EN
 / Главная / Публикации / Человек и его язык

Человек и его язык

Татьяна Черниговская 06.12.2020

Татьяна Черниговская. Фото: oko-planet.su

В этом году Международный педагогический форум проходит онлайн. Одним из спикеров пленарного заседания «Язык, общество, человек» стала известный российский нейрофизиолог и психолингвист, профессор кафедры общего языкознания СПбГУ Татьяна Черниговская. Её доклад был посвящён уникальным характеристикам языка человека, который, по мнению учёного, принципиально отличается от других известных коммуникативных систем.

(доклад публикуется с некоторыми сокращениями)

– У человека не один язык, а несколько. Я имею в виду не вербальные языки, а вообще символические системы, которыми человек пользуется. А пользуется он тем языком, которым мы сейчас с вами общаемся, у него есть язык математики, есть язык музыки, языки тела, движений. Ну, и много что ещё. Сейчас речь пойдёт о вербальном языке.

В мире знаков

Юрий Михайлович Лотман говорил что люди«единственные существа, которые обладают способностью думать и способностью к рефлексии, и таким образом создающие семиосферу особого характера».

Мы живём в мире знаков, и, насколько мы знаем, это отличается от всего, что есть на нашей планете.

Эволюция жизни на Земле шла от самых простых существ и, похоже, имела вектор. Этот вектор странным образом вёл к когнитивной эволюции и к самому сложному, о чём мы знаем, – к человеческому мозгу.

Многие мои коллеги на вопрос, что сложнее, Вселенная или мозг, отвечают: мозг, и я склонна отвечать так же, хотя, конечно, о Вселенной мы знаем не так уж много.

Мы развиваемся стремительно, эта скорость всё растёт. Мы завоевали практически всю планету, и это не лучшее, что мы могли сделать, но имея ещё более амбициозные планы благодаря развитию информационного мира, в основе которого лежит способность людей к оперированию знаковыми системами – от языка до математики и музыки.

Язык человека уникален

Человеческий язык – не просто одна из высших психических функций, как считают многие, а совершенно особая, специфичная именно для нашего вида, людей, способность мозга строить и организовывать очень сложные коммуникационные сигналы, но важнее другое. Человеческий язык – это не только и не столько коммуникация, потому что коммуникацию можно осуществлять без языка. Наш язык обеспечивает нам мышление – формирование картины мира и гипотезы, как этот мир устроен.

Откуда это взялось?

Вместе с распространением людей по планете двигался и развивался человеческий язык. Много работ посвящено, например, вопросам: говорили ли уже неандертальцы? Как мы можем об этом узнать?

Чтобы ответить на этот вопрос, у нас есть много инструментов, особенно этногенетика. Мы сейчас знаем, что у неандертальцев была возможность, и анатомическая, и мозговая, того, что мы называем языком – серьёзной символической системы. Есть серьёзные подозрения, что языком пользовались ещё и денисовцы – другой подвид homo. То есть возникновение языка всё больше отодвигается в прошлое, речь идёт о многих десятках тысяч лет, а может быть, о сотнях тысяч.

Языков сейчас на земле существует шесть или семь тысяч – очень много.

Возникает вопрос, есть ли что-то, что роднит вообще все языки земли. Ноам Хомски (выдающийся американский лингвист, создатель теории развития языка – ред.) это постулирует, и что это заложено в нас чуть ли не генетически. Кроме того, языки нестабильны – они всё время меняются и развиваются. И в этом изменении и развитии тоже есть общие черты.

Человеческий язык устроен не так, как коммуникационные системы других биологических видов. Да, у всех живых существ есть коммуникационные системы – некоторые общаются электрическими сигналами, некоторые химическими, некоторые – звуковыми или зрительными. Но! Никакой из этих языков других существ не имеет такого сложного устройства коммуникационной системы (насколько мы знаем).

Языки животных представляют собой закрытые списки коммуникационных единиц. Это значит – если у них есть 15 сигналов, то к ним нельзя ни добавить ничего, ни убавить. Язык людей – это открытый список. За исключением грамматических слов, которые более-менее стабильны, все остальные лексические единицы как пропадают, так и постоянно возникают – вот сейчас идёт бурное обсуждение появления новых слов в связи с коронавирусом.

Главная черта человеческого языка – это продуктивность, то есть возможность создания и понимания бесконечного количества сигналов любого сорта, которые составлены из первичных единиц, так сказать, атомов (фонемы, слоги).

Это сложная иерархическая структура – фонемы вложены в морфемы, морфемы вложены в слова, слова – в фразы, фразы – в тексты. Кроме того, человеческий язык использует рекурсивные правила, когда структуры вложены одна в другую.

