EN
 / Главная / Публикации / Почему иностранцы выбирают российские вузы? Опыт Санкт-Петербургского Политеха

Почему иностранцы выбирают российские вузы? Опыт Санкт-Петербургского Политеха

Светлана Сметанина15.05.2018

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Фото: 5s1.ru

Старейший технический вуз России – Санкт-Петербургский университет Петра Великого – входит в тройку российских лидеров по количеству иностранных студентов. Сегодня здесь обучается более шести тысяч иностранцев. О том, почему вуз так популярен у иностранцев, выбирающих обучение в России, рассказывает проректор СПбПУ по международной деятельности профессор Дмитрий Арсеньев.

– Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого ведёт свою историю с конца XIX века. А с какого времени там начали учиться иностранные студенты?

– Первые иностранные студенты появились в Политехническом университете в 1947 году – таким образом, СПбПУ имеет более чем 70-летнюю историю подготовки зарубежных учащихся. За это время университетом накоплены ценнейшие знания и опыт, которые сегодня позволили нам войти в тройку лидеров среди российских вузов по количеству иностранных студентов, что подтверждено данными Социоцентра Минобрнауки.

– Если сравнивать дореволюционный, советский и настоящий период, какие тенденции и изменения в сфере обучения иностранцев в вашем университете можно отметить?

– Образовательные программы СПбПУ регулярно адаптируются под современные запросы. Мы активно развиваем направления международного академического партнёрства с зарубежными вузами, высокотехнологичными компаниями и научными организациями; программы международной академической мобильности как студентов, так и научно-педагогического состава. Ежегодно в этих программах принимают участие около 2000 российских и иностранных студентов. Значительный импульс для развития международной деятельности вуз получил благодаря участию в проекте 5–100 (проект повышения конкурентоспособности российских университетов. – Ред.).

На данный момент партнёрами СПбПУ являются более 300 вузов из 68 стран, из них 14 университетов имеют статус стратегических. Всё это позволяет нам изучать и применять лучшие мировые практики, позиционируя Политехнический университет как один из лучших инженерных вузов России.

Дмитрий Арсеньев. Фото: пресс-служба СПбПУ

Сейчас расстояния между странами уже не играют такой важной роли, как раньше. Из любой точки мира студент может получить информацию об интересующем его вузе и выбрать направление для дальнейшего обучения, связаться с принимающей страной и уточнить все необходимые детали. 



Наши сотрудники ежедневно консультируют интересующихся обучением в СПбПУ студентов, которые могут выбрать обучение как на русском, так и на английском языке: в университете разработана 81 международная англоязычная образовательная программа, среди них – 23 программы магистратуры на английском языке, на которых сегодня обучаются свыше 200 студентов из порядка 40 стран.



Хочу обратить внимание и на Международную политехническую летнюю школу,  которая является предметом нашей особой гордости: ежегодно она принимает более 500 студентов со всего мира и на сегодняшний день сохраняет статус одной из крупнейших в России. В 2018 году студенты смогут выбирать среди 26 образовательных модулей Летней школы, из них три направления – «Молекулярная гастрономия», «Энергетические технологии в нефтегазовой промышленности» и «Биомедицинская инженерия» –  будут представлены впервые.

Своевременное информирование о научно-технологическом потенциале вуза и его образовательных программах студенты могут получить и за рубежом: в официальном представительстве СПбПУ в Шанхае и в информационном центре в Мадриде. 

– Как изменились запросы самих студентов из других стран, касающиеся их обучения в СПбПУ? На какие именно критерии они сегодня обращают внимание в первую очередь?

– Запросы студентов, как и изменения в структуре высшего образования, во многом зависят от современных тенденций. Сегодня студенты из других стран обращают внимание на позиции вуза в рейтингах, конкурентоспособность реализуемых в нём образовательных программ, наличие лабораторий и исследовательских центров, а также на отзывы имеющих опыт обучения в вузе студентов. Большую роль в принятии решения играет и географическое положение.

По данным предметного рейтинга вузов QS World University Rankings by Subject 2018, СПбПУ занимает 349-е место в направлении «Естественные науки», и 248-е место в направлении «Технические науки и инженерное дело», что является 5-м результатом среди всех вузов России и третьим –среди вузов-участников проекта 5–100. По данным авторитетного британского журнала Times Higher Education (THE), Политех вошёл в топ-50 мирового рейтинга THE по соотношению преподавателей и студентов.

Что касается конкурентоспособности программ, хочу отметить возможность получить у нас  двойной диплом с ведущими европейскими университетами – Техническим университетом Берлина, Университетом Ганновера имени Лейбница, ПариТехом (Парижским технологическим институтом), Грацким техническим университетом. Кроме того, СПбПУ – один из немногих вузов России, где налажена выдача общеевропейских приложений к диплому, что способствует признанию дипломов СПбПУ за границей. Оно включает в себя стандартный набор разделов, понятный сотрудникам зарубежных образовательных организаций, информацию о полученной квалификации, уровне образования, содержании программы, а также трудоемкости дисциплин в ECTS (Европейской системе перезачёта кредитов).

 Открытие представительства СПбПУ в Шанхае. Фото: spbstu.ru

Кроме того, наши лаборатории имеют современное оборудование. Мы активно расширяем свой научно-технический потенциал: так, в ноябре 2017 года Политехнический университет и компания Siemens открыли совместную лабораторию «Промышленные системы искусственного интеллекта», где с помощью специализированного суперкомпьютера будет вестись мониторинг и диагностика промышленных систем и аппаратов.  Кроме того, на базе нашего вуза открыта кафедра ЮНЕСКО «Управление качеством образования в интересах устойчивого развития», которая является платформой для налаживания связей и установления сотрудничества в различных областях науки и образования как внутри страны, так и на международном уровне.

