EN

Анна Павлова: душа русского балета

Светлана Сметанина12.02.2021

Фото: https://ru.wikipedia.org/

Сегодня русский балет – это бренд с мировым именем. Но сделала его таковым более ста лет назад знаменитая русская балерина Анна Павлова. Именно она предложила Сергею Дягилеву включить в его «Русские сезоны» балетные постановки. И вскоре весь мир был у ног Павловой. 12 февраля исполняется 140 лет со дня рождения этой выдающейся женщины, имя которой помнят, а талантом до сих пор восхищаются по всему миру.

Анна Павлова родилась в семье солдата и прачки. Казалось бы, что могла судьба предложить этой болезненной и хрупкой девочке? Но она сама выбрала свою судьбу, и сама сделала себе имя, которое знает весь мир.

В восемь лет девочка попала на балетный спектакль «Спящая красавица», и выбор её будущего был сделан раз и навсегда. Правда, с первого раза её не взяли в Императорское балетное училище в Санкт-Петербурге – засомневались, что болезненный ребёнок выдержит все тяготы балетной школы. Но Анна и не думала отступать: при внешней хрупкости и слабости у неё была железная воля. Кстати, в балетном училище её называли Павлова вторая, поскольку одна ученица с такой фамилией у них уже была. Но пройдёт не так уж много времени, и Анна докажет всем, что Павлова может быть только одна.

Она поставила себе цель стать самой лучшей ученицей – и стала. Сразу после окончания училища с отличием её приняли в Мариинский театр. И – что весьма удивительно для юной выпускницы – она сразу стала получать отдельные, пусть и небольшие, партии, минуя обычный в таких случаях кордебалет. А через несколько лет танцовщица получила почётное звание балерины. «В России, кроме меня, только четыре танцовщицы имеют официальное право на этот титул», - с гордостью писала в своих воспоминаниях балерина.

Очень скоро юную Павлову стали выделять из ряда других выдающихся солисток балета, хотя критики и отмечали, что она не так сильна в технике, как та же Матильда Кшесинская. Зато у Павловой было другое – невероятная лёгкость и эфемерность прыжка, а ещё несомненный драматический талант, помогавший ей раскрыть глубину танца.

Анна Павлова, 1912 год. Фото: https://ru.wikipedia.org/

Однажды другого знаменитого танцовщика того времени Вацлава Нижинского спросили, как ему удаётся так легко и высоко парить над сценой. «О, это совсем нетрудно, - ответил он, - надо всего лишь прыгнуть как можно выше и задержаться там на несколько мгновений». Вот и у Павловой получилось не только «прыгнуть как можно выше», но и задержаться на этой высоте на всю свою жизнь.

Маститый балетный критик Александр Плещеев так писал о своей выдающейся современнице: «У Павловой было исключительное и счастливое сочетание бесподобных форм скульптуры танца с его внутренним освещением и одухотворённостью. Сочетание непобедимой женственной нежности и грации с воздушностью и лёгкостью. Сочетание глубокого захватывающего драматизма с детской резвостью, весёлостью и бойкостью. Сочетание лирической поэзии с вакханальными порывами. Редчайшая гармония самых противоположных элементов хореографии». А его коллега Валериан Светлов, посвятивший творчеству Павловой целый том своих записей, говорил, что она «была наделена редкой тайной нарушать законы земного тяготения и с необычайной лёгкостью порхать в воздухе».

Но по-настоящему проявить всё это Анна Павлова смогла в постановке своего друга и одноклассника по училищу Михаила Фокина «Лебедь». Эту хореографическую миниатюру на музыку Сен-Санса стали называть «Умирающий лебедь» позже, когда сама Павлова решила добавить в танец трагедию безвременной гибели. Именно эта пронзительная миниатюра стала сначала визитной карточкой самой балерины, а потом и образом высочайшей мастерства школы русского балета. Историк балета Красовская так писала в своей рецензии: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: перед вами лебедь».


Принято считать, что миру Анну Павлову открыл знаменитый импресарио Сергей Дягилев со своими «Русскими сезонами» в Париже. Но получилось ровно наоборот: именно Павлова, мечтавшая о покорении мировой сцены, предложила Дягилеву добавить к оперным постановам и балетные сцены.


Сам знаменитый Валентин Серов рисует афишу с Павловой к «Русским сезонам», которая стала их эмблемой. «Павлова не танцует, а летает», - писал Дягилев. А Серж Лифарь признавался, что видел в своей партнёрше по сцене не балерину, а гения танца: «Никогда не встречал такой божественной лёгкости, невесомой воздушности и столь грациозных движений».

