EN
 / Главная / Публикации / Игорь Ладожанин: «Будем надеяться, что красота спасёт мир!»

Игорь Ладожанин: «Будем надеяться, что красота спасёт мир!»

Елена Булдакова18.03.2021

Директор Музеев Ватикана Барбара Ятта (Barbara Jatta) и Игорь Ладожанин

В конце февраля произошло значимое событие в культурной жизни Ватикана. Коллекция современного искусства Ватиканских Музеев пополнилась картиной талантливого русского художника-импрессиониста Игоря Ладожанина, много лет живущего в Италии.

Весна в Ассизи 70х70 см х.м. 2015 г. Музеи Ватикана. Игорь Ладожанин.

Его картины хранятся в музеях и частных собраниях России, Италии, Франции, Германии и других стран. В числе почитателей его таланта бывший президент Итальянской Республики Джорджо Наполитано и многие другие известные люди. А теперь его работа «Весна в Ассизи» будет представлена в постоянной экспозиции коллекции современного искусства знаменитейших Музеев Ватикана.

Правдиво и ёмко его творчество охарактеризовал Клаудио Стринати, известный итальянский художественный критик-искусствовед:

«С безупречным вкусом автор передаёт на своих холстах игру света и цвета. Работая, в основном, с натуры мастер сочными и точными мазками создает образы реальные, но подверженные прихотливому влиянию изменчивого света. Полотна Ладожанина — результат наблюдения, внимательного изучения натуры и творческого переосмысления в мастерской.

Безусловно, художник прославляет пейзаж, но выбор сюжета и есть главная особенность его живописи: места эти прекрасно узнаваемы, но написаны они с неожиданной, нестандартной точки зрения.

В пейзажах будто уравновешены самое известное, значимое и помпезное с одной стороны, и спонтанные цветовые решения, неожиданные ракурсы и освещение — с другой. Живописец как бы сквозь призму собственного видения преподносит нам мир, гармоничный и прекрасный, даже в своей повседневной обыденности.
Яркое культурное событие – эта выставка подчёркивает лучшие стороны художника: классическое мастерство и свободу исполнения, глубину замысла и лёгкость кисти, и, конечно, всегда узнаваемую, обаятельную манеру письма
».

Игорь Ладожанин

— Игорь Владимирович, во-первых, позвольте поздравить вас с таким знаменательным событием в вашей профессиональной жизни! Мечта любого художника — получить признание от музея подобного уровня! Полагаю, что когда вы сюда приехали, о таком успехе даже и не мечтали… Что вы чувствуете?

— Мне приятно, что наша российская художественная школа теперь представлена в одной из самых лучших и престижных мировых коллекций. Для меня это, конечно, очень большая честь и радость.

— С чего начиналась ваша история? Бытует мнение, что родные и близкие не всегда поддерживают увлечение живописью, а как было у вас? У вас в семье есть художники?

— В этом меня всегда очень поддерживала мама. Она сама в детстве неплохо рисовала, интересовалась искусством, историями про художников, любила музеи, выставки. И, конечно, сумела меня увлечь и заинтересовать миром искусства.

— Кто из педагогов и художников оказал на ваше творчество существенное влияние?

— В Петербургской Академии Художеств мне повезло учиться у прекрасных художников Е. Е. Моисеенко, П. Т. Фомина, В. В. Пименова. Конечно, повлияли и многие другие мастера — итальянцы эпохи Возрождения, импрессионисты, живописцы «серебряного века», художники соцреализма…

— Вы уже более 20 лет живете и работаете в Италии. Как вы здесь оказались? Приехали сюда в поисках вдохновения, согласно сложившейся традиции русской художественной школы, которая берёт начало со времен Петра Великого, или целенаправленно выбрали иммиграцию, а, может, стечение обстоятельств?

— Впервые в Италию я приехал с группой художников после окончания Академии. Мне хотелось пройти по стопам русских художников-пансионеров, подышать этим воздухом, помешать эти краски, увидеть всё своими глазами. Постепенно Италия, Рим своей историей, архитектурой, природными красотами захватили меня полностью. Решающую роль сыграли южные свет, цвет, климат и возможность работать на пленэре круглый год. Я часто встречаю художников, которые приезжают в Италию по той же самой причине.

Зимний день в Риме, 50х65 см. х.м. 2018. Игорь Ладожанин

— Пригодился ли вам диплом об образовании в Италии?

— Здесь свобода творчества, которая ни к чему не обязывает. Диплом художника вообще никого не интересует, если не доходит до официальных должностей или преподавательской деятельности в государственных институтах.

