Знай наших! Николай Бурденко – основоположник советской нейрохирургии
Анна Ефремова02.06.2023
Блестящий хирург с мировым именем, создатель одной из сильнейших в мире школ нейрохирургии, реформатор отечественного здравоохранения, основатель Академии медицинских наук СССР. Николая Бурденко как высочайшего профессионала сформировали четыре войны, в которых он участвовал как военный хирург, спасая почти безнадёжных раненых. Сегодня его именем названы не только Главный военный госпиталь в Москве, но и методы операций, которые изучают новые поколения хирургов.
Предпочёл врачевать не души, а тела
Николай Нилович Бурденко родился 22 мая (3 июня по новому стилю) 1876 года в селе Каменка Пензенской губернии. Его отец, выходец из крепостных, служивший писарем у мелкого помещика, мечтал дать сыну лучшее образование, но не светское, а духовное, считая этот путь наиболее успешной карьерой.
Поначалу сын радовал отца: в пятилетнем возрасте сам попытался записать себя в местную сельскую школу. Поначалу учитель отказывал мальчику, но потом сдался под его напором и разрешил посещать занятия. После школы Николай становится студентом сначала духовного училища, а после – духовной семинарии в Пензе. Его заслуги как семинариста были настолько выдающимися, что ему дают рекомендательное письмо в Петербургскую духовную академию, куда он сдаёт экзамены с отличием. Казалось бы, впереди – духовная карьера, но нет. Талантливый юноша внезапно резко меняет сферу интересов – теперь его тянет врачевать не души человеческие, а сугубо бренные людские тела. Отец такого «предательства» сыну не простил – в гневе прислал ему письмо с вложенными марками и припиской: «Это тебе на письмо, когда будешь подыхать с голода». Сына он так и не простил и не желал его видеть до конца своих дней.
Удалось повысить выживаемость раненых в разы
Осваивать профессию врача Николай Бурденко отправился в далёкий Томск – по законам царской России семинаристам нельзя было учиться в светских учебных заведениях в столице. А в Томском университете как раз открылся медицинский факультет, где он очень быстро проявил себя как весьма способный студент. Уже на третьем курсе Николай становится помощником прозектора, много времени проводит в анатомическом театре университета, охотно помогает отстающим студентам.
Россия в эти годы неотвратимо втягивается в водоворот революционного движения. Студенческие стачки и забастовки проходят по всей стране. Николай Бурденко тоже принимает в них участие, в результате перспективного студента отчисляют за революционную деятельность. После неудачной попытки восстановиться Бурденко переводится в Юрьевский университет (ныне Тартуский университет в Эстонии). Но свои взгляды он не меняет и здесь: после участия в очередной студенческой сходке он вновь отчислен.
Если от университетской учёбы его могли отлучить, то от медицины уже нет. Недоучившийся врач Бурденко отправляется в Херсонскую губернию, где бушует эпидемия сыпного тифа, а потом почти год работает в колонии для больных туберкулёзом детей. Теперь это станет его модус вивенди – всегда оказываться в эпицентре боли и страданий, где его помощь жизненно необходима.
Профессура Юрьевского университета поможет восстановиться талантливому студенту Бурденко. Он работает помощником ассистента в хирургической клинике при университете. Там же он знакомится с трудами известного русского хирурга, основоположника военно-полевой хирургии Николая Ивановича Пирогова, которые произведут на него сильное впечатление.
В 1904 году начинается Русско-японская война, и молодой врач Бурденко записывается добровольцем на фронт. Там он становится членом летучего санитарного отряда, где выполняет обязанности санитара, вынося раненых с поля боя, фельдшера, оказывая им первую помощь, и хирурга, проводя несложные операции. Ужасная организация санитарной помощи на фронте произвела на Бурденко удручающее впечатление и определила всю последующую жизнь выдающегося хирурга – сделать всё, чтобы раненым солдатам помощь оказывалась как можно быстрее и эффективнее.
После окончания войны он блестяще сдаёт экзамены и получает диплом врача с отличием. Всего через два года защищает диссертацию и получает звание доктора медицины. Потом будет годичная стажировка в клиниках Германии и Швейцарии, где он изучает анатомические особенности головного мозга, и возвращение в клинику Юрьевского университета, где он становится экстраординарным профессором на кафедре хирургии.
Но в августе 1914 Бурденко вновь оставляет налаженную жизнь и просится на фронт – началась Первая мировая война. Теперь он уже не санитар и не фельдшер, а довольно известный хирург. В составе действующей армии он участвует в наступлении на Восточную Пруссию и в Варшавско-Ивангородской операции. Благодаря его работе с поля боя были успешно эвакуированы более 25 тысяч раненых. При этом неотложную хирургическую помощь он оказывал нередко прямо в полевых перевязочных пунктах, зачастую попадая под обстрел. Но главное, что хирургу Бурденко удалось повысить выживаемость раненых в разы, что даже стало предметом обсуждения среди военного руководства.
Как он этого добился? Николай Бурденко сделал много нужных выводов из опыта предыдущей войны. В частности, он начал сортировать раненых – на тех, кто сможет выдержать длительную транспортировку до госпиталя, и тех, кому помощь нужно оказывать немедленно. Очень много смертей давали ранения в живот. И под руководством Бурденко в военно-полевых госпиталях были организованы специальные отделения для операций при ранениях в живот, лёгкие, голову. Он создаёт специальные бригады врачей по борьбе с болевым шоком – тяжелейшим осложнением после ранений, приводящим к смертельному исходу. Также он занимается организацией санитарной и противоэпидемической службы, вопросами химической защиты и даже профилактикой венерических заболеваний. После контузии летом 1917 года Николай Бурденко возвращается в Юрьевский университет.
