EN
 / Главная / Публикации / «Самым сложным является именно перевод песни»

«Самым сложным является именно перевод песни»

Светлана Сметанина06.07.2020

Известный венгерский поэт Ласло Секей перевёл на венгерский все самые популярные и любимые русские песни знаменитого поэта-песенника Алексея Фатьянова. И благодаря знакомству с его творчеством он увлёкся переводами других современных российских поэтов-песенников. А венгерская публика с удовольствием слушает эти песни в исполнении Ласло Секея.

Ласло Секей

– Вы давно дружите с Русским центром в Пече. Расскажите, как завязались эти отношения?

– В 2014 году руководитель Центра Валентина Вегвари, познакомившись с моими стихотворениями, посвящёнными поездкам в СССР и Россию, решила представить посетителям центра эти стихотворения, посвящённые русской культуре. Она попросила меня выступить в Русском центре и уже после этого выступления историки, присутствовавшие на мероприятии, поздравили меня с изящным представлением истории Российской империи в поэзии. Это были стихи, построенные, в основном, на игре слов, в которых сочетаются русские слова и названия достопримечательностей, юмористически переведённые на венгерский язык

Зрители моего следующего шоу, помимо всего прочего, также восхитились историей Мастера и Маргариты, представленной только в одной песне. Все это ещё раз вдохновило меня написать монодраму «Васька на Арбате», в которой десятки собственных песен, стихов и монологов посвящены классикам русской литературы – от Гоголя до Венедикта Ерофеева – и перекликаются с их творчеством.

Русский центр Печского университета уже известен во многих местах Венгрии, и я рад отметить, что без Русского Центра в Пече я бы не стал известным.

– В октябре 2018 года в Пече прошла международная музыкально-поэтическая конференция «Я вернулся к друзьям», посвящённая 100-летию со дня рождения известного поэта-песенника Алексея Фатьянова. И там вы исполнили на венгерском языке одну из его песен. А как в вашу жизнь вошло творчество Алексея Фатьянова?

– Валентина Вегвари прислала мне стихи «Три года ты мне снилась», и запись потрясающего исполнения этой песни Дмитрием Хворостовским. Я не удержался и перевёл её, а затем с большой радостью спел на концерте «Я вернулся к друзьям», посвящённом 100-летию А. Фатьянова в сопровождении превосходных русских гастролёров. Тогда я познакомился с настоящими певцами: Натальей Черных, Владиславом Косаревым и Алексеем Молдалиевым, которые вдохновили меня на новые переводы. В Печ также приехала внучка поэта Анна Фатьянова-Китина: она пригласила меня на Фатьяновский фестиваль в Вязники, который состоялся в 2019 году в честь столетия поэта, вместе с моей бессменной помощницей и дословным переводчиком русских текстов на венгерский язык – моей женой Андреа Генци. Анна также подарила нам диск с самыми популярными песнями Фатьянова, 18 из которых я уже перевёл..

– Какие ещё его стихи вы перевели на венгерский язык?

– «Тишина за Рогожской заставою», «Три года ты мне снилась», «Когда проходит молодость», «Ромашка моя», «Потому что мы пилоты», «Это что же, отчего же», «Наш город», «Соловьи», «Ничего на свете мне не надо», «Когда весна придет, не знаю», «Где ж ты мой сад», «Караваны птиц надо мной летят», «В городском саду», «Раскрылся, точно радуга», «Дорога, дорога», «На крылечке твоём», «Улыбнись мне», «По мосткам тесовым».

– А каких русских поэтов вы ещё переводили?

– В прошлом только несколько классиков, таких как А. С. Пушкин и Евгений Евтушенко. Снова перевёл популярную песню Михаила Матусовского «Подмосковные вечера». Также русские исторические темы я включал в свои собственные стихи. Авторы и певцы, с которыми я встретился в Вязниках, обратили моё внимание на стихотворения поэтов-современников. Так что теперь я горжусь переводами стихов-песен Наталии Черных, количество которых уже заполняет целый компакт-диск, и читаю едкие стихи Тани Найк. Я постоянно размышляю над венгерским текстом творческих работ современных русских поэтов.

– Расскажите, что было самым сложным при переводе? Все ли русские образы и смыслы легко можно переложить на венгерский язык?

– Наоборот! Хотя оба языка обладают исключительно богатым словарным запасом, у них есть бесчисленное множество общих фраз и оттенков, их изобилие не даёт решения для перевода. Для тех, кто знает меня, известно, что мне часто мешают эти различия, потому что художественный перевод текстов – это также вызов, возможность и цель моей работы.

