EN
 / Главная / Публикации / По местам Рахманинова в Копенгагене

По местам Рахманинова в Копенгагене

Валерий Лихачёв 29.03.2021

Рахманинов за роялем фирмы «Steinway & Sons». Фото: wikipedia.org### https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Rachmaninoff_Seated_at_Steinway_Bain.jpg (фрагмент)

2023-й год объявлен в России годом празднования 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова (20.03.1873 г. (01.04.1873 г.) – 28.03.1943 г.). Будут отмечать эту дату и за рубежом. В Копенгагене, где я проживаю в настоящее время, хранят память о Рахманинове и его недолгом пребывании на скандинавской земле.

Известно, что 21 февраля 1917 года в Петрограде состоялось последнее концертное выступление Рахманинова в России. Октябрьская pеволюция, гибель имперской России, разрушение устоев стали для Рахманинова настоящей трагедией. Всё eгo творчество было неразрывно связано с Россией, её природой, её культурой. Он был, и сам прекрасно осознавал это – русским композитором: «Музыка композитора должна выражать дух страны, в которой он родился, его любовь, его веру и мысли, возникшие под впечатлением книг, картин, которые он любит. Она должна стать обобщением всего жизненного опыта композитора» (С. B. Рахманинов, «Музыка должна идти от сердца»).

Однако Рахманинов должен был обеспечивать семью и расплачиваться с долгами. Поэтому композитор воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить на концерте в Стокгольме, и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Сатиной и их двумя дочерьми Ириной 15 лет и Татьяной 11 лет, оставив всё своё имущество, покинул Россию практически без средств к существованию. Это был самый трудный поворот в жизни Рахманинова.

Через Мальме Рахманинов с семьёй прибыл в Копенгаген 1 января 1918 года. Их дальнейшее пребывание в Копенгагене было окружено некой мистикой, поэтому историкам пришлось потрудиться, чтобы документально подтвердить различные предположения. Слухи о том, что Рахманинов жил в Гентофте (Gentofte), были официально подтверждены только в 2008 году. А точнее, Рахманинов жил со своей семьёй на вилле, арендованной у лейтенанта Георга Йеpинга, по адресу Ingeborgvej 1, Charlottenlund.

В письме другу М. И. Альтшулеру, Рахманинов пишет: «Переехали мы сюда, в Копенгаген, две недели назад. В начале осени я было думал ехать в Америку, рассчитывая там найти какой-нибудь заработок. Но меня отговорил американский консул в Москве, сказав, что в Америке сейчас занимаются только войной, а не концертами. Я и раздумал. Сижу сейчас здесь и, может быть, до лета кое-где и сыграю здесь, хотя тут не много подходящих городов для игры, да и музыка тут представлена слабо. Немножко успокоюсь, отдохну и, может, начну работать. Тут хоть покой есть, если нет денег...»

Виллa нa Ingeborgvej 1, в которой проживал Рахманинов, не сохранилaсь. Сегодня по этому адресу находится детский сад-ясли Kastaniegården.

Фото автора


Фото автора

Поняв, что заработать средства он сможет только как пианист, Рахманинов начал усиленно заниматься. Из писем известно, что Рахманинов занимался большую часть дня на рояле хозяина виллы. В зимнее время он сам расчищал дорожки от снега и разжигал изразцовую печь. Дочери ходили в ближайшую школу.

Предположительно именно в это время он переработал произведение «Вокализ».

Организацией концертов Рахманинова занимался датский музыкальный издатель Вильгельм Хансен. 15 февраля 1918 года Рахманинов сыграл свой Второй концерт с дирижёром Георгом Хёэбергом. До конца сезона Рахманинов сыграл целый ряд симфонических и камерных концертов в Копенгагене, Стокгольме, Осло, Бергене, Мальме и Лунде, что дало ему возможность расплатиться с долгами и стать известным и востребованным.

Из воспоминаний дирижёра Н. А. Малько известно, что Рахманинов был знаком c королём Дании Фредериком IX, который сам был дирижёром-любителем. Рахманинов передал королю партитуру «Патетической симфонии» Чайковского со своими пометками. Там были пометки, которые, по словам Рахманинова, соответствовали намерениям Чайковского. Все они были логичными, простыми –не ради эффекта, а подчёркивающие логический текст музыки, и указывали на пристальное и благоговейное внимание Рахманинова к музыке Чайковского.

B Дании Рахманинов дал одно единственное интервью журналу Masken («Маска») в отеле D’Angleterre. В интервью репортёр описывает Рахманинова как «крайне скромного человека, окутанного в клубах сигаретного дыма».

Летом 1918 г. лейтенант Йеринг продал дом на Ingeborgvej 1 муниципалитету Гентофте, и Рахманиновым пришлось переехать в другой дом на Skovvej 7. Этот дом сохранился почти что в первозданном виде.

Когда я подъехал по адресу, из соседнего дома вышла женщина, которой стало любопытно, что это я там рассматриваю. Услышав, что речь идёт о Рахманинове и доме, в котором он жил, она радостно закивала и сказала:

Да, я часто думаю о том, что великий русский композитор смотрел каждый день на мой дом.

Ещё она рассказала, что в церкви неподалёку был концерт с произведениями Рахманинова, а потом посетители концерта были приглашены в «дом Рахманинова» нa небольшую экскурсию.