У человеческого языка есть синтаксис и морфология – это отдельные коды, которые кодирует семантические структуры, превращая их в линейные интерфейсы.

Язык и мозг

Какие структуры мозга позволяют ребенку усваивать язык? Тут есть противоположные точки зрения. Хомский и всё это течение говорят: мозг ребёнка просто разворачивает во времени то, что у него в голове уже заложено. Другая точка зрения: нет никаких врождённых структур, а есть обучение нейронной сети с распределёнными по ней процессами, говорят биологи и психологи. Примат научения.

Шести – семилетний возраст у детей – сенситивный период развития зрительной системы, которая играет основную роль в восприятии текста. До возможности начать читать нужно дорасти. При этом дети начинают читать в разном возрасте, потому что скорости развития мозга разные.

Чтение – невероятно сложный процесс, он зависит от уровня сформированности областей мозга, особенно передних ассоциативных долей мозга. При этом дислексия, дисграфия – это большая проблема, ими страдают миллионы людей в мире.

В мозге есть специальные зоны, которые отвечают за произведение (зона Брока) и восприятие (зона Вернике) речи. Однако на томографах видно, что практически весь мозг вовлечён в речевую деятельность. Поэтому нет какого-то одного гена говорения или пения – это очень сложный процесс. Например, когда мы читаем, работают минимум 17 областей мозга.

Сложная простота

Что такое человек? Насколько биология определяет культуру и наоборот? Что происходит в мозге, когда создают поэзию или пишут музыку? Гия Канчели, великий композитор, ушедший от нас год назад, называл это «сложная простота». Те вещи, которые кажутся простыми, на самом деле сложнее всего изучать. Фанни Ардан, известная французская актриса, даёт совет своим дочерям – «не убегай из-под дождя», остановись. Проживи мгновение.

Пути науки и искусства внезапно стали сходиться. Искусство стало очень интересоваться наукой, а наука – искусством. И это не довесок, не десерт, а серьёзный разговор.

Наука, искусство и бытовая жизнь – это всё смешано, живёт вместе, а не по отдельным квартирам. Закончу я, как и начала Лотманом, который говорил: конечно, можно взять теленка и разобрать его на стейки, только обратно он не собирается.

Также по теме

Новые публикации

Мы отмечаем 130-летие Осипа Эмильевича Мандельштама – одного из главных русских поэтов XX века. Интерес к его творчеству с годами только увеличивается. Простых читателей и исследователей привлекает сложный поэтический мир, его оригинальный стиль, множество аллюзий и метафор, вплетающих его поэтическое наследие в мировую культуру.
Строки Ивана Бунина вновь зазвучали по-итальянски, в свет вышел сборник рассказов писателя в переводе Клаудии Дзонгетти, которая открыла своим соотечественникам множество русских авторов. Профессионализм переводчицы оценили и в России – буквально перед Новым годом её наградили премией «Читай Россию» за бунинский сборник.
Согласно недавнему исследованию Оксфордского института интернета при Оксфордском университете, в 2018 году 750 тысяч российских компаний продавали программное обеспечение только Великобритании. А свежий доклад британского аналитического «Центра экономических и бизнес- исследований» оценивает многие экономические показатели России лучше западных. Японский эксперт оценил доклад и пишет, что в России создано «королевство IT».
Российские соотечественники в других странах далеко не всегда знают о том вкладе, который внесли их предшественники – русские эмигранты первой волны – в развитие культуры и науки стран их проживания. Руководитель Русской школы в Словении Юлия Месарич решила восполнить этот пробел и издала сборник «Русский след в Словении», о героях которого рассказывает на своих уроках.
Главное управление по миграции МВД РФ запустило новый проект, который нацелен на изучение русского языка мигрантами уже в странах проживания. С 2021 года курсы русского языка стали частью работы ЧАЗов – частных агентств занятости, открытых Россией в странах Средней Азии.  
В распоряжении «Русского мира» оказалась заметка, опубликованная в аргентинском издании “Noticias Argentinas”. Она посвящена вакцине «Спутник V», которая закуплена аргентинским правительством и уже широко используется для вакцинации населения.
Накануне Нового года были объявлены лауреаты правительственной премии «Душа России» за достижения в сфере развития народного творчества. В год самоизоляций и отмен они радовали зрителей песнями и танцами, выставками и познавательными программами, подтвердив известную истину о том, что во времена испытаний растёт интерес к подлинной культуре.
Неделю назад была вручена премия для иностранных переводчиков русской литературы  «Читай Россию/Read Russia». Одним из победителей 2020 года стал Хорхе Феррер – уроженец Кубы, живущий в Барселоне, – за работу над испанской версией романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза».