SPA FRA ENG ARA
EN

Должен ли быть грамотным заправщик?

Тамара Скок25.05.2021

Во время панельной дискуссии «Нужен ли на рынке труда будущего грамотный русский язык? Взгляд работодателей», состоявшейся в рамках Костомаровского форума, был затронут важный вопрос разработки и внедрения единых критериев оценки коммуникативных навыков.

По мнению организаторов дискуссии, развитию навыков убедительной, логичной и грамотной устной и письменной речи необходимо уделять внимание на всех уровнях образовательной системы. И даже после завершения формального обучения коммуникативные компетенции можно и нужно совершенствовать.

Современные коммуникативные компетенции – это ещё и умение общаться в цифровой среде, решать рабочие задачи с использованием онлайн-инструментов, участвовать в сетевых сообществах. Поэтому новейшие российские и зарубежные исследования убеждают в том, что коммуникативные умения выходят на первое место, опережая даже такие значимые факторы, как аналитический склад ума и профессионализм.

Ксения Большакова, руководитель направления «Карьера и профориентация» сервиса поиска работы SuperJob, в своем выступлении коснулась такого наболевшего вопроса, как отношение бизнес-сообщества к системе ЕГЭ. Обучение русскому языку в школе превратилось в натаскивание на сдачу единого госэкзамена, меж тем как в вузе и в профессии важны такие навыки, как чтение, письмо, умение общаться и договариваться с членами команды при выполнении общих задач.

Среди ключевых критериев отбора молодых специалистов работодателями, по мнению К. Большаковой, первое место принадлежит личностным и деловым качествам претендентов, а наличие профессионального опыта, уровень и качество образования вторичны. По мнению спикера, школьникам и студентам нужно указать на необходимость развития лидерских качеств и эмоционального интеллекта для развития успешной карьеры в будущем. Кроме того, важнейшими навыками XXI века считаются креативность, критическое мышление, коммуникация и сотрудничество, цифровая грамотность, способность к самообучению, кросскультурность, навыки самопрезентации. Последнее особенно важно при создании резюме и сопроводительных писем, ведь именно на этом этапе можно получить отказ только потому, что текст содержит ошибки и плохо составлен.

Елена Колтакова, проректор по учебно-воспитательной работе Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, высказала мысль о независимой оценке качества обучения и результатов деятельности выпускников. По её мнению, коммуникативные навыки – залог получения качественного образования и построения карьеры, а грамотная речь – основа профессиональной успешности. Учителя, журналисты, представители различных организаций, переговорщики разного уровня и другие представители разных профессий, требующих отличных навыков владения устной и письменной речью, должны пройти обязательную сертификацию, дающую представление о степени сформированности их коммуникативных компетенций.


В продолжение разговора Алла Факторович, заместитель генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций», уделила внимание нескольким важным вопросам. Как оценивать эти компетенции? Как формировать их на протяжении личностного и профессионального пути человека? Каким должен быть этот универсальный перечень и конструктор общих компетенций?

В своем выступлении А. Факторович обрисовала структуру «рамки компетенций», которая может лечь в основу системы формирования общих компетенций от школы до вуза. Первая её составляющая – умение работать с информацией (искать, анализировать, оценивать, преобразовывать, создавать…); вторая – умение решать проблемы и принимать решения (диагностировать, исследовать, выбирать); третья – самоменеджмент (способность работать в условиях изменений, заниматься саморазвитием и самоконтролем); четвёртая – работа в команде, управление людьми.

Одна из ключевых компетенций – коммуникативная – связана не только с вербальным общением, но и со способностью работать с разными информационными системами. Языковая культура специалистов должна соответствовать высоким требованиям, чтобы стать катализатором, усилителем в решении разных профессиональных задач. Кроме того, важно понимать, как создавать информационные объекты, как ими обмениваться.