Фото Фото автора

Но жить в этом доме Рахманинову пришлось совсем недолго. Bскоре в судьбу композитора снова вмешались события мирового масштаба. Осенью 1918 года в Копенгагене началась самая массовая пандемия испанского гриппа (испанка). За два года эпидемии в мире было заражено 550 миллионов человек (около 30% населения планеты). Число умерших оценивают от 17 млн. В Копенгагене закрылись все общественные места, школы, университеты, кинотеатры. Все запланированые концерты Рахманинова были отменены.

Вместе с тем уже c марта 1918 года Рахманинов получал много привлекательных предложений о концертах в качестве дирижёра и пианиста в США. Поэтому 1 ноября 1918 года Рахманинов вместе с семьёй отплыл из Осло в Нью-Йорк. В Нью-Йорк семья прибыла 10 ноября, за 1 день до официального окончания Первой мировой войны.

В дальнейшем Рахманинов не прекращал выступать с концертами вплоть до конца жизни, давая их по несколько десятков за сезон. Популярность Рахманинова как пианиста была огромной. Практически с самого его приезда и до последних дней за ним ходили толпы репортёров, хотя внимание к себе он не любил, и репортёры немало ему досаждали, подчас выводя из себя. Чтобы скрыться от излишнего внимания во время гастролей по Америке, Рахманинов одно время даже жил в персональном железнодорожном вагоне вместо гостиниц.


Вплоть до 1926 года Рахманинов не писал значительных произведений. Творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Многие знакомые связывают это с глубокой тоской по Родине, которую он ощущал. Рахманинов, несмотря на славу и многочисленные приглашения, общался в основном в среде русских эмигрантов, окружил себя русскими друзьями и русской прислугой, предметами, напоминавшими о Родине. По воспоминаниям родственников, только общаясь с русскими, он был весел и доволен. За все годы в эмиграции у Рахманинова почти не было друзей-иностранцев, одним из немногих исключений был Фредерик Стейнвей – глава фирмы «Стейнвей и сыновья», производитель роялей.


Рахманинов за роялем фирмы «Steinway & Sons». Фото: wikipedia.org### https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Rachmaninoff_Seated_at_Steinway_Bain.jpg

Лишь в 1926 – 1927 годах появляются новые произведения: Четвёртый концерт и три русские песни. В течение жизни в эмиграции (1918 – 1943) Рахманинов создал всего шесть произведений, которые, однако, принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

Живя и выступая в основном в США, с 1930 по 1940 год Рахманинов много времени проводил в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар» с большим садом и с видом на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. В это время Рахманинов часто гастролировал по Европе. Вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром, хотя дирижировал не часто.

Зарубежный период творчества отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного соединения самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки, древнерусского знаменного распева, джаза, «ресторанной» эстрады 1930-х годов, виртуозного стиля XIX века и жёсткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл – абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.

Последнее произведение Рахманинова – «Симфонические танцы» (1941), ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время и признанное многими как величайшее его создание. Это произведение было самым любимым и для самого Рахманинова.

Валерий Лихачёв – оперный певец, руководитель общественной организации «Русский дом» в Копенгагене

Также по теме

Новые публикации

В российской столице при поддержке фонда «Русский мир» прошёл Международный форум «Память победителей» для организаторов шествия «Бессмертный полк» в странах ближнего и дальнего зарубежья. Москва собрала всех, кому дорога память о своих отцах, дедах и прадедах, спасших мир от нацизма.
27 февраля в Москве прошёл Второй конгресс Международного движения русофилов. Присутствие делегатов из более чем 130 стран мира со всех континентов говорит о том, что об изоляции России или отмене её культуры нужно забыть. А расширение влияния нашей страны в мире только усиливается.
«У матрёшки было сердце» – такое название дал своей новой книге писатель, педагог и профессиональный ветеринар из Коста-Рики Марвин Камачо Сото. Спустя 40 с лишним лет после возвращения домой из СССР он решил передать костариканцам впечатления о жизни и учёбе в сказочной стране, где царила подлинная дружба народов.
Николай Марков создал архитектурный облик Тегерана в 20-е – 30-е годы прошлого века. Один из иранских искусствоведов даже назвал архитектуру Маркова «вратами в XX век для Ирана». Но его имя сегодня практически неизвестно нашим соотечественникам. Чтобы восполнить этот пробел, крымский кинодокументалист Валентин Козубский собирает материалы для документального фильма о русском зодчем.
При употреблении подобных сочетаний возникают вопросы об их правильном отражении на письме: слитно или раздельно, в два или в три слова? Чтобы избавиться от сомнений, нужно определить, что перед нами: наречие или существительное в сопровождении служебных частей речи.
26 февраля в Москве, инновационном кластере «Ломоносов», состоялся Форум многополярности, организованный Международным движением русофилов и собравший представителей из 130 стран мира. «Добрая воля» – это понятие стало ключевым на форуме, так или иначе оно звучало практически во всех выступлениях.
Российский Национальный исследовательский институт развития коммуникаций (НИИРК) представил результаты ежегодного мониторинга и рейтинга дружественности коммуникационных режимов постсоветских стран. В исследовании НИИРК участвовали 16 постсоветских стран, их оценивали по 12 различным показателям.
26 и 27 февраля 2024 года в Москве состоится Второй конгресс Международного движения русофилов и Форум по многополярности, где соберутся около 350 представителей из 130 стран мира — Азии, Европы, Африки, Латинской и Северной Америки.
Цветаева