EN

Путешественница Марина Галкина: «Долгосрочных планов нет – есть мечты»

Сергей Виноградов09.12.2021

Фото из личного архива Марины Галкиной

Марина Галкина путешествует по труднодоступным районам России и мира более 20 лет, но её общий походный стаж значительно больше. Первые большие походы начались в её жизни еще в конце 1980-х во время учёбы на биофаке МГУ. Путешественница рассказала «Русскому миру» о жителях далёкой глубинки, встречах с медведями и о том, почему любит путешествовать в одиночестве.

Сегодня Марина – вольная путешественница, чемпионка мира по рогейну (разновидность спортивного ориентирования), автор книг и популярный видеоблогер, чьи ролики на YouTube собирают сотни тысяч просмотров.

Она путешествует в местах, где нет дорог, где никто или почти никто не живёт и куда, скорее всего, никто из нас никогда не попадёт. Многие воспринимают её многосерийные фильмы как народный «Клуб путешественников», в котором можно увидеть заповедные уголки природы, встретить удивительных людей, а также получить инструкции по выживанию в дикой местности.

«Одной в походе не скучно, но страшно бывает»

– Ваши заголовки – «Одна на краю Света», «Одна через Чукотку»… Откуда такая тяга к одиночным путешествиям?

– У меня совершенно разные бывали путешествия. Когда пошла одна первый раз, хотела себя проверить, а потом они мне просто понравились. У меня такие бывают походы, куда очень трудно найти напарника. Они сложные, на долгое время. Хорошие напарники есть, но они не всегда могут со мной пойти. Поэтому с удовольствием хожу в одиночку.

– Ваши походы длятся месяцами, по практически дикой местности – плато Путорана, Таймыр, Чукотка, Восточная Сибирь… В одиночестве не скучно и не страшно?

– Не скучно, но страшно бывает. Страх – это нормальное чувство. В последнем путешествии не встречала людей 44 дня.

– Вам приятно, когда в дороге неделями телефон не звонит или неудобно без связи?

– Я в путешествие с собой телефон не беру, там нет связи. До последнего времени я ходила без всякой связи, и только перед крайним путешествием на Таймыр мне подарили спутниковый трекер, потому что люди за меня волновались. А так я предпочитаю ходить без связи. Конечно, телефон мешает.

– Как давно вы стали видеоблогером?

– Выкладывать ролики на YouTube я начала в 2017 году, а снимаю давно, мне это всегда нравилось. Я снимала ещё кинокамерой, которая, знаете, вручную заводится. Почему стала выкладывать? Потому что смогла купить камеру, которая более или менее качественно снимает. Сначала выкладывала, чтобы с друзьями поделиться, а потом это приобрело такую широкую популярность. Оказывается, многим людям нравится смотреть про путешествия. А мне нравится, что моё творчество доставляет людям радость.

Фото из личного архива Марины Галкиной

– Под каждым вашим видео сотни и тысячи комментариев. Вы прислушиваетесь к просьбам и советам?

– Да, я стала больше быт снимать и рассказывать про своё снаряжение, потому что люди пишут, что им это интересно. Мне казалось раньше, что всё это давно известно и банально, но люди интересуются, поэтому стараюсь осветить те вопросы, которые мне задают.

– Какую цель вы преследуете своими роликами?

– Цели чего-то особенное показать у меня нет. Я снимаю то, что есть, что встречается. В роликах я делюсь эмоциями с людьми, получается так. И мне тоже приятно, я как бы не одна.

– Многие воспринимают ваши видео как советы по выживанию и правильному поведению в походе. Вы это закладываете?

– Когда люди стали спрашивать, я стала отвечать. Делаю акцент на какие то моменты, возникающие в походе, стараюсь разъяснить.

– Сам себе режиссёр, оператор и ведущий – это требует особого искусства…

– Камеру я прикрепляю на штатив, а штатив – к палке, разные приспособления использую. На камень ставлю, или на лодку, или за пазуху из-под жилета – по-всякому снимаю. Иногда на веточках гнездо делаю, чтобы установить камеру. Это очень творческий процесс, он мне нравится. Как заряжаю камеру? Рассчитываю количество аккумуляторов, как количество еды, газа и другое снаряжение.

