Современный городской музей: от истории семьи до истории страны
Светлана Сметанина19.12.2019
Может ли музей влиять на будущее города? Наверняка, у многих этот вопрос вызовет удивление: причём тут будущее, когда музей должен хранить прошлое. Но в наше быстро меняющееся время городские музеи тоже вынуждены искать новые ниши, с помощью которых они смогут взаимодействовать с горожанами и быть им полезными. О том, как это получается в Лондоне, Норильске, Екатеринбурге, Находке и деревне Учма, рассказали на конференции, организованной Музеем Москвы.
Сегодня трудно представить город без музея – даже самые маленькие города стремятся обзавестись своей музейной площадкой, где бы сохранялась городская история. Долгое время эта функция музея – собирать исторические артефакты, классифицировать их и хранить в надлежащих условиях – не подвергалась сомнению. Казалось бы, а чем ещё музеям заниматься?
Но времена меняются, и сегодня это заметно как никогда раньше. Дошла очередь и до городских музеев. Сегодня им приходится всерьёз размышлять на тему: как взаимодействовать с городскими сообществами и чем они могут быть полезными горожанам? Одной лишь исторической экспозицией сегодня мало кого привлечёшь и заинтересуешь.
Музей Москвы тоже переживает подобные перемены. Когда-то он создавался как музей коммунальной истории и коммунального хозяйства. Потом расширил рамки до городского музея. Сегодня в музее ищут новые ниши, организуя интересные выставки, проводя лекции и показы мод молодых российских дизайнеров. А чтобы узнать, как проходит поиск новых путей музейного развития в других городах, в Музее Москвы провели конференцию «Музей в городе – город в музее».
Музей в живой среде
Оказалось, что подобными вопросами – в какой форме существовать дальше – задаются музеи по всему миру. Например, Музей Лондона сегодня переживает полный апгрейд благодаря переезду на новое место, рассказал его директор по контенту Финбарр Вулли. Интересно, что новое здание музея представляет собой старое – в смысле, историческое – здание продовольственного рынка. К тому же рядом действуют мясные ряды. Правда, они должны съехать после 2027 года, но какое-то время городскому музею придётся существовать в таком непривычном соседстве. «Мы должны поддерживать ощущение рабочего мясного рынка», – пояснил Вулли и добавил: «Самое худшее, что можно сделать, – превратить этот район в хипстерский, где будет продаваться жутко дорогой кофе, но реальных людей не будет».
Музей будет очень плотно встроен в городскую среду – попасть в него можно будет через кафе и магазины, а на цокольном этаже разместится станция метро. Но главное, конечно, новая экспозиция. Как рассказал Вулли, её предполагается разбить на несколько временных зон. В зоне реального времени можно будет узнавать о Лондоне с 1945 года по сегодняшний день. Экспонаты по старинной истории разместятся в разделе «глубинное время». Ну а самой привлекательной для посетителей, наверняка, будет зона воображаемого времени, где они смогут побывать в Лондоне Чарльза Диккенса и Гарри Поттера.
Музей – история о будущем
Совсем иная задача – в каком-то смысле даже более амбициозная – стоит сегодня перед новым Музеем Норильска, созданном на базе нескольких прежних муниципальных музеев. Что будет с городом завтра и сможет ли музей на это повлиять? Именно такие серьезные вопросы задают себе создатели Музея Норильска. Пока ответов на них нет, признаётся директор музея Наталья Федянина. «Понятие «музей» сильно изменилось. Это не только о прошлом, но и о будущем. Не только хранить историю, но и работать с сообществами», – говорит она. С другой стороны, отсутствие чёткой картины будущего Норильска даёт возможность каким-то образом на это будущее влиять.
Ежегодно в этом северном городе обновляется от 6 до 8% населения. При этом впервые со времён советского периода оно растёт последние четыре года. Создатели музея включили в экспертный состав наиболее активных горожан, чтобы вместе работать над его концепцией. Запланировано создание Арктического музея современного искусства, а основное здание ждёт полная трансформация – там будет музей актуальной истории.
