SPA FRA ENG ARA
EN

Знай русский! Газопровод, водопровод… Разбираемся в ударении

Тамара Скок, Елена Подгорная04.04.2023

Как известно, ударение в русском языке подвижное. Это составляет определённые трудности и для тех, кто изучает русский как иностранный, и для самих носителей. Существует достаточно большое количество слов, в которых часто ставят неверный акцент. Мы уже писали о квартале и деньгах, а сегодня поговорим о существительных с частью –провод.

Есть определённые группы лексических единиц, для которых существуют определённые закономерности в постановке ударения. Их запоминание позволяет не тратить время на поиск проблемного слова в орфоэпических словарях. К таким группам слов относятся сложные лексемы, состоящие из двух корней, второй частью которых является -провод: нефтепровод, газопровод, мусоропровод, водопровод

Чтобы не нарушить орфоэпическую норму при произнесении подобных слов, следует запомнить одну закономерность. Если речь идёт о том, что что-то провОдится или передаётся (газ, нефть, вода…), то ударение в данных словах всегда будет падать на последний слог: нефтепрово́д, газопрово́д, мусоропрово́д, водопрово́д.

Летом будущего года состоится торжественное открытие нефтепрово́да.

На стадии строительства находится новый газопрово́д из Азербайджана.

В нашем городе строятся элитные дома, в которых не предусмотрены мусоропрово́ды.

Мэр спас город от полного разрушения: организовал вывоз мусора, отремонтировал здания, восстановил водопрово́д.

Аналогичное ударение сохраняется и в прилагательных, образованных от этих слов: нефтепрово́дный, газопрово́дный, мусоропрово́дный, водопрово́дный.

Из данной группы следует выделить слово электропровод, так как в нём ударение зависит от лексического значения. Если подразумевается электрический шнур, прОвод, то в этом случае акцент будет падать на предпоследний слог: электропро́вод.

Физики создали самый тонкий в мире электропро́вод.

Если же имеется в виду линия электропередачи, то ударение переходит на последний слог: электропрово́д.

Работники службы по ремонту электрических сетей восстановили в посёлке повреждённый электропрово́д.

Также по теме

Новые публикации

В предложении сочетания «позднее(,) чем» и «позже(,) чем» чаще всего являются частью сопоставительного или сравнительного оборота. Чтобы не ошибиться с пунктуацией при использовании этих конструкций, важно обращать внимание на наличие или отсутствие частицы не перед ними.
В крупнейшей частной школе Габона учатся 8300 учеников. А воспитывает их, опираясь на принципы российской системы образования, выпускник физфака МГУ Жан-Реми Жюль Мбеле. В интервью «Русскому миру» он рассказывает о том, как «русская строгость» помогает ему быть лидером в Африке.
Представители Русского мира из 105 стран, собравшиеся на XVII Ассамблее Русского мира, в очередной раз порадовались встрече друг с другом, а также возможности поговорить об успехах и достижениях Великой русской культуры, всего Русского мира.
Самый непонятый гений XX века, который, несмотря на свой закодированный поэтический язык, прославился во всём мире. Его творчество кажется собранием полуслов, полуцитат, переплетением древнего и далёкого будущего. Эксперимент Хлебникова длился всю его трудную жизнь, но его произведения точно остались в вечности.
На живописных островах Кабо-Верде теперь звучит и русская речь. Всего несколько месяцев назад в местном Университете Сантьяго стартовала первая в истории страны программа изучения русского языка. Об этом образовательном проекте, который объединяет две страны, рассказывает  куратор программы профессор Луис Родригес.
Уроженец Дели Ришабх Сетхи уверен, что знакомство индийского и русского народов, заложенное визитом тверского купца Афанасия Никитина ещё в XV веке, со временем будет только расти и развиваться. Второй родиной он теперь считает Тверь, в которой живёт и учится уже четвёртый год.
Предлагаем узнать этимологию таких наименований оконных убранств, как «гардины», «портьеры» «жалюзи» и др. Каждое название отражает интересные культурные и лингвистические связи.
Оксана Киян, председатель Ассоциации русистов Перу, второй раз участвовала в Ассамблее Русского мира. Она рассказала о преподавании русского языка в Перу, недавно созданной Ассоциации, а также о том, почему перуанцы хотят изучать русский и что их привлекает в России.