Екатерина Клецких, директор по развитию бизнеса, консультант Talent Q Россия, рассказала об оценке коммуникативных компетенций работодателями и особое внимание уделила тестам на грамотность, разработанным совместно с Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина. Эти тесты успешно применялись, в частности, в процессе отбора кандидатов программы «Лидеры России»: оценивалось знание лингвистических, морфологических, стилистических, орфографических и пунктуационных норм, наличие навыков публичного выступления, умение вести переговоры и т. д. Сегодня HR-специалисты при найме отмечают как необходимость умение соискателя ясно, понятно и структурированно излагать информацию устно и письменно.

Так называемые «сквозные» навыки – умение дискутировать, отстаивать свою позицию, приводить контраргументы, не употреблять канцеляризмы, говорить по существу – важны в любой профессиональной сфере, будь то управление на самом высоком уровне или бытовые нужды. Условный вопрос «Должен ли быть грамотным заправщик?» снимается при таком подходе сам собой.

Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, в своём выступлении обратила внимание на необходимость развивать речь с самого раннего детства: формировать чёткое и внятное правильное звукопроизношение, наращивать словарный запас, поскольку недостатки нечёткой, «смазанной» речи у взрослых практически неустранимы. Важно помнить и то, что чтение хороших книг приобщает к правильной речи, расширяет лексикон, и потому задача каждой семьи – позаботиться о речевом развитии ребёнка.

Эту мысль поддержали все участники панельной дискуссии и в завершение дали несколько практических советов: не останавливаться в развитии, быть в соответствии с собственной природой, следить за содержанием страниц в соцсетях (ведь они тоже своеобразный речевой портрет личности), больше читать и развивать эмоциональный интеллект, чтобы уметь выстраивать эффективные взаимоотношения на пользу себе и обществу.

Также по теме

Новые публикации

Самый непонятый гений XX века, который, несмотря на свой закодированный поэтический язык, прославился во всём мире. Его творчество кажется собранием полуслов, полуцитат, переплетением древнего и далёкого будущего. Эксперимент Хлебникова длился всю его трудную жизнь, но его произведения точно остались в вечности.
На живописных островах Кабо-Верде теперь звучит и русская речь. Всего несколько месяцев назад в местном Университете Сантьяго стартовала первая в истории страны программа изучения русского языка. Об этом образовательном проекте, который объединяет две страны, рассказывает  куратор программы профессор Луис Родригес.
Уроженец Дели Ришабх Сетхи уверен, что знакомство индийского и русского народов, заложенное визитом тверского купца Афанасия Никитина ещё в XV веке, со временем будет только расти и развиваться. Второй родиной он теперь считает Тверь, в которой живёт и учится уже четвёртый год.
Предлагаем узнать этимологию таких наименований оконных убранств, как «гардины», «портьеры» «жалюзи» и др. Каждое название отражает интересные культурные и лингвистические связи.
Оксана Киян, председатель Ассоциации русистов Перу, второй раз участвовала в Ассамблее Русского мира. Она рассказала о преподавании русского языка в Перу, недавно созданной Ассоциации, а также о том, почему перуанцы хотят изучать русский и что их привлекает в России.
Как правильно поставить ударение: «балова́ться» или «ба́ловаться»? Помогает ли в данном случае фраза «А мы тут плюшками ба́луемся» из мультфильма про Карлсона? И на какой слог ставить акцент в слове «избалованный»? Узнаем больше о глаголе «баловать» и его формах.
Директор Института русского языка Кыргызско-Российского Славянского университета Мамед Тагаев уверен, что в школах Киргизии должно быть билингвальное обучение на русском и киргизском языках, а отмена кириллицы приведёт к разрыву поколений. Об этом он говорил на XVII Ассамблее Русского мира.
Названия рабочих инструментов – это не просто наименования предметов, облегчающих труд, а ещё и своеобразное средоточие культурных кодов. Достаточно познакомиться с историей их происхождения, чтобы увидеть эволюцию мысли и практической деятельности человека.