И, конечно, расположение Политехнического университета в одном из красивейших городов России – Санкт-Петербурге – еще один аргумент для того, чтобы выбрать для обучения именно СПбПУ.
 

– Ваш университет входит в тройку лидеров среди российских вузов по количеству иностранных студентов. На ваш взгляд, с чем связана эта популярность?

– За последние годы существенно расширилась география наших партнёрских университетов: мы развиваем и укрепляем связи со странами Европы, а также активно работаем с вузами Латинской Америки, Африки, Азии, со странами БРИКС, в особенности с Китаем. Учитывая лучшие примеры из мировой практики, СПбПУ активно продвигает свой бренд за рубежом в целях популяризации образовательных программ, в том числе – русского языка. Важную роль в развитии экспорта образования играют открытые СПбПУ представительство в Шанхае и информационный офис в Мадриде. Проводимые мероприятия, например Недели русского языка в Китае и Испании, открытые уроки, курсы повышения квалификации преподавателей, делают вуз ближе к иностранным абитуриентам, способствуют их адаптации к обучению в России.

Представители нашего вуза участвуют в крупнейших конференциях и форумах (EAIE, NAFSA, APAIE), а также в международных образовательных выставках и ярмарках. СПбПУ сотрудничает более чем с 30 рекрутинговыми агентствами и компаниями из разных регионов и стран. Также осуществляется продвижение посредством сотрудничества с внешними СМИ за рубежом. 

Начиная с 2017 годы мы проводим вебинары. Это новый и перспективный инструмент интернет-маркетинга для продвижения образовательных услуг вузов.

Кроме того, в университете работает команда тьюторов и адаптеров, куда входят студенты-волонтёры, оказывающие помощь иностранным студентам в адаптации к студенческой жизни в России.


Петербургский цифровой форум – 2018. Фото: spbstu.ru

– Сегодня перед российским образованием поставлена достаточно амбициозная задача – увеличить число обучающихся в России иностранцев до 700 тысяч человек к 2025 году. На ваш взгляд, что нужно делать, чтобы достигнуть таких показателей?

– На мой взгляд, ключевую роль в достижении этой цели играет системный подход. Например, в международном кампусе СПбПУ создана вся необходимая инфраструктура для решения задач по увеличению числа иностранных студентов в вузе. Она включает систему маркетинга и рекрутмента, академической мобильности, Центр русского языка как иностранного и Центр тестирования по русскому языку. Это, конечно, и благоустроенные общежития, система адаптации, единое информационное пространство и система навигации на различных языках. Всё это создает комфортную доброжелательную интернациональную среду как внутри вуза, так и за его пределами. 

Информационную поддержку иностранным студентам, доступную онлайн, обеспечивают специалисты Единого информационного офиса, который включает в себя рекрутинг, консультации по выбору направления обучения, оформление и зачисление иностранных граждан. В рамках единого информационного офиса работают также Центр экспертизы иностранных документов об образовании и паспортно-визовая служба. 

Также по теме

Новые публикации

120 лет со дня рождения выдающегося лингвиста Сергея Ожегова исполняется 22 сентября. Главным научным достижением Ожегова стал всем известный «Словаря русского языка», который только при жизни лингвиста выдержал шесть переизданий, и продолжал совершенствоваться и пополняться даже после смерти учёного.
В истории открытия Антарктиды, 200-летие которого отмечается в 2020 – 2021 годах, ещё остались неизвестные страницы. Например, мало кто знает о человеке, без которого и экспедиция, и само открытие ледового материка могли бы не состояться. Речь о морском министре Иване Ивановиче де Траверсе. Член Русского географического общества, эксперт МОК ЮНЕСКО Виталий Сычёв рассказывает интересные подробности.
В Эстонии, по разным причинам, с каждым годом увеличивается количество русскоязычных детей, поступающих в школы с эстонским языком обучения. Родители всё чаще встают перед проблемой – как сохранить идентичность ребёнка, дать ему хороший русский язык, знания по родной литературе и культуре. На эти вопросы отвечает директор Таллинской школы русского языка Института Пушкина Инга Мангус.
На территории Русского центра им. Н. И. Бородиной в городе Мерано провинции Альто-Адидже (Италия) прошла премьера литературно-театрального спектакля «Калейдоскоп» по рассказам Михаила Зощенко. Зрителями стали наши соотечественники и итальянцы, изучающие русский язык.
275 лет назад, 16 сентября (по старому стилю – 5 сентября) 1745 года, родился выдающийся российский военачальник и дипломат Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. О военном таланте Кутузова, его заслугах в войнах с турками и Наполеоном знают все. Обратимся к чуть менее известным, но весьма примечательным фактам из жизни нашего великого соотечественника.
Сентябрь подтвердил опасения и тревоги учащихся бывших русских школ и их родителей в Латвии. На головы наших соотечественников в новом учебном году одновременно свалилось сразу три беды – компетентностная реформа, серьёзные языковые ограничения и перемены, связанные с эпидемиологической ситуацией.  
Член Всемирного координационного совета российских соотечественников Сильвана Ярмолюк-Строганова, с детских лет живущая в Аргентине, рассказала об истории своей семьи и отношениях в среде российских иммигрантов.