Марина Неёлова: героиня своего времени
Светлана Сметанина07.01.2022
Марину Неёлову, отмечающую 8 января свой юбилей, можно смело назвать «лицом эпохи». Её хрупкие, беззащитные, иногда чрезмерно эмоциональные, но при этом невероятно притягательные героини стали символом новой женственности, востребованной на излёте советской эпохи.
В одном из своих редких интервью Марина Неёлова вспоминала: поступив в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, обнаружила, что вокруг ходят очень красивые девочки – с фигурами, глазами, волосами. «А рядом я – такого общипанного, задрипанного вида. Я была худа, как штатив у микрофона. И никаких выдающихся мест у меня практически не было», – честно рассказывала актриса.
И что? Где эти девочки «с фигурами, глазами и волосами»? Отнюдь не им выпала удача и честь стать лицом целого поколения. Да, конечно, среди сверстниц Неёловой были настоящие красавицы, талантливые и знаменитые, – Маргарита Терехова, Анастасия и Марианна Вертинские. Но вряд ли советской женщине приходило в голову ассоциировать себя с этими, столь недосягаемыми образами. А вот с Мариной Неёловой – легко. Кинокритик Андрей Плахов так писал об актрисе в журнале «Советский экран» 1985 года: «М. Неёлова тем и уникальна в нашем кино, что обладает темпераментом трагедийной актрисы, и, в то же время, представляет своеобразный психофизический тип, удивительно распространённый сегодня».
Её типаж хрупкой, ранимой, страдающей, но одновременно сильной женщины пришёлся удивительно ко двору, потеснив «спортсменок, комсомолок, красавиц». А Фаина Раневская, с которой Неёлову первоначально сравнивали, и с которой она дружила, так писала об актрисе: «Неёлова встревожила меня какой-то своей душевной незащищённостью, и, как мне показалось, талант владеет ею в большей степени, чем она им. И она всё время в его власти, даже во время самого простого разговора».
Неудивительно, что уже первая роль Неёловой – принцессы в фильме «Старая, старая сказка» – запомнилась зрителям, а на актрису обратили внимание другие режиссёры. Хотя, с точки зрения классики, ну какая она принцесса? Может, поэтому и Олег Даль – её партнёр по фильму – поначалу не хотел с ней играть. Никак не вписывалась актриса Неёлова в классический каноны сказочных принцесс! А она сыграла не принцессу, а современную девчонку – свою сверстницу. И оказалась самой необычной, и потому запомнившейся – в ряду многочисленных, похожих в своей «красивости» киношных принцесс.
А несколько лет спустя драматическое дарование Марины Неёловой в полной мере раскрылось в фильме Ильи Авербаха «Монолог», где она играла внучку пожилого академика, живущего в своём обособленном мире и плохо понимающего эмоции и потребности живых людей рядом с ним. Режиссёр Андрей Тарковский, очень редко хваливший кого-то из актёров, примерно в то же время напишет в своём дневнике: «Очень хорошая актриса Неёлова – первый класс».
Впрочем, для самой актрисы кино всегда казалось лишь проходной ступенью на пути к её вершине в профессии – театральной сцене. Уже в детстве, сидя за школьной партой, она мечтала о сцене, мысленно представляя себя стоящей в ярком свете театральных софитов. И даже на работе у мамы, куда та её брала, чтобы не оставлять одну дома, умудрялась собрать вокруг себя толпу, читая стихи по памяти. «Репертуар уже тогда был большим», – с улыбкой вспоминала актриса.
После института она не пошла на просмотры в ленинградские театральные труппы. Потому что планка была очень высока – Большой драматический театр под управлением Георгия Товстоногова. Но напрямую обратиться к режиссёру так и не решилась. Сама актриса признавалась, что решила сначала сняться в каком-нибудь фильме, где её заметят и пригласят в театр.
Именно так всё и произошло. Правда, уже в Москве, где Марина Неёлова стала сначала актрисой театра имени Моссовета, а потом уже перешла в тот, который и стал её по-настоящему родным домом – «Современник» под управлением Галины Волчек. В этом театре она сыграла более 30 ролей, и одна из самых известных – роль Раневской в «Вишнёвом саде».
И всё же всенародную любовь ей принёс кинематограф. В 1979 году Неёлова сыграла одну из главных ролей в фильме Георгия Данелии «Осенний марафон». Фильм о кризисе среднего возраста и поиске смысла жизни получил несколько престижных наград на кинофестивалях в Сан-Себастьяне, Берлине и Венеции. А в 1988 году вышел ещё один знаковый фильм того времени – «Дорогая Елена Сергеевна» Эльдара Рязанова. Марина Неёлова блистательно сыграла там учительницу Елену Сергеевну – милую, наивную, порядочную и в каком-то смысле немного блаженную в своей чистоте. В фильме ей противостоят её же ученики – подлые, циничные, готовые на любые преступления ради своих корыстных целей. Фильм оказался во многом пророческим: время идеалов Елены Сергеевны безвозвратно уходило в прошлое, отступая перед напором нового жестокого времени.
Время героинь Марины Неёловой также уходило вместе с её эпохой. В последние годы актрису редко можно увидеть на экране или на сцене. Впрочем, сама она относится к этому философски, подчёркивая, что быть актёром – значит состоять из множества прожитых жизней, растягивая свою собственную до бесконечности.