От истории семьи к истории города
А вот Музей истории Екатеринбурга вполне может делиться своими практиками со всеми остальными городскими музеями. Именно благодаря своим нестандартным подходам к музейной экспозиции он стал известен на всю страну. Как рассказал его директор Сергей Каменский, у музея есть разные концепции взаимоотношений с городом. Но главное, по его словам, - это неравнодушный взгляд на город и ответственность за него. Например, в музее уже несколько лет собирают истории коренных семей Екатеринбурга и даже устраивают экспозиции, посвящённые истории конкретной семьи. А на их открытие приглашают всех родственников данного семейного клана. «На таких примерах мы видим, как история одной семьи переходит в историю города и в конечном итоге историю страны», – говорит Сергей Каменский.
Отдельно собираются городские истории по районам и даже кварталам. И уже открыты 25 экскурсионных маршрутов, некоторые из которых проводят сами жители данного района. А по историям, посвящённым знаменитому на всю страну городскому району при предприятии «Уралмаш», музей даже поставил документальный спектакль.
Краеведение на новый лад
Также в рамках конференции состоялся круглый стол, посвящённый краеведческим музеям и их будущему. Сеть российских краеведческих музеев – одна из самых больших в мире: их порядка тысячи. Считается, что краеведение в нашей стране стало возникать благодаря царским ссылкам, в которые отправляли революционную интеллигенцию. Неслучайно уже в 1921 году молодая советская республика проводит конференцию, посвящённую этим местным музеям, где их впервые и называли краеведческими.
Правда, сегодня зачастую они представляют собой довольно печальное зрелище: набор примерно одних и тех же экспозиций, скупо рассказывающих об истории края и его животном и растительном мире. Но, похоже, ветер перемен достиг и этих заповедных уголков. Андрей Рымарь, основатель музейного бюро «АРКФ», рассказал, как три года работал над трансформацией музея в Находке.
Экспозиция в Музейно-выставочном центре г. Находка. Фото: nahodka.hipdir.com
Сначала его группа почти месяц общалась с местными жителями, которых пригласили стать создателями нового музея. В процессе общения накопился целый ворох городских историй, которых решено было использовать при создании новой экспозиции. В результате сами собой сложились четыре сюжета: дорога, отношения с природой, стройка с нуля и испытания. Это история русских поселенцев, которые приезжали в Находку с XIX века. Что они брали с собой, что обнаруживали, когда приезжали, почему решали остаться. У строительства города также было несколько этапов: сначала русские крестьяне построили деревню Американка, потом город строили заключённые, а в 50-е годы им на смену пришли отряды комсомольцев. Сюжет «Испытания» объединил истории о Гражданской и Великой Отечественной войнах, ГУЛАГе и пленных японцах. «Это древний сюжет: история о том, как человек ушёл из дома, выдержал испытания и вернулся», – рассказывает Андрей Рымарь.
Наше время также представлено в игровом формате. Например, 80-е годы XX века – это квест по поиску дефицитных вещей и возможностей. 90-е – игра «монополия». Также в музее есть зал, посвящённый будущему города.
Деревенский музей для думающего горожанина
Ну а самый необычный опыт создания музея представила Елена Наумова, директор Музея деревни Учма Ярославской области. Эта деревня расположена между известными туристическими городами – Угличем и Мышкиным – и зимой в ней проживает всего 15 человек. Зато с мая по октябрь население увеличивается в разы за счёт дачников. Один из местных жителей, родившихся здесь, заинтересовался историей Учмы и посетившего её когда-то византийского князя, ставшего в последствие монахом и даже святым-покровителем этих мест.
Местный житель поставил на месте развалин монастыря сначала крест, потом часовню, а потом открыл музей. А с 2006 года у музея появилась хозяйка – Елена Наумова, вышедшая замуж за создателя музея. Сначала они с мужем записали истории местных жителей о предметах старины, которые остались у них от бабушек и дедушек. Потом записали шесть женских историй о любви. И вот так получилась картина жизни второй половины XX века.
Эффект от музея, который так и называется: Учемский музей Кассиановой пустыни и судьбы русской деревни, превзошёл все ожидания. Во-первых, Учма бросила пить, а местные жители увлеклись украшательством своих дворов и общественного пространства. А во-вторых, дети и внуки местных жителей, приезжающие к ним в гости, всерьёз заинтересовались историей своих предков. «Этот музей сделан для думающего горожанина – человека, который задумывается о своём месте в жизни», – уверена Елена Наумова. Неожиданно для самих создателей музея он стал музеем русской женщины, рассказывающем о её нелёгкой жизни в деревне средней полосы России.