EN
 / Главная / Публикации / Заметки на полях Всемирного русского народного собора

Заметки на полях Всемирного русского народного собора

Дмитрий Климов 08.11.2017

Фото: pravoslavie.fm

XXI Всемирный русский народный собор (ВРНС) на днях завершил работу в Москве. Главными темами собора, проходившего под председательством Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, стали последствия русской революции, роль семьи в современном мире и современное образование.

Прежде всего, необходимо напомнить, что именно представляет собой ВРНС. Учреждён собор был в 1993 году. Именно этот год можно считать одним из самых трагических в «лихих 90-х», когда пришла эпоха «разнузданной демократии», которая, впрочем, имело мало общего с  демократией реальной. Происходило неприкрытое воровство, уничтожение промышленности и сельского хозяйства, подчинение экономики страны чуждым интересам. Законы, о которых говорили как о некой незыблемой норме и о необходимости их строго исполнять, не соблюдался практически ни в одной сфере. Рушились традиционные ценности, не имевшие никакого отношения к догматам отвергнутого социалистического строя. 

В этот момент под эгидой Русской православной церкви создаётся новая организация, которая взяла на себя ответственность противостоять накопившимся негативным тенденциям. Во главе ВРНС согласно уставу организации стал патриарх Московский и всея Руси Алексий II, пользовавшийся очень большим авторитетом в обществе. По благословению и под председательством предстоятеля Русской православной церкви проводятся ежегодные соборные заседания. С 1 февраля 2009 г. главой собора является патриарх Кирилл. 

В президиум и совет ВРНС входят известные российские политики и общественные деятели, представители мира науки, культуры и образования, военачальники, соотечественники из ближнего и дальнего зарубежья. Основными целями деятельности ВРНС провозглашены содействие духовному, культурному, социальному и экономическому возрождению России и русского народа, укрепление российской государственности.

XXI Всемирный русский народный собор открылся 1 ноября в Зале церковных соборов кафедрального храма Христа Спасителя в Москве. Тема заседания – «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития». Главными темами выступления патриарха Кирилла при открытии собора стали последствия русской революции, роль семьи в современном мире и современное образование.

Революция 

Россия отмечает очень неоднозначную дату своей истории – 100-летие Октябрьской революции. До сих пор не утихают споры о том, чем же была революция на самом деле: стихийным движением масс или же хорошо спланированным и подготовленным заговором; движением на пути к прогрессу или шагом в пропасть.

В своём выступлении патриарх Кирилл дал ясный ответ на эти вопросы. «Трудно отрицать то, что революция стала трагедией. Братоубийственная Гражданская война, гибель и изгнание миллионов людей, огромные потери в духовной и хозяйственной сфере. Самое страшное, что в ходе революционной борьбы в души людей были посеяны семена ненависти и зла. И сегодня мы можем с болью наблюдать, как та же ненависть возрождается в разных точках современного мира: как в далёких странах, так и у ближайших народов, у наших братьев», – сказал он. 

«Революции сегодня поставлены на поток. Так называемые "цветные революции" стали технологическим понятием, обозначающим силовую смену власти и оправдывающим нарушение конституции и норм международного права», – было отмечено во вступительном слове патриарха Кирилла. 

На этом фоне, уверен предстоятель РПЦ, очень важна консолидация общества, его единение, а не прежние разделение на «белых» и «красных». Хотя немало тех, кто хотел бы вновь противопоставить одних другим, посеять ненависть. 

«Ненависть носит сегодня другие идеологические одежды и связана с проведением новых и углублением старых разделительных линий на планете, с ростом мирового неравенства и его идейным оправданием, с культивированием в обществе искусственных различий. Эти процессы уже не связаны с идеями прежней революции, имеют иные идейные основания», – подчеркнул святейший патриарх.

Выступивший на соборе Председатель Государственной Думы России В. В. Володин, призвав «делать выводы из прошлого для того, чтобы увереннее идти вперёд и эффективно решать задачи развития страны». С точки зрения биологии, «революция» любого живого организма является фактически его смертью. 

Человек более всего приспособлен к эволюции в своём развитии без радикальных потрясений. Этот же механизм более приемлем и для общества как социальной системы. Спикер Госдумы отметил, что для страны крайне важно «устойчивое и эволюционное развитие, основанное на диалоге и взаимопонимании».

Семья

Теме сохранения «ячейки общества», как называли семью в годы советской власти, было также уделено немало внимания в ходе заседания собора.

