RUS
EN
 / Главная / Публикации / «Зимние вечера на Амстеле» – Екатерина Великая, Просвещение и русская музыка в Голландии

«Зимние вечера на Амстеле» – Екатерина Великая, Просвещение и русская музыка в Голландии

Инесса Филатова 16.12.2016

На этой неделе в Амстердаме с успехом завершился IV фестиваль камерной музыки «Зимние вечера на Амстеле». Он проходил в музее «Эрмитаж Амстердам». Тема этого года – «Воля к просвещению» – созвучна выставке, посвященной русской императрице Екатерине Великой.

Идея фестиваля неразрывно связана с именем Святослава Рихтера и «Декабрьскими вечерами» в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. В русском музее в Амстердаме фестиваль впервые состоялся в 2013 г. в рамках перекрёстного Года России в Нидерландах и Нидерландов в России. С тех пор «Зимние вечера на Амстеле» стали ярким событием голландской культурной жизни. 

Культура и музыка – послы мира

По замыслу Святослава Рихтера, концерты классической музыки в художественном музее, объединенные общей идеей с представленной экспозицией, дают посетителю прочувствовать глубокую связь между различными видами искусства внутри одной эпохи или национальной школы, позволяя внимательному зрителю-слушателю глубже понять их смысл и характер. 



Эта идея вдохновила организаторов «Зимних вечеров на Амстеле» художественного руководителя Анну Азерникову и коммерческого директора Надежду Елисееву на создание серии тематических концертов в филиале Эрмитажа в Амстердаме. Русский музей на берегу Амстела стал идеальным местом проведения фестиваля как мост между культурами Нидерландов и России. 

«Здесь любят русскую музыку, к тому же за плечами русских музыкантов стоит сильнейшая классическая школа, – говорит Надежда Елисеева. – Кроме того, Эрмитаж – это место, куда приходят люди, интересующиеся русской культурой, то есть наша непосредственная целевая аудитория. А самому музею идея фестиваля даёт возможность представить новую программу посетителям, немного расширить свою сферу.

С самого начала нас поддерживает посольство России в Нидерландах, помогая в организации фестиваля и поиске спонсоров. В этом году, правда, был момент, когда нам казалось, что фестиваля не будет. Из-за сложной экономической ситуации многие наши спонсоры не смогли нам помочь. Но, слава богу, всё получилось!»


По случаю открытия IV фестиваля камерной музыки «Зимние вечера на Амстеле» был устроен посольский приём.



«Очень важно, что фестиваль "Зимние вечера на Амстеле" состоялся, – сказал корреспонденту «Русского Мира» посол России в Нидерландах Александр Шульгин. – Я рассматриваю его как продолжение успешно начатых перекрёстных годов России в Нидерландах и Нидерландов в России. Это, безусловно, содействует укреплению наших связей, помогает нам в культурном общении. Культура в целом и музыка в частности – это послы мира. В 1958 году Ван Клиберн выиграл конкурс Чайковского в Москве – была эпоха холодной войны. Мстислав Ростропович играл у Берлинской стены, символизируя окончание этой эпохи. Это были очень волнующие моменты.

Контакты между нашими странами продолжаются. Более года тому назад мы любовались голландским балетом в Большом театре. И вот теперь фестиваль "Зимние вечера на Амстеле" вписывает ещё одну славную страницу в историю наших отношений. В нынешнее непростое время это то, что нам нужно, и мы с оптимизмом смотрим в будущее».  

На открытии фестиваля директор музея «Эрмитаж Амстердам» Кателяйн Брурс сказала: «Я нахожу прекрасной возможность разделить эту часть русской культурной традиции с нидерландской публикой. В следующем году мы будем отмечать первый юбилей, и я надеюсь, что мы сохраним эту замечательную традицию еще на много-много лет». 

Просвещение в музыке – от Екатерины Великой к голландским минималистам

В этом году программа фестиваля «Зимние вечера на Амстеле» согласуется с проходящей в Эрмитаже выставкой «Екатерина Великая». 