— Игорь Владимирович, а как вообще итальянские художники и владельцы галерей относятся к русской художественной школе?

— Русскую школу ценят и в то же время обесценивают, говоря, что она устарела. Любопытно то, что наших художников узнают по почерку, по картинам, написанным в классических традициях русской живописи.

Замечу, что галерейный бизнес в Италии не развит. Итальянцы в этом направлении немного отстали.

— Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Ватикане А. А. Авдеев в своём приветственном слове на открытии вашей персональной выставки «Цвета света» в г. Сенигаллия в 2018 г. сказал следующее: «Писать итальянские пейзажи всегда сложно. Приходится соперничать с живописцами со всего мира и самими итальянцами, для которых великолепные виды Италии и Рима – привычная тема. Тем приятнее, что авторские работы Игоря Ладожанина были замечены итальянской критикой». Действительно ли на арт-рынке достаточно жёсткая конкуренция? И как вам удалось завоевать своё место под итальянским солнцем?

Площадь Народа. 40х50 см. х.м. 2020. Игорь Ладожанин

— Скорее всего, у меня были некоторые преимущества благодаря нашей академической школе, сохранившей лучшие традиции реалистического искусства. Студенты проходят серьёзную подготовку в течение многих лет учёбы по классической программе Академии.

— Игорь Владимирович, в Италии ваши картины украшают офисы и дома бывшего президента Итальянской Республики Джорджо Наполитано (картина «Пьяцца дель Квиринале»); кардиналов Андреа Кордеро Ланца ди Монтедземоло (картина «Базилика Сан-Паоло») и Зенона Грохолевского (картина «Взгляд на Рим»), принца Никколо Бонкомпаньи Людовизи (картина «Римская кампания») и многих других известных людей… У вас много постоянных статусных клиентов?

— Были годы, когда мои работы покупали в основном представители дипломатического корпуса, а также государственных структур различных уровней, в том числе, в Москве. Сейчас — период подготовки и реализации новых идей.

— А бывает такое, что не хочется расставаться с картинами?

— Да, бывает жалко, ведь в каждую работу вкладывается много сил, времени и души.

У меня есть несколько работ, которые не продам никогда. В случае, когда жаль расставаться с картиной, с клиентом можно это обговорить, предложить написать повторную версию, которая, возможно, будет ещё лучше, чем оригинал.

— Вы получили известность, как художник, прославляющий пейзаж, который считается одним из наиболее популярных жанров изобразительного искусства. Расскажите, пожалуйста, как вы нашли свой неповторимый стиль, наполнив его особенным шармом?

— У меня душа больше всего лежит к пейзажу. А итальянский пейзаж необычен тем, что замешан на культуре, истории, искусстве и духе этой страны. Виды Рима насыщены архитектурой, которая требует огромного внимания, но также и лёгкости исполнения… Стараюсь приложить максимум усилий при передаче освещения, рефлексов и деталей, которые работают на образ. Очень важна композиция. Без хорошего композиционного решения невозможно написать даже простой небольшой пейзаж.

— Как бы вы определили российский и итальянский пейзажи?

— В России — это ширь, необъятные просторы, свобода… Российский пейзаж лаконичный, домашний, в нём много лирики и спокойствия. А здесь другое… Итальянский пейзаж напоминает театральную декорацию. Чего там только нет! И моря, и острова, и цветы, и горы… Пейзаж Италии – это яркая весёлая мозаика, коллаж.

Старая Ладога. 40х50 см. х.м. 2017. Игорь Ладожанин

— Для вас важно мнение других людей? Когда вы участвуете в выставках, испытываете ли волнение от того, как ваши картины будут восприняты взыскательной итальянской, да и вообще европейской публикой?

— Для каждого художника важно внимание зрителей, коллег, друзей. Итальянская публика очень благожелательная и довольно хорошо разбирается в искусстве.

— На мастер-классе, который вы провели в «Русском доме» в Риме, вы сказали, что работаете, в основном, с натуры. А не проще ли сейчас, в цифровую эпоху снять понравившиеся сюжеты на фотоаппарат или телефон и потом спокойно писать?

— Для меня живопись с натуры – это, прежде всего, наблюдение. В природе всё меняется: свет, тени, отражения… Работая на пленэре, я стараюсь подчеркнуть наиболее выразительные и характерные моменты быстро меняющегося состояния пейзажа. Создавая картину, художник слышит шум моря, крики чаек, чувствует жару или ветер, запахи земли, деревьев, цветов… Все эти впечатления он переносит на холст. Фотографии полезны в качестве дополнительного материала.