«Семья – структурная единица стабильного, здорового социума, главный элемент солидарного общества. Сохранение народа, культуры, языка, государства – всё это осуществляется при посредстве семьи, поскольку именно с семьёй связан механизм передачи опыта по цепи поколений», – отметил в своём слове к собравшимся патриарх.

Отношение к семье претерпевает  довольно странные метаморфозы во многих западных странах. Так, наблюдается новое явление – ювенальная юстиция. Детей могут изъять из семьи по самым разным причинам. Как затем происходит воспитание детей в приёмных семьях, как правило, волнует уже меньше. Априори предполагается, что эти семьи достойны того, чтобы вырастить полноценного члена общества.  Нельзя не упомянуть и о массовых явлениях усыновления детей однополыми парами, бракосочетание которых в Европе практически узаконены. Иначе как ударом по традиционной семье назвать нельзя.

«Мы сохраняем и передаем будущим поколениям историю, язык, культуру, религию, профессиональный и житейский опыт. Передаем – понимая, чувствуя, что "семья" – это не только мы и наши дети, но и будущие поколения, которые нас не увидят, но непременно о нас узнают», – подчеркнул предстоятель РПЦ. Именно на этот механизм передачи памяти поколения и направляется основной удар с целью его разрушения, а значит, разрушения той основы, на котором стоит общество.

Дело не ограничивается только попытками взять естественное объединение людей, существовавшее тысячелетиями, и подменить его чем-то иным. Предпринимаются попытки вмешаться в природу самого человека. 

«Человек нуждается в заботе, самосовершенствовании, духовном развитии, но не в том, чтобы была изменена его природа. Поскольку природа эта создана по образу и подобию Божественной, изменять её в любом другом направлении значит изменять самому Богу. Сегодня борьба за будущее – это борьба за антропологию. Это борьба за определение того, что есть человек. Серьёзным вызовом видится бурное развитие медицинских и генетических технологий. Футурологи уже предсказывают скорое расслоение человечества на две расы. Одним предрекается величие сверхлюдей, другим – судьба подчиненных», – звучала тревога в словах патриарха. 

Образование

На соборе патриарх уделил внимание и такой теме, как образование: «Если мы не воспитаем собственный народ, его будут воспитывать другие. Поэтому в такой важной сфере как образование важно восстанавливать и развивать собственные научные и педагогические школы, продвигать свои методологические наработки. Это будет вызывать сопротивление со стороны сторонников глобальных стандартов образования, но не нужно этого бояться, потому что одновременно с этим это будет привлекать живой международный интерес. Русское образование вполне может стать образцом, таким же, как русская наука и русская литература. Опора на собственные культурные разработки и на свой способ мышления при учёте общемировых тенденций и достижений в науке и технике позволит сохранить суверенитет в XXI веке». 

Действительно, немало вопросов возникает к т. н. Болонскому процессу – сближению и гармонизации систем высшего образования на основе единого стандарта с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Так, по крайне мере, декларировалось в документах, принятых в Болонье 19 июня 1999 г.  Цель, в принципе, хорошая, но при одном непременном условии – если иметь в виду повышение качества обучения. 

Однако Болонский процесс был во многом механически заимствован без критического анализа его возможных негативных последствий для традиционного образования России. Появилась система бакалавров и магистров, т. е. некогда единый процесс обучения был искусственно расчленён. Несмотря на то, что эта система принята в вузах, вопросы к ней остаются. И, кстати, не только в России, но и в Европе. Кто такой «бакалавр» в медицине, или в педагогике? – ответа нет. Поэтому в вузах, которые готовят врачей и учителей, по-прежнему действует старая система. Но нужно ли всё это было и для других специальностей? Насколько сокращённый процесс обучения будет служить задаче подготовки квалифицированных инженеров, например?

Опираться на традиционные ценности в образовании сделать особый акцент на воспитании российского студенчества считает необходимым и заместитель министра образования и науки РФ, глава Рособрнадзора С. С. Кравцов, принявший участие в работе собора: «Очевидно, заниматься этим вопросом необходимо, опираясь на ценности, которые объединяют многонациональные народы России, основываясь на историческом развитии нашей страны, семейных ценностях. Хочу подчеркнуть, что нравственное воспитание студентов, молодёжи является чрезвычайно важной задачей для устойчивого и эффективного развития нашей страны».

«Мы не должны забывать свой исторический опыт», – с этими словами главы Всемирного русского народного собора и патриарха Кирилла трудно не согласиться.

Также по теме

Новые публикации

«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
Цветаева