Спустя 250 лет после того как Екатерина II приобретает собрания произведений искусства, положив начало будущему музею Эрмитаж в Санкт-Петербурге, «Эрмитаж Амстердам» представил уникальную выставку, раскрывающую историю жизни своей основательницы. Это более 300 экспонатов – произведения живописи, графики и скульптуры, ювелирные изделия и камеи, костюмы и оружие. 

Перед художественным руководителем фестиваля Анной Азерниковой это поставило творческую сверхзадачу – составить программу фестиваля камерной музыки так, чтобы она была разнообразна, имела общую идею с темой выставки и при том была бы интересна публике. Азерникова справилась с этим блестяще.



«По-голландски тема фестиваля звучит как Verlangen naar Verlichting, – рассказывает Анна Азерникова. – На русский это переводится как "воля к просвещению". Но в голландском языке слово verlichting имеет более широкое значение, благодаря которому возникает красивая игра слов, создающая яркий образ стремления к свету. Этот образ открыл нам возможность выйти за узкие рамки придворной музыки XVIII века и сделать программу очень разнообразной. Ведь хотелось показать как можно больше аспектов русской музыки, музыки разных эпох, выйти на современность и подчеркнуть связь России и Нидерландов. Я считаю это нашей маленькой миссией – не только радовать голландскую публику исполнением любимых здесь произведений Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева и Стравинского, но и знакомить с неизвестными публике русскими композиторами и произведениями. И мы смогли это сделать».

Один из концертов фестиваля был посвящён музыке лучших композиторов, творивших при дворе Екатерины, которые создавали в том числе оперы на либретто, написанные самой императрицей.  Также на фестивале прозвучали сонаты Бетховена, которые он посвятил любимому внуку Екатерины – императору Александру I. 

125-летие со дня рождения Сергея Прокофьева отметили уникальным музыкальным спектаклем «Петя и волк», который исполнили юные виртуозы из России и Нидерландов – ученики детской музыкальной школы им. Гнесиных. Рассказчиком выступил Франк Хроотхоф, известный в Нидерландах своими музыкальными представлениями для детей. 
 


Любители русской классики насладились концертом Рахманинова, Аренского и Шостаковича.

Удалось нам показать, чем живут и о чём думают современные композиторы. Публика познакомилась с музыкой Владимира Мартынова и Павла Карманова, который приехал к нам из Москвы, чтобы исполнить свои произведения. В исполнении пианиста Алексея Любимова прозвучала музыка нидерландского композитора-минималиста Симеона тен Хольта.


Завершился фестиваль «Венским фейерверком», во время которого звучали Моцарт и Шуберт в исполнении любимицы голландской публики, пианистки Ольги Пащенко и пианиста Александра Мельникова, чьим талантом восхищался Святослав Рихтер.  

 Музыканты и зрители

Марианна, зрительница: «Это был замечательный концерт. Идея фестиваля прекрасна – объединить концерты классической музыки с темой выставки и дать зрителям возможность насладиться и тем, и другим. К сожалению, нам не хватило времени, чтобы посмотреть всю экспозицию.  Но то, что мы увидели, произвело сильное впечатление». 

Етти, волонтёр: «Это потрясающая музыка! Особенно Аренский мне понравился, это так трогает – до самого сердца!»

Стефан, зритель: «Вообще я не очень большой поклонник классической музыки. Я пришёл с друзьями, и это было очень интересно. Правда, посмотреть выставку у нас не было времени».

Ольга Пащенко, пианистка: «Я считаю, что это потрясающий фестиваль! Тут встречаешься с русской душой. Великолепная организация: с одной стороны, ты чувствуешь, что это большое официальное событие, а с другой – всё так уютно, тепло и очень здорово. Я играла очень много, три дня. Играть с разными инструментами в этом зале, с такой хорошей акустикой, было очень приятно. Отношения между Голландией и Россией существуют давно, и здорово, что в Амстердаме есть Эрмитаж и что есть связь между этим фестивалем и "Декабрьскими вечерами" в России, и ты чувствуешь традицию, которая продолжается».