Валентин Серов. Сильфида Анны Павловой как визитная карточка Русского балета Дягилева 1909 года. Фото: Theatre du Chatelet. Saison russe. Mai-Juin 1909. Opera et Ballet. Paris, 1909 / https://ru.wikipedia.org/

Но Павловой было мало восторгов парижской публики – её манил весь мир. За 22 года она объехала со своей труппой более сорока стран, во многих из которых впервые увидели русский классический балет. И везде её сопровождал невероятный успех. Однажды в Швеции толпа зрителей сопровождала балерину из театра до отеля, откуда долго не желала расходиться, аплодируя артистке и выкрикивая её имя. Растроганная Павлова спросила у своей горничной: «Чем я так очаровала их?» На что мудрая женщина ответила просто: «Сударыня, вы подарили им минуты счастья, дав им на мгновение позабыть свои заботы». «С этого дня моё искусство получило для меня смысл и значение», - написала балерина в своих воспоминаниях.

Она не хотела остановиться ни на одно мгновение, дать себе отдых, хотя бы передышку. О том, чтобы не танцевать, для Павловой не могло быть и речи.


За 22 года гастролей она дала более 9000 спектаклей, проехала 500 тысяч километров. А в некоторые годы её любимый итальянский мастер изготавливал для неё до 20 тысяч пар пуантов.


Кстати, в этом рекордном турне у Анны Павловой до сих пор нет конкурентов. Хотя прошло почти сто лет. Европа, Южная и Северная Америки, Япония, Филиппины…В Индии после окончания спектакля публика в восхищении встала на колени, подняв вверх руки – как при поклонении божеству. Но при этом в каждой стране неутомимая балерина в обязательном порядке изучала местные танцы, чтобы порадовать публику ещё и их исполнением.

После 1913 года она ни разу не была в России. Хотя всегда помнила о своей родине и стремилась туда вернуться. После Октябрьской революции присылала денежные пожертвования для голодающих Поволжья и бедствующих артистов. А в Лондоне содержала детей-сирот, которые на её средства жили в одном из особняков.

«Балет – это душа», - написала в своих воспоминаниях Анна Павлова. Ну а душой балета на все времена осталась она сама – по-прежнему непревзойдённая и прославившая русский балет на весь мир.

Также по теме

Новые публикации

C 17 по 30 июня 2025 года в Горно-Алтайске прошла очередная, уникальная по масштабу и содержанию смена языкового лагеря для школьников Монголии – часть межгосударственного образовательного мегапроекта «Языковой мост Россия – Монголия 2025», который проходит при поддержке фонда «Русский мир».
Выбор правильного прилагательного для описания чего-то, что относится к мальчикам, может вызвать затруднения. В русской речи существует несколько вариантов: мальчиковый, мальчуковый, мальчишечий, мальчиший и мальчишеский. Каждый из них имеет свой стилистический оттенок, который важно учитывать.
30 июня 1914 года родился выдающийся русский учёный и авиаконструктор, один из главных создателей советского «ядерного щита», разработчик орбитальных станций и самой мощной советской ракеты-носителя «Протон» Владимир Николаевич Челомей.
Россия и Африка стремительно развивают сотрудничество на многих площадках, включая спортивные. В боксе и других единоборствах крепкие взаимоотношения тянутся ещё с советских времён. Россияне готовы придти африканцам на помощь в развитии спорта, а те отвечают искренним интересом, энтузиазмом и готовностью к совместной работе. В ринге и вокруг него.
Прилагательное «коварный» определяет одно из самых негативных человеческих качеств, проявляющееся в скрытной злонамеренности. Слово давно прижилось в речи, однако его этимология не является очевидной. Выясним, кого раньше называли коварным и как трансформировалось со временем значение этой лексемы.
Сегодня в Южной Корее проживают около 110 тысяч русскоязычных корейцев, выходцев из России и стран постсоветского пространства – Узбекистана, Казахстана Киргизии. Такие сообщества называются корё-сарам. А компактные места проживания русскоговорящих корейцев именуются корёин-маыль. Именно они стали ядром русской диаспоры.
Учащиеся русской школы в Оффенбурге берутся за ложки не только в обед и ужин. Вот уже 10 лет в городе существует ансамбль юных ложкарей, который выступает на городских мероприятиях, больших фестивалях в Германии и за рубежом. Игра на ложках погружает в мир русской культуры не только школьников, но и зрителей.  
Главное открытие выдающегося русского и советского физиолога Алексея Алексеевича Ухтомского – теория доминанты, которая и сегодня используется как одна из ключевых концепция в нейрофизиологии и психологии. В жизни самого Ухтомского тоже были две доминанты: страсть к науке и глубокое желание духовного служения.