— Вы можете предположить, что когда-то вам надоест писать пейзажи и вы начнёте создавать портреты или абстрактные картины?

— Не исключено, конечно. Мир меняется, мы все меняемся и художник находится в состоянии постоянного развития и поиска… Хотя пейзаж надоесть, наверное, не может никогда.

Ангел. 50×80 cm. 2016. Игорь Ладожанин.

— Леонардо Да Винчи сказал: «Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника.». Вы согласны с ним?

— Это так. Но сложно выразить словами, что нами движет в изображении и прославлении мира. Могут быть и другие формулировки. Правда заключается в том, что что-то нас подталкивает. Творческий человек не может находиться в состоянии покоя.

— Какими, по вашему мнению, чертами характера должен обладать настоящий художник?

— Трудолюбием, упорством, верой в себя , любознательностью, любовью к жизни…

— Бытует мнение, что художнику, чтобы создать что-либо удивительное, нужно быть либо «голодным», либо постоянно пребывать в эмоциональном потрясении. Если следовать этой логике, то судя по всему, после локдауна, который длится вот уже больше года, «золотой» фонд мировой художественной копилки должен пополниться шедеврами… Как вы относитесь к этой точке зрения?

Кафе у озера. 40х 60 см. х.м. 2017. Игорь Ладожанин

— Посмотрим… возможно это будет именно так. За этот период мне удалось написать больше, чем в другие годы, но уверенности в будущем пока не прибавилось.

— Будем надеяться, что красота спасёт мир, как утверждал великий русский писатель Фёдор Достоевский.

— К великому сожалению, сейчас многие отрасли в ужасном кризисе. Театр, кино, выставочная деятельность… Туризм практически уничтожен.
Остается надеяться, что красота спасёт мир!

— Однажды мне посчастливилось побывать на вашем мастер-классе в «Русском доме» в Риме… В зале не было свободного места. Ваши ученики – в основном наши соотечественники или итальянцы, в том числе?

— В числе моих учеников есть и россияне, и итальянцы.

— Поделитесь, пожалуйста, арт-рецептами, с теми, кто стоит только в самом начале своего творческого пути в живописи.

— Отвечу классической фразой: «Если можешь не писать – не пиши. Пиши, если не можешь не писать».

— Раньше у художников на написание одного холста картины уходило по 10 – 20 лет. Сейчас время диктует свои условия и совершенно другой ритм. Оправданно ли это? Сколько у вас времени уходит на создание картин?

Римский фонтан. 50х60 см. х.м. 2016. Игорь Ладожанин

— У каждого художника по-разному. Настоящую вещь за пару часов не создать. Классический подход требует поисков, раздумий, вариантов, большой подготовительной работы… Как альтернатива есть всевозможные трюки, фокусы и спецэффекты.

— Принято считать, что без вдохновения человек не может творить. Так ли это? Если вдруг нет вдохновения, какие инструменты помогают заводить этот процесс быстро?

— Еще А. С. Пушкин говорил что «вдохновение — это способность приводить себя в рабочее состояние».

— Можно ли научиться писать картины в системе онлайн?

— Научиться можно неким азам, приёмам для начинающих… Онлайн-мастер-классы бывают полезными.

— Cейчас многие молодые предприимчивые художники, в числе которых самоучки, перевели искусство в плоскость бизнеса – проводят бизнес-классы, Paint-travel и неплохо зарабатывают на этом. Возможно ли совмещать искусство и бизнес?

— К сожалению, онлайн-гуру частенько отрицают серьёзное художественное обучение. Псевдомаэстро обещают сделать вас «художником за три дня», таким образом оправдывая отсутствие собственного образования.

Сегодня мы наблюдаем, как в разных сферах посредственность уверенно лезет вперёд. В искусстве, к сожалению, похожая ситуация. У человека умного много сомнений, а у человека неумного много уверенности.

Ветер времени. 55х60 см. х.м 2019

— По вашему мнению, насколько в современном мире важно художнику уметь коммерциализировать свое искусство? Где и как этому можно научиться?

—Да, конечно, надо уметь преподнести своё творчество… Есть даже онлайн-курсы как стать успешным и богатым художником. Хотя редко творческому человеку удаётся гармонично совмещать и бизнес, и творчество.

