EN
 / Главная / Публикации / Санкт-Петербургский Политех: университет устойчивого развития

Санкт-Петербургский Политех: университет устойчивого развития

Редакция портала «Русский мир»15.05.2020

В апреле 2020 года был опубликован международный рейтинг University Impact Rankings. Он составлялся всего второй год подряд, но в нём уже участвуют порядка 800 вузов из 85 стран. В этом году, как и в прошлом, в топ-100 рейтинга вошёл Санкт-Петербургский Политех, занявший 37-е место среди всех университетов и первое место в России. О том, как развивается один из лучших вузов России, рассказал ректор СПбПУ академик РАН Андрей Рудской.

Цели устойчивого развития

Рейтинг University Impact Rankings оценивает влияние вузов на процесс реализации целей устойчивого развития (ЦУР), сформулированных ООН на период до 2030 года. Рейтинг этот довольно молодой – в этом году он составлялся лишь во второй раз. Кстати, за прошедший год Санкт-Петербургский Политех довольно значительно продвинулся в рейтинге – в прошлом году он занимал 85-е место.

Ректор СПбПУ Андрей Рудской. Фото: research.spbstu.ru

Понятие устойчивого развития было введено на заседании ООН по окружающей среде и развитию ещё в 80-е годы прошлого столетия. Речь идёт не просто о развитии, но о таком, которое способствует процветанию всего общества в целом – появлению новых экономических возможностей, повышению благосостояния людей, защите окружающей среды и т. д. Именно с точки зрения вклада в этот процесс и оцениваются университеты по всему миру в University Impact Rankings. Составляет этот рейтинг авторитетное британское издание Times High Education (THE), которое является одним из лидеров в области оценки качества университетского образования.

Всего ЦУРов в рейтинге 17, в их числе – повсеместная ликвидация нищеты и голода, всеохватывающее качественное образование, гендерное равенство, снижение уровня неравенства в стране, надёжные современные источники энергии и т. д. Всё это – базовые гуманистические ценности, достижению которых и должен способствовать современный университет. Как отметил Андрей Рудской, выступив на онлайн-площадке ТАСС, многие из этих принципов пересекаются с задачами российских национальных проектов, направленных на сохранение экологии, развитие отечественной промышленности, создание цифровой экономики. «И по каждому из этих направлений наш университет имеет значительные достижения», – уверен ректор Санкт-Петербургского политехнического университета.

Рудской уверен: в современной экономике знаний вузы должны выходить за пределы своих традиционных корпоративных границ и всё больше влияют на создание благоприятной внешней среды – на экономику и общество.

Национальные проекты

СПбПУ – один из ведущих и крупнейших российских вузов в области подготовки инженеров, которые так необходимы нашей стране. Здесь учатся более 33 тысяч студентов, одних только иностранных студентов здесь около восьми тысяч.

Высокое (для российских вузов) положение Политеха в международном рейтинге его ректор объясняет реализацией целого ряда проектов, которые соответствуют как ЦУРам, выдвинутым ООН, так и задачам российских нацпроектов.

Первый российский солнцемобиль перед входом в Санкт-Петербургский политех. Фото: 123ru.net

К примеру, вуз имеет целый ряд разработок, направленных на снижение выбросов СО2 и повышение энергоэффективности теплоэлектростанций. Причём эта работа, отметил А. Рудской, ведётся в СПбПУ уже десятилетия.

Учёные СПбПУ организуют семинары и конференции по проблемам использования чистой энергии, реализуются образовательные программы по этим направлениям. В  Политехе открыт Energy club – международная платформа, где молодые студенты и профессионалы из разных стран делятся своим опытом в области инноваций в энергетике. Вуз участвует в разработке энергоэффективных установок для Арктики, ведутся разработки в области автономной энергетики, обеспечения чистоты водных запасов и т. д.

Это лишь одно из направлений. Но у Санкт-Петербургского политеха имеются успешные разработки в самых разных областях – от космонавтики до беспилотников, от программ управления производством до создания медицинского оборудования.

Учёные Политеха вносят свой вклад и в борьбу с нынешней пандемией. Они, к примеру, входят в научную группу по созданию терапевтической вакцины от ВИЧ, которая может быть использована и в борьбе против коронавируса. Кроме того, вуз является основным центром мониторинга и прогнозирования ситуации с коронавирусом в Санкт-Петербурге.

«Наши выпускники сейчас востребованы везде»

Одной из наиболее ярких особенностей вуза является чёткая ориентация на задачи промышленности. А. Рудской привёл цифры: вуз заключил договоры на подготовку специалистов более чем с 200 предприятий, более 2500 предприятий являются базами практики для студентов.

«Мы хотим, чтобы наше направление подготовки полностью отвечало потребностям промышленности. Мы удовлетворяем потребностям в инженерных кадрах, начиная от двигателестроения и заканчивая созданием цифровых двойников сложных систем. Наши выпускники сейчас востребованы везде», – заявляет ректор.

Карьерный форум в СПбПУ. Фото: spbstu.ru

Часто говорят, что образование в России оторвано от практики, от конкретных нужд промышленности. Как с этим дело обстоит в питерском Политехе?

