EN
 / Главная / Публикации / «В один момент на границе России могут оказаться десятки тысяч русских, депортированных из Прибалтики»

«В один момент на границе России могут оказаться десятки тысяч русских, депортированных из Прибалтики»

Светлана Сметанина13.10.2022

Алексей Есаков, стоп-кадр

После того, как координатора Бессмертного полка в Таллине Алексея Есакова депортировали из Эстонии, он решил создать НКО «Единый координационный центр помощи соотечественникам», где люди, бегущие от русофобии, могут получить информацию о возможности переезда в Россию. О своей истории он рассказал «Русскому миру».

– Когда вас депортировали из Эстонии? И по какой причине?

– Меня депортировали 4 мая. Я считаю, что за мои политические взгляды, даже, может быть, не только политические, а просто общечеловеческие. А эстонские власти и Служба безопасности Эстонии считают, что за мою деятельность, которая угрожает самой государственности Эстонии.

– В чём проявлялась эта деятельность?

– Я занимался организацией и отправкой гуманитарной помощи на Донбасс с 2014 года. У нас было движение «Добросвет»: мы собирали гуманитарную помощь в Эстонии, потом стали собирать гуманитарную помощь по всей Европе, сортировать её и отправлять адресно на Донбасс. В общей сложности мы отправили где-то около 350 тонн – 13 фур. Помощь мы отправляли до 2018 года. В обвинении мне это записали как «организация отправки контрабанды на территорию Украины». Потому что на территории ЛНР и ДНР не было же никакой украинской таможни. Хотя в принципе мы всё делали по закону Евросоюза и Эстонской Республики – весь груз оформляли в таможне.

Также я участвовал в организации таких мероприятий, как Марш мира – антинатовское шествие. Кроме того, я один из координаторов Бессмертного полка в Эстонии. Потом мы организовывали пикеты в поддержку наших политических узников – например, Сергея Середенко, которому дали пять с половиной лет непонятно за что. Поддерживали Александра Гапоненко, наших польских товарищей, которых тоже держали в тюрьме. Вот за это всё.

Читайте также: Правозащитник Александр Гапоненко просит спасти узников совести Прибалтики

– То есть чаша терпения эстонского правительства переполнилась?

– Они это сделали очень показательно до 9 мая, видимо, чтобы я ничего не организовал на День Победы. Хотя на самом деле я даже не собирался ничего организовывать, потому что сейчас такая обстановка, что если ты организуешь общественное мероприятие на улице, то тем самым подставишь под удар Службы безопасности Эстонии всех людей, которые придут, и их семьи.

– Как именно был проведён процесс вашей депортации?

– Мне позвонил следователь по одному административному делу, по которому проходит мой товарищ, – по пикету в поддержку Сергея Середенко. Меня вызвали как свидетеля, чтобы я дал показания. Сначала задали какие-то вопросы, а потом в кабинет ворвались представители Службы безопасности и дали мне талмуд с моими подвигами, а также бумагу, где было написано о лишении меня вида на жительство, депортации и запрете на въезд в Шенгенскую зону. Ну а после просто отвезли на границу.


«Меня перевезли в тюрьму, там оформили необходимые документы, потом посадили в микроавтобус для перевозки заключённых, привезли в Нарву, под конвоем вывели на мост и сказали – всё, до свидания»


– У вас с собой были какие-то вещи?

– У меня был российский паспорт, id-карта с видом на жительство – я проживал в Эстонии с 1976 года – и солнечные очки. Всё.

– Вам не разрешили даже заехать домой, чтобы взять деньги или вещи первой необходимости?

– Я хотел связаться с российским посольством и позвонить близким. Но в полицию я не хожу с телефоном, потому что тогда они начинают копаться в твоём телефоне, снимают все данные, и потом начинаются проблемы у всех, кто в списке контактов. Я попросил дать мне возможность связаться с российским посольством, потому что как российский гражданин я имею право на встречу с консулом. Но мне было сказано, что полиция не имеет права связываться с российским посольством. В просьбе дать возможность сообщить о том, что меня депортируют, близким мне также было отказано.