Алексей Любимов, пианист: «Мне очень приятно, что это проходит в таком замечательном зале и в таком замечательном месте! Публика посещала очень хорошо, и играть для этой публики очень приятно. Великолепная организация и разнообразные программы внутри казалось бы узкой темы – Екатерина Великая и эпоха Просвещения XVIII века. Но они вышли из этого времени в другие эпохи, связав эпоху Просвещения с современностью. Моя задача была – музыка настоящего, причём связывающая Россию с Голландией, – это современные минималисты, российские, московские, и голландские. И я совершенно счастлив сотрудничать с "Дудок квартетом", который играл в моей программе, они зажглись этой музыкой, завелись и играли очень здорово. Это был вечер для всех нас очень важный». 

Также по теме

Новые публикации

Мы продолжаем серию публикаций о Русском мире современных среднеазиатских республик. В октябре 2018 года члены экспедиции «Современный этномир (Средняя Азия)», которая изучает культуру, быт и традиции русскоязычного населения, побывала в Самарканде. Здесь члены Пензенского областного отделения Русского географического общества провели серию интервью с русскими старожилами города и прихожанами православных храмов.
Ассоциация «Меридиан» (Русский дом в Льеже) в своё время начиналась с создания русской школы для детей соотечественников. Сегодня связи организации с Россией стали более тесными и разносторонними: это и восстановление исторической памяти, и развитие побратимских связей, и воспитание молодёжи. О том, как к голосу русскоязычной диаспоры начинают прислушиваться местные власти, рассказывает президент ассоциации Элла Бондарева.
Пикеты в защиту литовского политического узника прошли накануне в нескольких странах мира. Рига, Вильнюс, Таллинн, Кишинёв, Минск… По призыву латвийских антифашистов в этих столичных городах состоялись акции солидарности с известным литовским общественным деятелем, участником антинацистского движения Альгирдасом Палецкисом.
Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) выпустило сборник материалов, составленный по итогам проекта «Vox populi: мониторинг речевого поведения русскоязычных журналистов в России, странах ближнего и дальнего зарубежья». Сборник вышел под редакцией доктора филологических наук, профессора, академика Российской академии образования Л. А. Вербицкой.
13 апреля 2019 года вновь пройдёт масштабная образовательная акция «Тотальный диктант». Сотни тысяч людей в России и за рубежом будут проверять свою грамотность. Далеко не все знают, что у Тотального диктанта есть «младший брат» – тест TruD. Он создан специально для тех, кто изучает русский язык как иностранный, детей-билингвов, их родителей и всех, кто пока недостаточно владеет русским языком. О том, как выглядит тест, и его первых итогах нам рассказала руководитель проекта «Тотальный диктант» Ольга Ребковец.
Недавно в Пскове прошла большая международная конференция «Мир без границ: русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве». О том, как Псковский университет занимается продвижением и популяризацией русского языка и культуры в близлежащих странах, рассказывает профессор кафедры литературы ПсковГУ, президент «Ассоциации гуманитарной культуры» Аида Разумовская.
В этом городе можно встретить «живого» Чехова (он водит тематические экскурсии) и увидеть крепость, защищавшую подходы к Москве от монголо-татар. Серпухов считают самым богатым на достопримечательности и памятники в Подмосковье, а здешний историко-художественный музей с собранием картин русских и европейских художников мог бы украсить любую региональную столицу. Год 2019-й станет для Серпухова юбилейным – город отметит 680-летие. Подарком ко дню рождения может стать внесение Серпухова на карту «Золотого кольца». Горожане и историки уверены – давно заслужил.
В Государственном университете Триеста (Италия) и в Университете имени Карла и Франца (Грац, Австрия) прошли  «Дни русского языка и культуры», организатором которых выступил Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). В мероприятиях принимали участие языковеды-русисты из России, а также специалисты по русской литературе и культуре Италии и Австрии.