СССР – мировой центр нейрохирургии
Революция 1917 года застаёт его в Юрьеве, который вскоре оказывается под немецкой оккупацией. Командование германской армии предлагает профессору Бурденко возглавить кафедру в университете, но он отказывается. В июне 1918 года вместе с другими профессорами и имуществом юрьевской клиники Бурденко оказывается в Воронеже.
Много позже он так опишет мотивы своего выбора: «…Предо мной была дилемма: остаться в старом мире, где всё привычно, где всё известно, или пуститься в страну, где всё непривычно, всё неизвестно, всё ново и где раздаётся грозный клич во имя иного будущего, представляющего антитезу прошлому… Без колебаний я ушёл от них к себе домой, к народу, который дерзал и воплотил свои дерзания в невиданные в мире формы».
Едва переехав в Воронеж, он занимается организацией военных госпиталей Красной Армии, организует специальные курсы для студентов и врачей по военно-полевой хирургии при Воронежском университете, создаёт школу для медицинских сестёр, где сам преподаёт. В 1920 году по его инициативе в Воронеже создаётся Медицинское общество им. Н. И. Пирогова, председателем котором стал Бурденко. Сегодня Воронежский государственный медицинский университет также носит имя выдающегося хирурга Николая Бурденко.
В 1923 году, переехав в Москву, Бурденко открывает при клинике Московского университета отделение нейрохирургии. В 1930-м году отделение будет преобразовано в 1-й Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова. А Москва к тому времени станет одним из ведущих мировых центров нейрохирургии.
Бурденко первым в стране станет оперировать на мозге – сказался внушительный опыт военно-полевой хирургии. В мире такие операции в то время были единичными – хирурги боялись за них браться. А под скальпелем Бурденко безнадёжно больные начинали выздоравливать, ослепшие из-за опухолей мозга – видеть. Он фактически с нуля создал хирургию опухолей мозга. На мастер-классы к советскому хирургу приезжают врачи из Германии, Франции, Америки, иностранные пациенты умоляют его взять их на операцию.
«Жить стоит лишь тогда, когда работаешь»
При этом его ученики и помощники запомнили его как очень непростого в общении и жёсткого, чрезвычайного требовательного к себе и окружающим человека. Он требовал, чтобы операционные сёстры без слов понимали, какой инструмент нужен в данный момент хирургу и сразу же подавали его в протянутую руку. Малейшая ошибка и медлительность выводили его из себя. А особенно небрежность в одежде или же грязное пятно на простыне в больнице. По воспоминаниям коллег, он требовал от всех максимального исполнения врачебного долга. Неслучайно за несколько дней до смерти он напишет в дневнике: «Жить стоит лишь тогда, когда работаешь, а если не работаешь, то не стоит и жить». В этой бескомпромиссной записи весь Бурденко.
Во время Советско-финской войны Николай Бурденко, которому в тот момент было 64 года, вновь выехал на фронт и провёл в районе боевых действий весь период войны, руководя организацией хирургической помощи. Логично, что в 1941-м он назначен главным хирургом Красной Армии. Уже в июле 1941-го Бурденко на фронте. За годы Великой Отечественной войны он лично провёл несколько тысяч операций в полковых и дивизионных медсанбатах. При этом перенёс за войну три инсульта, был контужен при бомбёжке, но каждый раз после восстановления вновь возвращался к работе военного хирурга.
О нём рассказывали, что даже во время авианалёта он отказывался прятаться в бомбоубежище, отвечая так: «Раненые не могут спрятаться. Место врача – у постели больного». Эффект работы советских военных медиков можно смело назвать потрясающим: им удалось вернуть в строй 72,3% раненых и 90,6% больных воинов, что составило порядка 18 миллионов человек. Кроме того, за годы войны в СССР благодаря усилиям медиков не было зафиксировано вспышек инфекционных заболеваний и тем более эпидемий.
В декабре 1944 года исполняется его давняя мечта – в Советском Союзе открывается Академия медицинских наук, которую возглавляет Бурденко. Помимо этого, он пишет научные работы, посвящённые эффективным методам хирургического лечения боевых травм, разрабатывает подробную инструкцию по профилактике и лечению шока после ранения. Он одним из первых стал применять только что появившиеся антибиотики – для их испытания Бурденко организовал врачебную бригаду и в её составе выехал на фронт. Вскоре по его настоянию пенициллин стали применять во всех военных госпиталях. Он нашёл эффективный способ, как лечить гнойные осложнения при операциях ранений головы. Можно сказать, что Николай Бурденко создал свою школу экспериментальной хирургии. Ряд методов проведения хирургических операций названы именем Бурденко – как их первооткрывателя.
Он работал буквально до последних дней жизни, хотя к тому времени перенёс три инсульта, потерял речь и слух, почти не мог двигаться. И всё же он пишет большую статью об огнестрельных ранениях к Всесоюзному съезду хирургов в октябре 1946-го, почётным председателем которого он был избран. Статью вместо него прочтёт с трибуны его ученик. Спустя месяц Николай Бурденко уйдёт из жизни.