Самым сложным является именно перевод песни, в которой легче проиллюстрировать разницу в языках, относящихся к различным группам языков, у которых разные мелодия, ритм и даже набор букв и звуков. Имея это в виду, я должен перенести песенный текст с русского на венгерский таким образом, чтобы он всё ещё соответствовал мелодии оригинальной музыки, имел ту же рифму и ритм, и, наконец, чтобы это всё донести до публики.

– Вы также исполняете эти песни на различных мероприятиях в Венгрии. А как их воспринимает публика? Кто-то помнит ещё популярные советские песни?

– Венгерская публика реагирует, в первую очередь, на настроение песен – не понимая их слов. И что я могу сделать – это переводить тексты песен, чтобы публика понимала, о чём идёт речь в той или иной песне. Один из моих самых больших успехов был тогда, когда ко мне после концерта подошла женщина и сказала:

«Я всё это помню с давних времён». Никто раньше не переводил стихотворения Фатьянова, их не могли слушать на венгерском языке, а могли слушать и воспринимать только музыку, её настроение, напоминающее русские песни, услышанные когда-то 50 лет назад, и песни, которые они поют до сих пор, типа «Эй, ухнем», «Подмосковные вечера» и т. д.

– На ваш взгляд, есть ли сегодня у венгерской молодёжи интерес к русскому языку и русской культуре? Какая информация о России их особенно интересует?

– Некоторые из моих молодых друзей были в России, некоторые из них говорят по-русски. Есть больше возможностей для изучения языка, например, в нашем городе Печ можно учить русский язык в средней школе, а в Печскoм университетe в Русском центре можно изучать русский язык на курсах. Вдобавок к этому центр организует различные мероприятия, очень часто с Венгерско-русским обществом города . Я обычно испытываю открытость как к русской, так и к западной культуре и помимо развлечений и гастрономии, речь идёт, в основном, об искусстве.

– Часто ли вы сами бываете в России? Какое впечатление остаётся после посещения тех или иных мест в нашей стране?

– Я хотел бы видеть Россию гораздо чаще, чем раньше. В 1979 году я работал в Международном молодёжном стройотряде, я впервые наслаждался светом белых ночей в Ленинграде и участвовал в московских вечеринках. А в следующий раз в 2011 году мне удалось даже написать стихотворение об открытии мостов через Неву, a в 2013 году – об Арбате. В 2019 году я провёл ещё одну неделю в Москве и ездил в Вязники.

Очень нравится парк «Зарядье», в котором сочетается современность и сохранение национального наследия и задачи охраны природы. А Москва-Сити отправляет меня в воображаемое будущее. Будущее, в котором, я надеюсь, набраться гораздо больше опыта в России для моих дальнейших переводов современной русской поэзии..

Также по теме

Новые публикации

23 января отмечается День ручного письма. Этот международный праздник способствует сохранению навыков письма от руки и напоминает о его пользе и даже необходимости.
Группа исследователей из Всемирного банка и Университета Джорджтауна (Вашингтон) выявила странную закономерность Covid-19: существует обратная зависимость смертности от коронавируса и количества людских потерь, понесённых страной во Второй мировой войне.
Русский литературный театр «Диалог», один из наиболее признанных театров современного Русского зарубежья, был создан в Центральной публичной библиотеке Бруклина (Нью-Йорк), и до сих пор его спектакли идут с аншлагами. «Наши актёры влюблены в русскую литературу», – рассказывает «Русскому миру» основатель и руководитель театра Ирина Волкович.
Музыкальные и художественные школы получат особый статус, который не позволит приравнять их к обычным кружкам. Президентская инициатива позволит сохранить традиционную трёхуровневую систему образования, воспитавшую не одно поколение выдающихся музыкантов, художников, танцоров, и возвращает балльную оценку абитуриентов при поступлении.
В России открылся первый «Музей самоизоляции» – совместный интерактивный проект Музея Москвы и галереи «Триумф», и эта инициатива уже заинтересовала музейных профессионалов Берлина, Лондона и Нью-Йорка. О том, какие экспонаты эпохи коронавируса есть в его коллекции и как музей стал архивом эмоций и привычек человека-онлайн, в интервью «Русскому миру» рассказывает генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова.
200-летний юбилей Фёдора Михайловича Достоевского будет широко отмечаться не только в России, но и в Германии. Немецко-русский институт культуры в Дрездене выступил с инициативой проекта «Год Достоевского в Германии».
19 января православные христиане отмечают один из главных христианских праздников – Крещение Господне, который также носит название праздник Светов. Именно так – во множественном числе – от древнего обычая совершать накануне крещение новообращённых. По традиции многие верующие в эту ночь окунутся в прорубь – в «иордань».
Крещение – праздник православной церкви, который по новому стилю отмечается 19 января и соотносится с крещением Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. Праздник Крещения в православии также называется Богоявлением: согласно Священному Писанию в этот день Бог явился миру в трёх лицах (Отца, Сына и Святого Духа).