EN
 / Главная / Публикации / От чего зависит грамотность?

От чего зависит грамотность?

Редакция портала «Русский мир»08.09.2020

Фото: inlearno.ru

8 сентября во многих странах отмечают Международный день грамотности. Праздник этот был установлен ЮНЕСКО ещё в 1966 году для борьбы с неграмотностью. Хотя и не так остро, эта проблема стоит перед человечеством и сейчас. Нам, привыкшим к тому, что все вокруг как минимум посещали школу, трудно осознать, что до сих пор каждый пятый человек в мире не умеет ни читать, ни писать.

По данным ООН, неграмотными остаются почти 800 млн. взрослых. Проблема состоит ещё в том, что темпы прироста грамотных людей заметно снизились. За сорок лет XX века, С 1950 по 1990 год, мировая грамотность увеличилась сразу на 20% - с 56 до 76%, а в конце прошлого столетия достигла 82%. Однако начиная с 2000 года этот показатель прибавил лишь 2%.

Исследователи объясняют этот показатель крайне низким уровнем развития стран Африки и Азии, где живёт подавляющее число неграмотных.

Однако есть и обнадёживающий фактор: среди молодёжи показатель грамотности значительно выше. На данный момент грамотными являются более 90% юношей и девушек, а ведь будущее за ними.

В России благодаря серьёзным усилиям, предпринятым ещё в Советском Союзе, неграмотность практически ликвидирована. Поэтому говорить можно лишь об относительной грамотности или неграмотности – о допускаемых в речи и на письме ошибках, но не только.

В наши дни важнее стало понятие функциональной неграмотности. Под этим термином понимается неспособность людей читать и писать на уровне, необходимом для выполнения простейших общественных задач. То есть человек может уметь читать и писать, однако с трудом излагает свои мысли и зачастую неспособен понять смысл текста, даже короткого, который не относится к его повседневной жизни. Такие люди часто плохо применяют полученные знания в жизни, а также отличаются общей культурной ограниченностью и даже настороженным отношением к культурной жизни. Именно функциональная неграмотность зачастую приводит к серьёзным техногенным катастрофам.

Знакомы с этой проблемой и в России. Начиная с 90-х годов в нашей стране началось снижение грамотности. По данным на 2011 год лишь треть выпускников 11-х классов понимают содержание научных и литературных текстов. Оказывается, что школьники 50 – 60-х годов XX века читали больше и писали много грамотнее, чем современные. А значит, были более образованными людьми. А ведь не было тогда ни репетиторов, ни всевозможных обучающих программ и сервисов. Таковы реалии наших дней.

Итак, формально всеобщая грамотность вроде бы достигнута, но результат как-то не радует.

Для того, чтобы справиться с функциональной неграмотностью, уверены специалисты, нужно перестраивать учебные программы, чтобы от учеников требовалось меньше формальных и больше содержательных усилий; повышать уровень подготовки учителей и т. д.

Если же мы говорим о грамотности в повседневном смысле, то и здесь есть выход.

К примеру, во Франции на протяжении последних лет ежегодно публикуются показатели «Барометра Вольтер» (российский аналог мог бы называться «Барометр Пушкина» или как-то в этом роде). Это исследование, основанное на данных онлайн-сервиса, предлагающего возможность для заинтересованных людей повысить свою грамотность. А это тысячи пользователей.

Данные французских лингвистов довольно интересны – они поморгают понять, от чего вообще зависит грамотность. Оказывается, грамотность зависит от пола. Как правило, женщины грамотнее мужчин (50% против 46%). Есть и другие, порой странные, зависимости. Например,  более грамотны те, кто хуже ориентируется на местности. Ожидаемо чаще ошибки совершают те, кто привык проводить время перед телевизором, а вот владеющие древними языками, наоборот, реже, что тоже понятно.

Но главный вывод состоит в том, что принципиально важна младшая школа – именно в начальных классах формируется основа грамотности.

Добавим кое-что ещё. Конечно, грамотность зависит от многих факторов, но совершенно точно, и это признают все специалисты, не лишней будет привычка детей к регулярному чтению. Оно и внутренний мир развивает, и грамотность, а значит и успеваемость в школе, улучшает.

В России эту проблему понимают и активно борются с ней – в стране проводятся самые разные, от локальных до федеральных, конкурсы и фестивали, задачей которых является приобщение детей к чтению. Никуда, разумеется, не делась и школа с её уроками русского, литературы и рекомендованным списком книг для чтения летом.

И всё же главной в этой борьбе всегда будет семья. От родителей и их усилий по преимуществу зависит то, вырастет ли ребёнок грамотным и образованным или не очень. Здесь, несмотря на все современные технологии, а часто вопреки им всё осталось по-прежнему. Как сто и двести лет назад. И, наверное, по-своему это неплохо.

Также по теме

Новые публикации

В Херсоне местное управление СБУ призвало городские власти отказаться от проведения музыкального фестиваля-конкурса «Бархатный сезон». Ситуацию прокомментировал организатор фестиваля Александр Кондряков  – руководитель украинской общественной организации «Русская школа» и президент Международного педагогического клуба.  
120 лет со дня рождения выдающегося лингвиста Сергея Ожегова исполнилось 22 сентября. Главным научным достижением Ожегова стал всем известный «Словаря русского языка», который только при жизни лингвиста выдержал шесть переизданий, и продолжал совершенствоваться и пополняться даже после смерти учёного.
В истории открытия Антарктиды, 200-летие которого отмечается в 2020 – 2021 годах, ещё остались неизвестные страницы. Например, мало кто знает о человеке, без которого и экспедиция, и само открытие ледового материка могли бы не состояться. Речь о морском министре Иване Ивановиче де Траверсе.
В Эстонии, по разным причинам, с каждым годом увеличивается количество русскоязычных детей, поступающих в школы с эстонским языком обучения. Родители всё чаще встают перед проблемой – как сохранить идентичность ребёнка, дать ему хороший русский язык, знания по родной литературе и культуре. На эти вопросы отвечает директор Таллинской школы русского языка Института Пушкина Инга Мангус.
На территории Русского центра им. Н. И. Бородиной в городе Мерано провинции Альто-Адидже (Италия) прошла премьера литературно-театрального спектакля «Калейдоскоп» по рассказам Михаила Зощенко. Зрителями стали наши соотечественники и итальянцы, изучающие русский язык.
275 лет назад, 16 сентября (по старому стилю – 5 сентября) 1745 года, родился выдающийся российский военачальник и дипломат Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. О военном таланте Кутузова, его заслугах в войнах с турками и Наполеоном знают все. Обратимся к чуть менее известным, но весьма примечательным фактам из жизни нашего великого соотечественника.
Сентябрь подтвердил опасения и тревоги учащихся бывших русских школ и их родителей в Латвии. На головы наших соотечественников в новом учебном году одновременно свалилось сразу три беды – компетентностная реформа, серьёзные языковые ограничения и перемены, связанные с эпидемиологической ситуацией.