EN
 / Главная / Публикации / Сварганить на балалайке

Сварганить на балалайке

Тамара Скок23.06.2021

«Мальчик с балалайкой». Н. П. Богданов-Бельский, 1930 год

23 июня отмечают День балалайки, самого популярного русского музыкального инструмента. Звучит она хорошо и соло, и в компании с другими «народниками»: пыжаткой, кугиклами, зубанкой…

Первые документальные упоминания о балалайке относятся к XVII веку, однако появилась она гораздо раньше. По одной из версий, инструмент считается нашей вариацией восточной домры, однако также существует мнение, что инструмент этот исконно русский. Название соотносится со словами балакать, балаболить, болтать. И действительно, звучание балалайки напоминает быстрый и громкий разговор. Изобретательные умельцы в старину использовали для изготовления бренчащего инструмента подручные средства, пуская в ход деревянные ковши и жилы животных. Демократичная «балаболка» хоть и выглядела порой нелепо, верно служила народу и была созвучна настроению людей: и печаль могла выразить, и радость. Н. И. Гнедич в начале XIX века писал:

И нам ли подражать их лирам, петь их складом?..

У русских балалайка есть!..

И русские должны, их рода помня честь,

Под балалайки петь гиперборейским ладом!

Гораздо старше балалайки различные духовые инструменты. Чрезвычайно популярна у славянских народов свирель (от общеслав. свиреть – «свистеть»), дудочка длиной около тридцати сантиметров. У неё немало «родственников» с забытыми названиями: пыжатка (внутри неё пробка-пыж направляет поток воздуха), жалейка (жалобно звучит), цевница (от це́ва – «трубка»), сопелка, кугиклы (от куга – «камыш»).

Цевница и кугиклы – разновидности многоствольных флейт. Отличие в том, что в цевнице трубочки скреплены («В младенчестве моём она меня любила и семиствольную цевницу мне вручила». А. С. Пушкин, «Муза»), а в кугиклах их можно менять местами для разнообразия звучания. Звонкие и нежно поющие кугиклы (кувички, тростянки) изготавливали из стеблей болотного камыша, тростника, крепких полых растений.

Из камыша или дерева изготавливали и жалейку, дудочку с раструбом, но голос у неё был другой – плоский, громкий, пронзительный и немного «гнусавый». Жалейка – это и пастушеский рожок, и скоморошья дудка, и атрибут праздников и народных обрядов: можно было как весёлые наигрыши исполнять, так и грустно, протяжно дудеть, сожалея о ком-то.

У А. С. Пушкина в поэме «Руслан и Людмила» (1817 – 1820) есть изображение шумной сцены, где в пробуждении героини были задействованы самые громкие музыкальные инструменты:

Княжна лежит во сне глубоком;

Князья и витязи кругом

Стоят унылы; гласы трубны,

Рога, тимпаны, гусли, бубны

Гремят над нею…

Из этого ряда, пожалуй, лишь тимпаны нуждаются в пояснении. Тимпан (от греч. tympo – «ударяю») – известный с древности ударный музыкальный инструмент, состоящий из котла, обтянутого кожей. По нему били палкой с шаром на конце, обтянутым сукном. Звук получался глубокий, мощный. Барабан крепили ремнями на уровне груди музыканта, нередко для усиления звука к нему привязывали колокольчики.

На груди висел и пастуший барабан (пастушка, пастухалка, пастухальница), но звучал он иначе – сухо, плоско. И не удивительно, ведь по сути это тонкая прямоугольная дощечка, по которой стучали двумя палочками. Пастухи изготавливали свой ударный инструмент из древесины сосны или ели (они хорошо проводят звук) и использовали для отпугивания хищников, а ещё считалось, что ритмичные звуки успокаивают стадо и способствуют лучшим надоям. Умиротворению самого пастуха нередко способствовал варган (от древнерус. варга – «рот»).

В XIX в. музыковед В. Одоевский писал: «Нигде, может быть, нельзя собрать большего числа опытов по этому предмету, чем в России, где варганы составляют забаву почти всякого простолюдина». Комус на Алтае, хомус в Якутии, кубыз в Башкирии и Татарстане, дрымба на Украине и в Белоруссии, в России варган нередко называли зубанкой. Небольшой дугообразный металлический прибор с язычком зажимали зубами и импровизировали, осваивая технику игры за считанные дни. Возможно, что так появился и глагол сварганить – «сделать что-то по-быстрому, без особых усилий». При игре на зубанке исполнитель сам становился инструментом, ибо все тело было резонатором. Это погружало и музыканта, и слушателей в транс. Не зря варган активно использовали шаманы. Кстати, именно возрастающая популярность балалайки, возможно, способствовала тому, что варган постепенно ушёл в тень, хотя довольно долго его варианты были распространены повсеместно.

Сегодня музыканты стараются возродить народные инструменты: балалайка, варган, жалейка и другие струнные, духовые и ударные нередко звучат в исполнении народных ансамблей и отдельных солистов. А исполнить на них, как показывает практика, можно что угодно, от старинных мелодий до новомодных хитов. 

Также по теме

Новые публикации

14 октября состоялось открытие международного проекта «Русский язык в Африке: образование, диалог, культура», который будет проходить в странах Восточной и Юго-Восточной Африки в октябре – ноябре этого года.
В России на сегодняшний день проживает около двух миллионов армян. А вот русских в Армении гораздо меньше – всего около 15 тысяч человек. Но и те и другие постоянно живут на два дома и укрепляют связи между нашими странами – экономические, культурные и духовные.
Россия успешно продаёт по всему миру не только нефть, газ, уголь, оружие, но и шоколадные конфеты. В этом году наша страна имеет все шансы войти в десятку мировых поставщиков шоколада: уже 94 страны по всему миру закупают российскую продукцию, и спрос только растёт.
14 октября российскому режиссёру Павлу Чухраю исполняется 75 лет. Его фильмы: «Клетка для канареек», «Вор», «Водитель для Веры» – стали классикой советского и российского кино. По словам режиссёра, для него хобби – это его работа. А сейчас он снимает фильм об эпохе конца 40-х – начала 50-х годов XX века.
В Екатеринбурге завершил свою работу VII Конгресс Российской ассоциации преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) «Динамика языковых и культурных процессов в современной России», посвящённый памяти академика Л.А. Вербицкой. Он объединил 230 учёных и 46 городов России.
Оксана Соломченко из немецкого Оффенбурга стала победительницей конкурса «Образование на русском. Учитель 2021 года для детей-билингвов». Участниками конкурса, организованного культурно-образовательным центром FoRuss, стали педагоги из Германии, Швейцарии, Германии, Австрии, Испании и Марокко.
Монумент «Скорбящая мать» молодого скульптора Дениса Стритовича стоит в мемориальном комплексе «Жестяная Горка» в Новгородской области. Его стела «Погибшим советским военнопленным» –  в Вене (Австрия), а памятник первому главнокомандующему РВСН Митрофану Неделину – в подмосковном Одинцово. Скульптор рассказал «Русскому миру» о создании образов героев Великой Отечественной войны.  
На Московском международном салоне образования обсудили первые результаты самой масштабной российской государственной программы по поддержке университетов «Приоритет – 2030». Ректоры видят в этой программе большой потенциал по развитию не только самих университетов, но и территорий вокруг них.