Сейчас беру в путешествия 10 аккумуляторов и зарядное устройство. На маршруте рано или поздно встречаю людей, у которых есть электричество или генератор. Даже когда не встречаю людей по полтора месяца, как в последнем путешествии, заряда хватает, начинаю экономно снимать.

«Полагаюсь на погоду и природу»

– Посмотрел ваше новое видео «Сквозь Таймыр на мыс Челюскин». Давно вернулись?

– Путешествие продолжалось с 12 июля почти до конца сентября, заняло 53 ходовых дня и завершилось на мысе Челюскин.

– Как вы выбираете маршруты для путешествий – спонтанно или есть планы на много лет вперед?

– Долгосрочных планов нет – есть мечты, которые я осуществляю по мере возможностей. Точнее, планы есть, но они не такие жёсткие. В те места, которые мне нравятся, возвращаюсь снова, и не раз.

– В походе у вас строго рассчитано время прохождения каждого этапа или позволяете себе пожить пару дней в красивом месте?

– Строгого расчёта нет, полагаюсь на погоду и природу. Стараюсь не ходить в непогоду, хотя иногда приходится, допустим, в дождь идти, когда начинаю опаздывать и зима не за горами. Повторюсь, строгого плана нет, но какого-то графика стараюсь придерживаться. Бывает, останавливаюсь в каких-то местах подольше и гуляю вокруг.

– В среднем, сколько времени в году вы проводите в походах?

– Сложно сказать, год на год не приходится. Сын стал большой, поэтому в последние годы путешествую больше, чем раньше. Многое зависит от семейных и иных обстоятельств. Строгих интервалов между походами нет, но из одного путешествия сразу в другое стараюсь не ходить. Нужно переварить все впечатления, смонтировать фильм, что-то написать. Но случается, что весна бурная, и я побежала, а потом зимой обрабатываю материалы.

– Вы автор двух книг о путешествиях. Пишете в походе или дома по воспоминаниям?

– В походе я веду дневник, а потом дома обрабатываю, что-то ещё вспоминаю. Сейчас обрабатываю материал по Таймыру, хочу написать книгу и работаю над фильмами. Хочу сделать хороший документальный фильм про жизнь метеостанции на мысе Челюскина. Это как жизнь на Марсе. Люди там работают вахтами, которые длятся, как минимум, год. И раз в году туда приходит судно. Там всё интересно – как эти люди живут на самой крайней северной точке России, как работают, что делают, что едят, как от белых медведей отбиваются.

Походница старой школы

– Как реагируют жители глубинки на ваше появление?

– Обычно приветливо. Проявляют гостеприимство, приглашают. Может быть, кто и удивляется. Но, знаете, людям, живущим в тундре, понятен мой интерес и мои чувства, потому что они тоже люди природы. Они живут на природе и понимают, что я тоже хочу так жить, потому что это приятно.

– Откуда у вас любовь к Северу? С точки зрения пеших путешествий это не самый удобный регион.

– Хорошо на Севере – красиво, дико, природа осталась нетронутой. Очень люблю небо в тундре. И горы там доступные. На Кавказе, например, тоже суровая красота – горы, ледники. Но ты понимаешь, что ты мало куда можешь подняться. А на Севере горы домашние, почти на любую можно залезть и посмотреть на всё вокруг. Там ты понимаешь, что находишься дома.

Фото из личного архива Марины Галкиной

Кроме того, на Севере можно встретить людей, которые не потеряли связи с природой. В том смысле, что на севере сохранилось исконное хозяйство, оленеводство. И можно пообщаться с людьми, которые ездят на нартах, выделывают шкуры (я у них многому научилась), а кое-где даже каменными орудиями пользуются.

– Но ведь у многих из них при этом и интернет есть, и автомобили…

– Да, связь с людьми у них есть и блага цивилизации – как там обойтись без снегохода? Но при этом они живут своей жизнью, и на оленьих упряжках тоже ездят.

– О чём вы разговариваете с этими людьми? Что им интересно узнать у человека из Москвы?

– О разном разговариваем, люди разные. Одни стихи пишут, другие картины рисуют. Например, я к Фёдору приезжала, он радиоэлектроникой увлечён. Он живёт отшельником, можно сказать, но у него мечта – сконструировать радиоуправляемый самолётик.

