Новороссия пишет историю ХХI века
Владимир Емельяненко06.09.2023
В Государственном историческом музее (ГИМ) открылась выставка, посвящённая Новороссии – прошлому и настоящему этого обширного региона, в 1764 г. вошедшего в состав Российской империи.
Директор ГИМа Алексей Левыкин называет выставку главным проектом музея в 2023 году. Масштабность экспозиции подтверждает эти слова. Выставка с первого взгляда затягивает и рождает вопросы. Как тут уживаются скульптурный портрет князя Потемкина и личные вещи легендарного командарма 1-й Конной армии Семёна Будённого? Причём тут макет бомбоубежища стадиона «Азовец» в Мариуполе и чёрная роза, выкованная донецким кузнецом из осколков снарядов и мин? А ещё в залах россыпи артефактов – рукописная карта Херсона XVIII века, картина «Екатерина II даёт законы Тавриде», модели шахт Донбасса и судов Черноморского флота. Все они цепляют с ходу и создают собирательный образ «Новороссии» – выставки, которая возвращает в общественное культурное и историческое пространство сам термин «Новороссия».
От «Дикого поля» к цветущему саду
Экспозиция в ГИМ делится на три части – «Новороссия в составе Российской империи», «Новороссия в составе Украинской ССР» и «Новороссия в огне». Так, впервые представлен проект, который даёт шанс понять, что такое Новороссия, как и почему она в 1764 году вошла в состав Российской империи.
Костюм крымского кипчака, посмертная маска из воска графа Потёмкина, создателя Новороссии, и документальный фильм о визите Николая Второго в Асканию-Нову («к королям скотоводства и виноградарства») делают выставку не просто яркой и интерактивной. Экспонаты, оживая, сами рассказывают, как «Дикое поле» – пустые территории между Россией и Крымом – стали Новороссией. Или особым историческим регионом, который обеспечил России выход к Чёрному морю и укрепил безопасность её южных границ.
– Через «Дикое поле», откуда, как известно, «выдачи нет», мы хотим картинками и документами показать – это был центр столкновения геополитических интересов, – говорит куратор выставки, заведующий научно-экспозиционным отделом ГИМ Виктор Безотосный. – Скифы, гунны, венгры, половцы и печенеги колонизовали край. Затем его осваивала Россия, заселяя эти земли славянскими племенами – русскими, сербами болгарами, малороссами, потом немцами, греками, армянами. Это этническое разнообразие стало предтечей промышленного бума Донбасса, а сегодня – предтечей новой Новороссии, воссоздаваемой сегодня. И это одна из ключевых экспозиций: 2014 – 2023 годы – вхождение республик Донбасса в состав России. Так, Новороссия символизирует непрерывность истории нашей страны.
О том, как это происходило и происходит, показывает, глаз не оторвать, картина Андреаса Гюне «Екатерина II даёт законы Тавриде». Чего только стоит выразительный эпизод полотна, где «Свод законов России» последнему крымскому хану, за спиной стоят крымчаки и ногайцы, диктует Екатерина. С картиной связана ещё одна большая дата – 1783 год, год присоединения Крыма к России, что укрепило Новороссию в союз земель, куда входили три губернии – Екатеринославская, Херсонская и Таврическая.
Карта судьбы
Резкая смена картинки на выставке – 1917 год. Эта дата коренным образом изменила судьбу региона, как и всей России. С 1923 года, когда земли Новороссии вошли в состав Украинской ССР, термин «Новороссия» исчез, а её территории остались и в ХХ веке были одними из самых динамично развивающихся земель СССР. Донбасс и другие регионы Новороссии стали промышленным «сердцем» СССР. Каким – показывают шахты Юзовки-Донецка, плакаты «Окон ТАСС», модели судов Черноморского флота и снова шахтёрские кирки. Они – мост в 1991 год, когда снова меняется карта судьбы Новороссии.
«Новороссия в огне» в картах, документах, фотографиях, осколках снарядов и обмундирования показывает, как после распада СССР в 1991 году власти независимой Украины прошли путь от концепции «Украина – не Россия» до «Украина – анти-Россия».
«Вещдоки» и документы напоминают о попытках вступления Украины в НАТО, о возрождении нацизма, но также о возрождении термина «Новороссия» в 2014 году.
Те же детские рисунки и цитаты из дневников детей, найденных в разбомблённых школах Донецка и Луганска, макет бомбоубежища у стадиона «Азовец» в Мариуполе, повреждённая обстрелами икона и чёрная железная роза, выкованная донецким кузнецом Виктором Михалевым из осколков снарядов и мин. Так, с 2014 по 2023 годы Новороссия снова возвращается. Теперь Новороссия – это конфедеративный союз Донецкой и Луганской народных республик.
– Музей Победы, Музей Сталинградской битвы и Музей современной истории, которые объединены в Межмузейную рабочую группу, постоянно выезжают в зону проведения специальной военной операции (СВО), – рассказал председатель правления Российского исторического общества (РИО), исполнительный директор фонда «История Отечества» Руслан Гагкуев. – Экспонаты, выставленные в ГИМ, – это их кропотливая работа и музеев республик Донбасса. Хотя это лишь часть собранных артефактов. Коллекция пополняется и собирается в Музее Сталинградской битвы.
РИО, в свою очередь, на основе собранных документов, фотографий и артефактов организовало серию передвижных выставок «Обыкновенный нацизм», которые пройдут по всей стране. А потом уникальные свидетельства эпохи возрождения Новороссии пополнят музеи городов этого региона.
Боль и счастье возрождения
– Мы верим, что уникальные предметы и документы из фондовых собраний ГИМа и других музеев и архивов страны помогут посетителям осознать историческое родство Новороссии и новой России, понять, почему так важна для нас эта земля, – говорит директор ГИМа Алексей Левыкин, – почему мы навсегда вместе.
Ответ на этот вопрос точно есть на выставке «Новороссия».
Пока эта экспозиция почти на 80 % состоит из экспонатов ГИМа, а примерно 20 % материалов собирались с помощью музеев и архивов Крыма, республик Донбасса и частных коллекционеров. Так, коллекционер Никита Томилин передал в ГИМ две рукописные карты, сборник стихов о Донбассе и путеводитель по Крыму 1906 года.
– История Новороссии ещё будет писаться учёными, коллекционерами и теми, кто сюда вернётся после окончания СВО или захочет переселиться в этот благодатный край, – говорит куратор выставки Наталия Каргаполова. – Мы только-только начинаем осознавать значимость Новороссии как эпохи и земель, узнавать её историю, и в ней – нас самих. Ведь в нас тоже течёт кровь тех, кто поднимал, осваивал и защищал эти земли.
Выставка «Новороссия» в Государственном историческом музее открыта до 11 декабря 2023 года.