Мой товарищ ждал меня у входа в полицейский участок. После двух часов ожидания он попытался выяснить, что со мной случилось. Ему также отказали, потому что он не является близким родственником. Тогда он доехал до моей дочери, и она уже позвонила в полицию. Там ей ответили, что я задержан на 48 часов. А через час перезвонили и сказали, что если она хочет узнать о своём отце, пусть посмотрит новости на сайте официального агентства новостей. Там уже была моя фотография, где я стою на мосту в Нарве.

– То есть они вас отвезли на этот мост?

– Меня перевезли в тюрьму, там оформили необходимые документы, потом посадили в микроавтобус для перевозки заключённых, привезли в Нарву, под конвоем вывели на мост и сказали – всё, до свидания.

– А как же вас пропустили на российской границе?

– У меня же был паспорт гражданина Российской федерации. Я пришёл к российским пограничникам, они меня спрашивают: а где вид на жительство в Эстонии? Я говорю – нету, забрали. Они были немного в шоке, потому что это был первый прецедент такого рода с депортацией. В итоге переночевал на границе у фээсбэшников, потом они мне дали возможность связаться с близкими и посадили в автобус до Питера, там меня встретил мой товарищ и отвёз в Москву к родственникам.

Читайте также: «Всё, что делается в Прибалтике, – это провокация против России»

– Вы создали Единый координационный центр поддержки соотечественников. Чем занимается эта организация?

– Эта некоммерческая организация занимается достаточно разносторонней помощью, в том числе тем соотечественникам, которые сейчас находятся в тюрьмах за рубежом по политическим причинам. Таких очень много в разных странах. Этим направлением занимается Константин Ярошенко, недавно освобождённый в результате обмена из американской тюрьмы. Также есть направление, связанное с темой домашнего насилия, когда у наших соотечественников под этим предлогом ювенальные службы отбирают детей в других странах. К сожалению, это очень распространённая ситуация.


По моим данным, очень много немцев хотят переехать в Россию. Прибалтов вообще огромное количество


Я как председатель Единого координационного центра занимаюсь общим направлением помощи соотечественникам – в основном это касается вопросов переселения в Россию. Сейчас идёт очень много запросов по этой теме. Я постоянно общаюсь с немцами, американцами, канадцами, с Южной Америкой, Европой, Австралией. Запросов о переселении в Россию действительно идёт колоссальное количество. Например, по моим данным, очень много немцев хотят переехать в Россию. Прибалтов вообще огромное количество.

Читайте также: Сбежала в Псков: Как в Латвии травят тех, кто поддерживает Россию

– Немцы – это те, кто в своё время уезжали из России как русские немцы?

– Самое интересное, что сами этнические немцы, никогда не жившие в России, готовы сюда ехать. Например, недавно общались по этой теме с парой – она русская, гражданский муж – немец. Они приехали по туристической визе сюда, чтобы заняться оформлением документов на переезд, но выяснилось, что муж может подать их только у себя в стране. И сейчас они подали документы на политическое убежище для мужа.


Ныне существующая программа помощи соотечественникам, желающим переехать в Россию, ориентирована в первую очередь на трудовую миграцию. А сегодня больше востребована помощь для переезда именно соотечественников


– Что за люди обращаются с вопросами по поводу переезда в Россию? Чем они занимаются?

– Большинство – это прогрессивные люди, с высшим образованием. Например, мой товарищ с семьёй живёт в Канаде и хочет переехать в Россию. У него два высших образования – он инженер-теплотехник, жена – фармацевт. Но, к сожалению, они пока не смогли найти вакансии по таким специальностям по Программе переселения соотечественников в Россию, и процесс их переезда из-за этого затормозился.

