EN
 / Главная / Публикации / Санкт-Петербургский Политех: университет устойчивого развития

Санкт-Петербургский Политех: университет устойчивого развития

Редакция портала «Русский мир»15.05.2020

В апреле 2020 года был опубликован международный рейтинг University Impact Rankings. Он составлялся всего второй год подряд, но в нём уже участвуют порядка 800 вузов из 85 стран. В этом году, как и в прошлом, в топ-100 рейтинга вошёл Санкт-Петербургский Политех, занявший 37-е место среди всех университетов и первое место в России. О том, как развивается один из лучших вузов России, рассказал ректор СПбПУ академик РАН Андрей Рудской.

Цели устойчивого развития

Рейтинг University Impact Rankings оценивает влияние вузов на процесс реализации целей устойчивого развития (ЦУР), сформулированных ООН на период до 2030 года. Рейтинг этот довольно молодой – в этом году он составлялся лишь во второй раз. Кстати, за прошедший год Санкт-Петербургский Политех довольно значительно продвинулся в рейтинге – в прошлом году он занимал 85-е место.

Ректор СПбПУ Андрей Рудской. Фото: research.spbstu.ru

Понятие устойчивого развития было введено на заседании ООН по окружающей среде и развитию ещё в 80-е годы прошлого столетия. Речь идёт не просто о развитии, но о таком, которое способствует процветанию всего общества в целом – появлению новых экономических возможностей, повышению благосостояния людей, защите окружающей среды и т. д. Именно с точки зрения вклада в этот процесс и оцениваются университеты по всему миру в University Impact Rankings. Составляет этот рейтинг авторитетное британское издание Times High Education (THE), которое является одним из лидеров в области оценки качества университетского образования.

Всего ЦУРов в рейтинге 17, в их числе – повсеместная ликвидация нищеты и голода, всеохватывающее качественное образование, гендерное равенство, снижение уровня неравенства в стране, надёжные современные источники энергии и т. д. Всё это – базовые гуманистические ценности, достижению которых и должен способствовать современный университет. Как отметил Андрей Рудской, выступив на онлайн-площадке ТАСС, многие из этих принципов пересекаются с задачами российских национальных проектов, направленных на сохранение экологии, развитие отечественной промышленности, создание цифровой экономики. «И по каждому из этих направлений наш университет имеет значительные достижения», – уверен ректор Санкт-Петербургского политехнического университета.

Рудской уверен: в современной экономике знаний вузы должны выходить за пределы своих традиционных корпоративных границ и всё больше влияют на создание благоприятной внешней среды – на экономику и общество.

Национальные проекты

СПбПУ – один из ведущих и крупнейших российских вузов в области подготовки инженеров, которые так необходимы нашей стране. Здесь учатся более 33 тысяч студентов, одних только иностранных студентов здесь около восьми тысяч.

Высокое (для российских вузов) положение Политеха в международном рейтинге его ректор объясняет реализацией целого ряда проектов, которые соответствуют как ЦУРам, выдвинутым ООН, так и задачам российских нацпроектов.

Первый российский солнцемобиль перед входом в Санкт-Петербургский политех. Фото: 123ru.net

К примеру, вуз имеет целый ряд разработок, направленных на снижение выбросов СО2 и повышение энергоэффективности теплоэлектростанций. Причём эта работа, отметил А. Рудской, ведётся в СПбПУ уже десятилетия.

Учёные СПбПУ организуют семинары и конференции по проблемам использования чистой энергии, реализуются образовательные программы по этим направлениям. В  Политехе открыт Energy club – международная платформа, где молодые студенты и профессионалы из разных стран делятся своим опытом в области инноваций в энергетике. Вуз участвует в разработке энергоэффективных установок для Арктики, ведутся разработки в области автономной энергетики, обеспечения чистоты водных запасов и т. д.

Это лишь одно из направлений. Но у Санкт-Петербургского политеха имеются успешные разработки в самых разных областях – от космонавтики до беспилотников, от программ управления производством до создания медицинского оборудования.

Учёные Политеха вносят свой вклад и в борьбу с нынешней пандемией. Они, к примеру, входят в научную группу по созданию терапевтической вакцины от ВИЧ, которая может быть использована и в борьбе против коронавируса. Кроме того, вуз является основным центром мониторинга и прогнозирования ситуации с коронавирусом в Санкт-Петербурге.

«Наши выпускники сейчас востребованы везде»

Одной из наиболее ярких особенностей вуза является чёткая ориентация на задачи промышленности. А. Рудской привёл цифры: вуз заключил договоры на подготовку специалистов более чем с 200 предприятий, более 2500 предприятий являются базами практики для студентов.

«Мы хотим, чтобы наше направление подготовки полностью отвечало потребностям промышленности. Мы удовлетворяем потребностям в инженерных кадрах, начиная от двигателестроения и заканчивая созданием цифровых двойников сложных систем. Наши выпускники сейчас востребованы везде», – заявляет ректор.

Карьерный форум в СПбПУ. Фото: spbstu.ru

Часто говорят, что образование в России оторвано от практики, от конкретных нужд промышленности. Как с этим дело обстоит в питерском Политехе?