Мне, как художнику, вникать в такие вещи довольно сложно и практически не остаётся на это времени. Недавно послушал одного специалиста по торговле искусством, который обучает художников достижению успеха по системе онлайн. И ещё раз убедился, что это крайне трудно совместимо с жизнью художника.

— За последние 20 лет рынок современного искусства пережил глубокую трансформацию, и до пандемии оборот аукционов современного искусства уже обогнал по объёмам такие сегменты арт-рынка, как искусство XIX века или более раннего периода. Работы некоторых современных художников, таких как рыночная легенда Жан-Мишель Баскиа, уже достигли статуса «исторических ценностей» и в денежном выражении оцениваются на одном уровне с величайшими представителями модернизма. В чём, на ваш взгляд, кроется коммерческий успех и феномен таких художников, как Баскиа? Или в их работах пытаются найти какой-то тайный смысл, как в «Чёрном квадрате» Малевича?

— Надо быть искусствоведом, чтобы давать оценку. Мне кажется это некий маркетинговый ход, шоу-бизнес, в котором есть определённые механизмы. Кто-то даёт советы богатым людям, что нужно вкладывать деньги в современное искусство, и они вкладывают, не задумываясь. У них нет времени на раздумья. Владельцы галерей в Америке, на Востоке и другие построили своего рода пирамиду.

Есть коллекционеры, которые покупают картины для души, тратя деньги на то, что им нравится.

Вы спросили про «Чёрный квадрат». На мой взгляд, он не имеет никакого отношения к слову «искусство». Это, скорее, гимн антиискусству. И он вызывает у людей жуткую депрессию.

— Какие у вас планы на ближайшее будущее?

— Хотелось бы успеть за быстролётной весной, написать первую прозрачную зелень и цветущие деревья. В апреле — мае я должен участвовать во Всероссийском пленэр-проекте «Русская Атлантида» в Новгороде и Ростове Великом.

— Скажите, пожалуйста, что нужно настоящему художнику для счастья?

— Возможность спокойно работать, неравнодушие к его работам со стороны семьи, друзей, коллег и публики.

— Спасибо вам за увлекательную беседу и удачи в реализации всех планов!

Источник: planet360.info 

Также по теме

Новые публикации

Министерство культуры РФ объявило о создании к 350-летию Петра Великого Ассамблеи «петровских музеев», в которую войдут федеральные и региональные музеи – петродворцы и домики Петра I. В Европе, где первого российского императора помнят и почитают, тоже не первый год обсуждают объединение мест, связанных с пребыванием русского царя, в туристических, культурных и научных целях.
Образ Александра Невского, древнерусского князя и православного святого, 800 лет со дня рождения которого отмечается в эти дни, оказался неожиданно актуальным и востребованным в обществе. Его имя постоянно на слуху, а в рейтингах героев России он неизменно оказывается в первой тройке, с лёгкостью обходя более современных исторических персонажей.
Госархив РФ представил книжную новинку – сборник «А. В. Колчак. 1874 – 1920». В двухтомнике впервые публикуются 482 архивных документа, касающиеся жизни лидера Белого движения. Не так давно выкупленные на аукционе в Париже более чем за 3 миллиона евро эти документы проливают особый свет на природу Гражданской войны и роль в ней мятежного адмирала.
В начале этого года эстонская национальная Партия реформ, вернувшись в правящую коалицию, оседлала своего любимого, хотя и основательно заезженного конька – план о полном переводе школьного образования на эстонский язык.
О событиях Великой Отечественной войны, об испытаниях, выпавших на долю народа, очевидцами сказано и написано немало. В каждой семье найдётся хоть одна история из этого трагического периода в жизни нашей страны. В преддверии праздника Победы обратим внимание на воспоминания тех, кто руководил военными действиями, и почитаем маршальские мемуары.
Ассамблея народов Евразии продолжает изучение геноцида мирных советских граждан в Великую Отечественную войну. По данным военных историков, гражданских погибло 13 до 18 миллионов человек – это больше, чем солдат и офицеров Красной армии.
Международный благотворительный фонд П. И. Чайковского и издательство «Музыка» запустили уникальный проект по оцифровке музыкального достояния России. Первые две ласточки – это полные собрания сочинений Чайковского и Глинки, уже доступные на сайте tchaikovsky.pro.
Пять лет назад – 5 мая 2016 г. – не стало российского и словацкого писателя, публициста Сергея Хелемендика. Далеко не каждому нашему соотечественнику удаётся полностью адаптироваться в новой для себя среде. Хелемендик не просто адаптировался, но и сумел войти в большую политику, став одним из лидеров Словацкой национальной партии.