Фото из личного архива Марины Галкиной

– Кого из диких животных вам доводилось встречать?

– Очень многих, про это можно долго рассказывать. Медведей часто встречаю, а ещё волков, овцебыков, песцов, лосей, оленей. В основном, интересуются медведи. Я стараюсь к животным относиться так, чтобы они при встрече со мной не теряли своего достоинства. Потому что это я пришла в их дом и стараюсь быть им братом, сестрой – «мы с тобой одной крови, ты и я».

Я с ними разговариваю, передаю своё спокойствие, они это чувствуют. Один только раз медведица сделала на меня предупредительный выпад, потому что я слишком близко подошла, поздно заметила медвежат. Когда находишься в природе, нужно быть внимательным, издалека замечать зверя, стараться его обойти незамеченным, не давать повода для агрессивного отношения к тебе.

– На форумах и в комментариях вас называют походницей старой школы. Например, из-за того, что вы до сих пор ходите в путешествия с бумажной картой…

– Да, хожу с картой. Разверните её и увидите всё в большом масштабе и объёме. А что можно увидеть в окошке GPS-навигатора? Точку и маленький кусочек карты. Кроме того, его надо заряжать, батарейки брать, он может сломаться. А карту расстелил, сделал пометки... Я вообще ориентировщица, всю жизнь с картами. Хотя и GPS-навигатор иногда нужен, например, в тумане, когда ориентиры не видны. Кроме того, на Севере стрелка компаса не всегда точно показывает.

Фото из личного архива Марины Галкиной

– Вы до сих пор пользуетесь котелком, сделанным из кружки?

– А зачем мне большой навороченный котелок? Хожу с баночкой, нержавейка почти ничего не весит. Кроме того, когда идёшь в одиночку, удобно поставить на маленькую горелку маленькую баночку, потому что вода закипает почти мгновенно и тратится мало газа.

– Вы путешествуете только по России или и за границей ходите в походы?

– Да. Я спортсменка, и не раз выступала за Россию на международных соревнованиях в Европе, Австралии, Новой Зеландии, в Северной и Южной Америке. Перед соревнованиями мы старались акклиматизироваться и предпринимали поход, чтобы войти в ритм другого климатического пояса. В Австралии было интересно, но я бывала в наших пустынях, в Туркмении, и ничего особо нового не увидела, кроме, разумеется, кенгуру и других местных животных. К слову, там я путешествовала автостопом. Мне говорили, в Австралии автостоп невозможен, но это оказалось неправдой. Во всех странах с простыми людьми всегда можно договориться. 

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

Слово «апокалипсис» будоражит воображение, рисуя картины глобальных трагедий, разрушения и конца света. Однако его значение гораздо глубже и многограннее, чем просто синонимичное обозначение какой-либо катастрофы. Выясним, какие смыслы транслирует данное существительное.
11 июля 1810 года в Москве торжественно открыли Странноприимный дом – одну из первых больниц для бедных, построенную на частные пожертвования. Сегодня это один из крупнейших в России многопрофильных центров экстренной медицинской помощи. В его истории соединились имена выдающихся людей своего времени.
Лев Кассиль стал классиком детской литературы невероятно рано – в 25 лет, когда вышла его первая и самая популярная книга «Кондуит и Швамбрания». 10 июля исполняется 120 лет со дня рождения писателя.
Председатель президиума Международного совета российских соотечественников, потомок первой волны русской эмиграции Пётр Петрович Шереметев объявил о решении переехать в Россию. В своём интервью он рассказывает, что побудило его к переезду, и о своих дальнейших планах на родине.
Составные лексемы с дефисным написанием двух или более элементов часто вызывают затруднения при склонении и определении рода. Умение правильно их употреблять в речи – важный показатель грамотности. Предлагаем разобраться в грамматических тонкостях конструкций типа музей-усадьба, прайс-лист, счет-фактура и др.
Уже три месяца Полина Квитных, уроженка Красноярска, преподаёт русский язык детям и подросткам в Нигере. Её ученики уже не представляют своей жизни без знакомства с новыми русскими словами, играми с матрёшками и весёлых песенок из советских мультфильмов, которые включают в Русском доме на переменах.
В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.