь в городе…» о жителях города глазами молодых авторов из шестнадцати стран мира.
С наступлением осени в нашей речи всё чаще встречаются слова, связанные с описанием ощущений, вызванных непогодой. А потому становится актуальным вопрос, какие глагольные формы предпочесть: замёрз/замёрзнул, промок/промокнул, продрог/продрогнул, озяб/озябнул? Расскажем, как грамотно описать своё состояние.  
3 сентября в Российском духовно-культурном православном центре в Париже открылась выставка «Волшебник императорских театров Александр Головин». Впервые за рубежом широко представлено творческое наследие одного из самых известных в мировой культуре российских театральных художников – живописца и сценографа Александра Головина (1863–1930).