«У нас более 50 % студентов уже на старших курсах бакалавратуры и в магистратуре работают на предприятиях, участвуя в том числе и в новых разработках, – отмечает Андрей Рудской. – По сути, это является гарантией их занятости после окончания университета. Плюс у нас созданы базовые кафедры – мы их называем научно-образовательные центры – при 30 предприятиях. Там работают комплексные бригады из студентов разных направлений – компьютерщики, электрики, материаловеды, экономисты и т. д., которые также работают по тем или иным заданиям предприятий, в том числе на их площадках».

В лаборатории «Техническая микробиология». Фото: spbstu.ru

А, к примеру, в Балтийской промышленной компании, вообще создано студенческое конструкторское бюро, на постоянной основе там трудятся несколько десятков студентов вузов, которые напрямую участвуют в создании новых станков и целых обрабатывающих центров.

«Почти 70 % наших выпускников уже на первом старте после выпуска из вуза находят себе работу по специальности», – констатирует ректор СПбПУ.

Международное сотрудничество

Андрей Рудской связывает успех в рейтинге с целым рядом факторов. Не в последнюю очередь это участие в международных проектах.

«Мы активно сотрудничаем с целым рядом иностранных компаний, среди промышленных партнёров Политеха более 80 ведущих компаний мира, более 40 научных центров и лабораторий, которые открыли совместно с зарубежными центрами и университетами, предприятиями», – говорит ректор.

Не случайно этот российский вуз весьма популярен у студентов-иностранцев. Здесь действует около 20 программ на английском языке, где обучаются как россияне, так и иностранные студенты. Значительное количество программ имеют международные сертификаты.

Читайте также: Почему иностранцы выбирают российские вузы? Опыт Санкт-Петербургского Политеха

Образование будущего

Университет активно выходит и на рынок дистанционного образования, являясь лидером в области инженерного онлайн-обучения в России. Так, проект «Открытый Политех» предоставляет бесплатный доступ к более чем 300 образовательным курсам на разных образовательных площадках. В рамках проекта «Синергия», который объединяет 17 университетов со всего мира, вуз представил практикоориентированные лабораторные работы для инженеров. А это, не без гордости говорит А. Рудской, – «самая сложная составляющая в организации онлайн-образования».

Академик Рудской уверен: после окончания пандемии возврата к прежним форматам преподавания уже не будет. «Пандемия заставила университеты проснуться и проделать колоссальную работу по приведению системы образования к современным требованиям. Сейчас все университеты полностью перешли на онлайн-образование», – заявляет учёный. В будущем, уверен он, система будет гармонизирована, поскольку не всегда преподавание возможно удалённо. И тем не менее внедрение онлайн-технологий, уверен он, – это будущее высшего образования.

Также по теме

Новые публикации

В 70-е в Тбилиси Роберт Стуруа поставил спектакли «Кавказский меловой круг» и «Ричард III», которые прославили и их создателя, и грузинский театр как явление. Кто бы тогда мог подумать, что в начале ХХI века в театр превратится вся Грузия, переживающая трагедию «В поисках демократии».
Роза Новикова родилась в 1929 году в Ленинграде и подростком пережила страшную блокаду. Теперь она живёт в венгерском городе Печ, где действует Русский центр. Своей семейной историей Роза Аввакумовна поделилась с «Русским миром», эту краткую хронику местами невозможно читать без слёз.  
«Мы на развилке – или Россия находит систему способов цивилизованной защиты своих граждан и соотечественников, или число нарушения их прав и свобод в мире будет расти в геометрической прогрессии», – уверен автор доклада «О нарушении прав россиян и соотечественников за рубежом в 2020 году» Александр Брод.
Крупнейшая русская школа Сиднея отмечает в этом году 50-летие. Ещё в 1971 году школа святого Александра Невского выделилась из присоборной одноимённой школы. За годы существования это учебное заведение воспитало в русском духе несколько поколений жителей города.
Российскому кукольному искусству не так много лет, но сегодня именно в нашей стране существует крупнейшее сообщество художников-кукольников. И самая большая в мире тематическая выставка – «Искусство куклы» – тоже проходит в России. В этом году в ней приняли участие более 1000 мастеров из 26 стран. Почему же авторские куклы стали так популярны?
Жители села Тихонькое Алтайского края не обижаются, когда слышат в свой адрес – глушь алтайская. До ближайшего города от Тихонькой верных двести километров. «Предки знали, куда бежать», – говорят в селе, образованном в XVIII веке старообрядцами с Большой земли. Но уже не одно десятилетие Тихонькая гремит так, что не только в Барнауле, а и в Москве слышно. И всё благодаря фольклорному ансамблю «Сиберия».
В апреле вместо ставшего традиционным Московского международного салона образования (ММСО) пройдёт Неделя образования. Это необычный проект, участником которого может стать любое образовательное учреждение русскоязычного пространства.
По-военному чётко. Что это значит? Если говорить, то внятно, разборчиво, без запинки и по делу. Если мыслить, то ясно, конкретно, а действовать – слаженно, быстро и профессионально. Но и без юмора в военном деле не обойтись.