«У нас более 50 % студентов уже на старших курсах бакалавратуры и в магистратуре работают на предприятиях, участвуя в том числе и в новых разработках, – отмечает Андрей Рудской. – По сути, это является гарантией их занятости после окончания университета. Плюс у нас созданы базовые кафедры – мы их называем научно-образовательные центры – при 30 предприятиях. Там работают комплексные бригады из студентов разных направлений – компьютерщики, электрики, материаловеды, экономисты и т. д., которые также работают по тем или иным заданиям предприятий, в том числе на их площадках».

В лаборатории «Техническая микробиология». Фото: spbstu.ru

А, к примеру, в Балтийской промышленной компании, вообще создано студенческое конструкторское бюро, на постоянной основе там трудятся несколько десятков студентов вузов, которые напрямую участвуют в создании новых станков и целых обрабатывающих центров.

«Почти 70 % наших выпускников уже на первом старте после выпуска из вуза находят себе работу по специальности», – констатирует ректор СПбПУ.

Международное сотрудничество

Андрей Рудской связывает успех в рейтинге с целым рядом факторов. Не в последнюю очередь это участие в международных проектах.

«Мы активно сотрудничаем с целым рядом иностранных компаний, среди промышленных партнёров Политеха более 80 ведущих компаний мира, более 40 научных центров и лабораторий, которые открыли совместно с зарубежными центрами и университетами, предприятиями», – говорит ректор.

Не случайно этот российский вуз весьма популярен у студентов-иностранцев. Здесь действует около 20 программ на английском языке, где обучаются как россияне, так и иностранные студенты. Значительное количество программ имеют международные сертификаты.

Читайте также: Почему иностранцы выбирают российские вузы? Опыт Санкт-Петербургского Политеха

Образование будущего

Университет активно выходит и на рынок дистанционного образования, являясь лидером в области инженерного онлайн-обучения в России. Так, проект «Открытый Политех» предоставляет бесплатный доступ к более чем 300 образовательным курсам на разных образовательных площадках. В рамках проекта «Синергия», который объединяет 17 университетов со всего мира, вуз представил практикоориентированные лабораторные работы для инженеров. А это, не без гордости говорит А. Рудской, – «самая сложная составляющая в организации онлайн-образования».

Академик Рудской уверен: после окончания пандемии возврата к прежним форматам преподавания уже не будет. «Пандемия заставила университеты проснуться и проделать колоссальную работу по приведению системы образования к современным требованиям. Сейчас все университеты полностью перешли на онлайн-образование», – заявляет учёный. В будущем, уверен он, система будет гармонизирована, поскольку не всегда преподавание возможно удалённо. И тем не менее внедрение онлайн-технологий, уверен он, – это будущее высшего образования.

Также по теме

Новые публикации

3 июня 2010 года в Пловдивском университете им. Паисия Хилендарского (Пловдив, Болгария) был открыт Русский центр (Центр русского языка и культуры) фонда «Русский мир». За свою десятилетнюю историю центр стал точкой притяжения не только для русистов и филологов Пловдивского университета, но и для младше- и старшеклассников, а также для иностранных студентов стран Европы и Азии.
Лола Звонарёва – секретарь Союза писателей Москвы, российский литературовед, историк, искусствовед, автор 15 книг и постоянная ведущая программы «Литературная гостиная» на радио «Русский мир». Не протяжении многих лет она успешно занимается налаживанием связей между литераторами и художниками в странах Восточной Европы.
Как помочь родителям, чтобы они в свою очередь могли помочь в учёбе своим детям-билингвам? Вопрос далеко не праздный, а сегодня – в эпоху карантина и дистанционного обучения – ещё более актуальный. Президент ассоциации «Образование» профессор Наталья Сафонова много лет занимается учебными проектами для детей, изучающих русский язык. А сейчас она готовит новое электронное пособие по русскому языку и литературе для всех классов.
1 июня отмечается День защиты детей, и сегодня обратимся к творчеству Корнея Ивановича Чуковского – одного из самых популярных детских авторов. Посмотрим, как он создавал свои знаменитые произведения, находя верный путь к сердцу ребёнка.
Дерево всю жизнь рядом с человеком. И кормит его, и греет, и кров даёт. Оно похоже на человеческое тело, такое же живое и тёплое. И у каждого дерева есть своя лингвистическая история. Посмотрим, откуда взялись названия самых обычных деревьев – берёзы, осины, сосны, рябины, дуба…
Вице-мэр города Санни-Айлс-Бич (Sunny Isles Beach) Лариса Свечин (Свечина) – первый и единственный русскоязычный избранный чиновник во Флориде. Переехав в США из Гомеля вместе с семьёй в 6-летнем возрасте, Лариса посвятила жизнь волонтёрству и сумела стать своей как для американцев, так и для приезжих, включая русскоязычных.  
Уже более полутора месяцев для юных соотечественников, живущих за рубежом и говорящих по-русски, действует  проект «Дорогая наша Русь».  Ежедневно его участники имеют возможность слушать онлайн-лекции о России – её культуре, истории, географии, языке. Проект этот абсолютно бесплатен, все лекторы участвуют в нём на добровольных началах.