На мой взгляд, ныне существующая программа помощи соотечественникам, желающим переехать в Россию, ориентирована в первую очередь на трудовую миграцию. А сегодня больше востребована помощь для переезда именно соотечественников, а не просто тех или иных специалистов. Во всех инстанциях, где мне приходится общаться по этой теме, я стараюсь донести, что соотечественники – это громадный российский ресурс. Они не нахлебники, а наоборот, могут помочь России выйти на новый уровень развития.

Ко мне сейчас обращается много народу из Латвии, Эстонии, которые хотят переехать в Россию, потому что элементарно боятся за свою жизнь. Беженцы из Украины сейчас активно прокачивают тему: «русские, убирайтесь из Прибалтики!». Своими действиями они представляют реальную угрозу для русских жителей Латвии, Эстонии и Литвы. Уже были прецеденты, когда украинские беженцы нападали на русских, но полиция абсолютно ничего не предпринимала по этому поводу. Правда, как достаточно трусливые люди они нападают в основном на женщин и стариков – тех, кто не может за себя постоять.

Также хочу сказать большое спасибо Александру Лукашенко от русских латышей и литовцев, которым он открыл безвизовый режим. В этих странах даже в российское посольство сложно попасть, потому что все они находятся под большим давлением, даже на телефонные звонки не отвечают, потому что им всё время звонят провокаторы.

Сейчас одному моему знакомому угрожают физической расправой в Риге. Он музыкант, активист – защищал памятники русским воинам, выступал за русские школы. Сейчас тоже решает вопрос о переезде в Россию. Проблема в том, что за месяц, который он может находиться по визе в России, он не успеет оформить пакет документов, необходимых для переезда. Соотечественниками давно поднимается вопрос о необходимости «карты русского соотечественника», которая позволила бы без особых сложностей переезжать на жительство в Россию, как это сделано в ряде других стран.


Может так случиться, что буквально в один день выкинут десятки тысяч людей


Из Прибалтики в настоящее время, можно сказать, течёт тоненький ручеёк наших соотечественников, бегущих в Россию. Но высока вероятность, что скоро он может превратиться в бурный поток. Особенно, если в этих странах примут, как обещают власти, законы, позволяющие не продлевать вид на жительство. И народу будет просто некуда деваться – их начнут депортировать.

В одной Эстонии порядка 100 тысяч российских граждан, которые имеют там вид на жительство и постоянно проживают. Как только примут закон, что российским гражданам аннулируют вид на жительство, они автоматически становятся беженцами. У меня тоже был постоянный вид на жительство, и по Конституции Эстонии власти не имели права меня его лишить. Но меня выкинули. И может так случиться, что буквально в один день выкинут десятки тысяч людей. Наверняка, многие посмотрели видео, где литовские пограничники выбрасывают из автомобиля на дорогу русского гражданина на границе с Белоруссией. Вот примерно так и будет.

А помимо тех, кто имеет вид на жительство, есть ещё порядка 80 тысяч так называемых неграждан, которые вообще родились в Эстонии и не имеют какого-либо другого гражданства. Но местным властям плевать на их судьбу. Когда меня выкидывали из страны, я задал им вопрос: как вы себе это представляете – у меня нет денег, нет связей, я всю жизнь живу в Эстонии, что я буду делать в России? Ответ был такой: ну вы же на Родину возвращаетесь, Россия же – щедрая душа, русские – хорошие люди и обязательно вам помогут. Я говорю – да, я в этом уверен, что мне обязательно помогут, а вот вам вряд ли кто-то поможет, когда вы окажетесь в такой ситуации.

Но ведь этот работник Службы безопасности озвучил не своё мнение, а мнение правительства стран Эстонии, Латвии и Литвы. Им наплевать на судьбу русских в своих странах. И вот представляете: 180 тысяч депортированных человек из одной Эстонии оказываются на границе с Россией? Так что российские власти должны быть готовы и к такому развитию событий.

Также по теме

Новые публикации

США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Цветаева